«День позора»

Америка
№208 (1339)

На днях исполнилось ровно 80 лет, как 32-й президент США Франклин Рузвельт объявил войну Японии. Считается, что именно в этот день американская нация ощутила самый сильный всплеск патриотизма, гнева, злости, бесстрашия и чувства мести одновременно. 

Фото: Рузвельт выступает с речью в Конгрессе. За ним сидят вице-президент Генри А. Уоллес (слева) и спикер Палаты представителей Сэм Рейберн (справа). Правее Рузвельта сидит сын президента — Джеймс Рузвельт, сопровождавший своего отца в Капитолий и служивший офицером в морской пехоте. Общественное достояние

 

В полдень 8 декабря 1941 года тяжело больной Рузвельт, опиравшийся на руку своего сына Джеймса (капитан морской пехоты), медленно вошёл в зал заседаний Палаты представителей. Он коротко поздоровался и сразу же попросил конгрессменов разрешения объявить войну Японии и обратиться к нации по радио. Лишь один человек в Нижней палате Конгресса, имевший репутацию радикального пацифиста, проголосовал "против".

Рузвельт подписал принятую декларацию, а потом долго смотрел на чёрную повязку на своей руке. Она символизировала траур по погибшим накануне в атаке на Перл-Харбор. Затем президент удалился в комнату, откуда велись экстренные радиотрансляции национального масштаба. 

Историки считают, что речь Рузвельта слушали более 97% взрослых жителей США. Все заводы и фабрики, а также малые бизнесы приостановили свою работу и включили звук динамиков на максимум. Даже не имевшие радиоприёмников могли слушать Рузвельта, открыв окно в доме или выйдя на улицу. 

 
"7 декабря 1941 года - день, который будет навсегда вписан в историю как день позора, - сказал президент. - Соединённые Штаты были внезапно и намеренно атакованы военно-морскими и военно-воздушными силами Японской империи. - Независимо от того, сколько времени потребуется, чтобы преодолеть это намеренное вторжение, американский народ в своей праведной мощи одержит абсолютную победу". 10-минутную речь Рузвельт закончил фразой "Да поможет нам Бог".

Сразу стоит упомянуть, что современные президенты США никогда бы не употребляли слово "бесчестие" (infamy также можно перевести как "позор" и "бесславие") в отношении гибели большого количества людей. В 1940-х годах, однако, американцы мыслили совершенно по-другому. Честь страны для многих была важнее, чем человеческие жизни. Многие ощущали глубокий стыд за унижение страны Японской империей, но специально не интересовались количеством погибших в бомбардировках Перл-Харбора. 

После речи Рузвельта члены Палаты представителей начали организованно топать ногами. От сильных вибраций в зале попадали картины со стен и закачались громадные люстры. Таким способом конгрессмены выразили своё единство с главой государства и американским народом.  

В стране началась всеобщая мобилизация. Ветераны организовали отряды гражданской обороны (civilian defense groups) и призвали всех желающих отправиться в Японию одними из первых. 

Спрос на лётчиков и моряков оказался настолько колоссальным, что армейские офицеры наведывались даже в дома работников аэропортов и морских портов. "Лучшими из лучших" считались те, кто хоть раз поднимался на борт самолёта или корабля. В вооружённые силы попали даже рыбаки, которые не страдали морской болезнью. 

Военные эксперты были уверены, что если война с Японией и Германией перекинется на территорию США, то главные бои развернутся на западном и восточном побережье. Как результат, власти Калифорнии установили десятки зенитных батарей на Голливудских холмах и в Лонг-Бич. Десятки тысяч вооружённых добровольцев переезжали в Золотой штат, чтобы "лично встретить японцев, когда те высадятся на американский берег". 

На востоке самым враждебным к Японской империи политиком оказался мэр Нью-Йорка (1934-1945) Фиорелло ЛаГуардия. Он подписал закон, обязывающий таможенников арестовать всех японцев, находившихся на Эллис-Айленде (главный порт въезда иммигрантов в страну), и разбросать их по городским тюрьмам. При этом двое японцев не могли находиться в одной камере одновременно, так как могли вступить в преступный сговор. 

Многие иммигранты, бежавшие именно от имперского японского режима, пребывали в полном шоке. Они не знали ни слова по-английски и не могли понять, почему их бьют с такой лютой ненавистью. Вслед за таможенниками и полицейскими японцев избивали другие заключённые. 

Сообщения о японских шпионах на территории США быстро распространились по всей стране. Тысячи китайцев, корейцев, вьетнамцев, самих японцев и других выходцев из Азии стали жертвами разъярённых белых американцев. Многих избивали прямо на улице лишь по причине узкого разреза глаз. 

Организации японцев американского происхождения заплатили в декабре 1941 года более миллиона долларов (примерно $19 млн. по сегодняшним временам) за места в газетах с заявлением о лояльности к США и неприязни к Германии/Японской империи. Некоторые получили отказ в подобных публикациях. Газеты не хотели, чтобы миллионы читателей по всей стране обрушились на них с критикой по причине "публикаций лживых заявлений японских шпионов".

Сегодня интернирование американских японцев считается исторической ошибкой, однако в 1940-х годах происходящее считалось абсолютной нормой. В США действовали сегрегационные законы, процветал расизм, женщины ещё не получили достаточного количества прав. После разгрома Перл-Харбор японцы просто стали ещё одной категорией общества, которую "необходимо держать в узде". Тот же Рузвельт считал отказ от изоляции японцев "предательством американской нации" и "ранней капитуляцией". 

США потеряли в войне с Японией 111,606 человек убитыми и пропавшими без вести. Потери японцев составили 1,740,000 человек. 

Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны (Pacific War) остаётся одним из самых интересных периодов 20-го столетия. Он оказал большое влияние не только на развитие демократии, но и ускорил технологический прогресс. Историки и учёные до сих пор подробно изучают архивные документы и поражаются, как Соединённым Штатам удалось победить такую мощную морскую империю, как Япония. 

В ближайшие годы Голливуд собирается выпустить сразу несколько дорогостоящих фильмов о Pacific War, которые по своему реализму наверняка превзойдут военные шедевры вроде "Спасения рядового Райана" и "1917".  

Максим Бондарь 

Ссылка по теме:

Уроки истории: взрыв на почтовой марке

Смешная и одновременно страшная история неизданной почтовой марки


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir