Джентльменам - верят!

В мире
№193 (1324)

Большинство политических обозревателей сошлись во мнении, что первый визит Нафтали Беннета в США прошел чрезвычайно удачно и молодому израильскому премьеру удалось достичь всех поставленных целей

Лев Пинскер

Некоторые наиболее ретивые журналисты описывали этот визит почти с той же восторженностью, с какой молодые родители рассказывают о том, как их чадо впервые переступило порог школы. По их мнению, любой израильский премьер по-настоящему вступает в должность именно после первой встречи с президентом США, и от того, как он выстроит отношения с хозяином Белого дома, зависит очень и очень многое.

В данном случае наведение мостов в значительной степени осложнялось как большой разницей в возрасте, так и значительным различием во взглядах Джо Байдена и его израильского гостя. С другой стороны, значительная часть детства Нафтали Беннета прошла в США - его родители дважды возвращались в эту страну прежде, чем окончательно обосноваться в Израиле. Так что в Америке свежий израильский премьер чувствует себя не менее свободно, чем Нетаниягу, говорит по-английски не хуже последнего, и это тоже не раз подчеркивалось. 

Думается, большинство наших читателей внимательно следили за ходом визита Нафтали Беннета в США, и потому мы напомним лишь основные его детали, а также расскажем о тех, которые были скрыты от глаз широкой публики. 

Начнем с того, что необычность визита заключалась уже в его расписании. Обычно подобные визиты начинаются с встречи двух лидеров, с разговора "равного с равными", а уже затем гость встречается с представителями ближайшего окружения президента, уточняет с ними договоренности, достигнутые в процессе беседы с "большим боссом", и пути их реализации. Однако в ходе подготовки визита команда Нафтали Беннета решила перевернуть эту пирамиду: в первый день пребывания в Вашингтоне он встретился с госсекретарем США Энтони Блинкеном, министром обороны Ллойдом Остином и советником по национальной безопасности Джейком Салливаном, а уже затем, на следующий день, должен был побеседовать с Байденом. Расчет был на то, что в ходе встреч с Блинкеном, Остином и Салливаном Беннет предельно четко изложит израильскую позицию по основным вопросам, те, вне сомнения, отчитаются об услышанном перед президентом, и тогда встреча на высшем уровне пройдет более конструктивно, без ненужных уточнений и обсуждения вопросов, по которым и так существует полное согласие.

В официальных пресс-релизах подчеркивалось, что основной темой переговоров двух лидеров была иранская угроза, но это, мягко говоря, не вполне так. Нафтали Беннет покидал Израиль на фоне резкого обострения ситуации на границе с сектором, и факт, что Израиль все это время воздерживался от адекватного ответа на выходки ХАМАСа, многие военные аналитики объясняли именно тем, что Беннету было важно понять, насколько с точки зрения Белого дома у него развязаны руки в отношении Газы. Это отнюдь не значит, что в вопросах обеспечения безопасности страны премьер готов плясать под дудочку дяди Сэма, - и Беннет это, кстати, подчеркнул потом на совместной пресс-конференции. Но знать, как будут реагировать в Вашингтоне на те или иные действия Израиля, ему в самом деле было важно. 

Следующей на повестке дня была палестинская проблема, ведь известно, что как только в Овальный кабинет входит президент-демократ, давление на Израиль резко усиливается с тем, чтобы усадить его за стол переговоров с палестинцами и вытащить из-под сукна идею создания палестинского государства. Однако уже в ходе беседы с Блинкеном Нафтали Беннет ясно дал понять, что не намерен говорить на эту тему. 

Как, впрочем, не намерен и делать какие-либо решительные шаги, способные помешать вернуться к ней в будущем. Например, создавать новые поселения или провозглашать израильский суверенитет над частью Иудеи и Самарии. 

Причем, если Биньямин Нетаниягу обуславливал возобновление переговоров с палестинцами их готовностью продекларировать еврейский характер Государства Израиль, то Беннет выставил два других условия, после принятия которых готов взвесить возможность диалога с палестинцами: 

во-первых, они должны прекратить выплаты зарплат террористам, а во-вторых, отказаться от любых попыток преследования Израиля в Гаагском суде и любых других подобных международных инстанциях. 

Блинкен попытался возразить, но израильский премьер достаточно жестко напомнил об огромных усилиях, потраченных на то, чтобы в Израиле появилось нынешнее правительство. Возвращение к идее создания палестинского государства может оказаться роковым для многопартийной коалиции.

Самые большие опасения у членов израильской делегации были связаны с обсуждением иранского вопроса. 

Исходили они из первоначальной оценки, согласно которой Джо Байден и его окружение являются категорическими противниками военной опции при решении данной проблемы и руководствуются принципом "Самый плохой договор лучше любой войны". Одной из задач Нафтали Беннета было переломить эту точку зрения, и, забегая вперед, заметим, что ему это удалось. Причем, по мнению обозревателей, совершенный в прошлый четверг ужасный теракт в Кабуле, вероятно, способствовал успеху.

Наконец, самих американцев куда больше волновало сотрудничество Израиля и Китая. 

Проблема эта далеко не нова, и официальный Вашингтон не раз высказывал Иерусалиму пожелание сократить масштабы сотрудничества с Пекином в оборонной и других сферах, однако не секрет, что Биньямин Нетаниягу игнорировал эти просьбы, считая китайское направление одним из важнейших. Экономики двух стран все более тесно переплетались, китайские инвестиции в израильскую экономику росли - как, впрочем, и израильские инвестиции в экономику Китая. Однако несопоставимость двух стран по масштабам изначально делает это сотрудничество неравным. А в условиях эпидемии коронавируса и происходящего сейчас в Центральной Азии, напомнили израильскому премьеру Уистон и Салливан, Израилю придется сделать более однозначный выбор, на чьей он стороне. Во всяком случае, Китай Израилю точно не друг, подчеркнули американцы, и Нафтали Беннет, похоже, с этим согласился.

В ходе предварительных встреч обсуждалась и проблема отмены виз для граждан Израиля, желающих посетить США. Представители американской стороны отметили, что уже склонялись к этому, но, по установленным критериям, доля отказов в визе не должна превышать 3%, а в Израиле она стабильно выше. В прошлом же году ситуацию еще и усугубила эпидемия коронавируса, но бюрократию такие нюансы не волнуют. 

* * *

После такой артподготовки и должна была состояться встреча Нафтали Беннета и Джо Байдена, вот только грянувший в Кабуле теракт спутал все карты. Один из секретарей президента, известив Беннета о случившемся, сказал, что президент просит отложить встречу на сутки. При этом он знает расписание гостя, понимает недопустимость нарушения святости субботы, и если премьера отсрочка не устраивает, встреча, конечно, состоится несмотря ни на что. Беннет тут же ответил, что все понимает и готов задержаться в Вашингтоне на уик-энд.

"Вы джентльмен, и я это очень ценю. Ваш Джо", - говорилось в сообщении, которое он получил на мобильный телефон.

Встреча двух джентльменов, как известно, состоялась в минувшую пятницу и продолжалась около часа. Это, конечно, не многочасовые беседы Дональда Трампа и Биньямина Нетаниягу, и некоторые язвительные комментаторы не преминули заметить, что ради 50 минут не стоило покидать страну, явно переживающую не лучшие времена. Но если учесть, что по плану беседа лидеров должна была длиться лишь 25 минут, то она явно затянулась.

Разумеется, мы никогда доподлинно не узнаем, о чем говорили Джо Байден и Нафтали Беннет сначала в Овальном кабинете, а затем за чашкой чая в личной столовой президента. Однако, когда Байден на пресс-конференции заявил, что Иран не получит атомную бомбу и, хотя Америка делает ставку прежде всего на дипломатию, если таковая потерпит крах, то могут быть рассмотрены и другие варианты, стало ясно, что Беннет ездил за океан не зря. 

Израильский премьер в ответ, кстати, очень достойно заметил, что Израиль ни у кого не просит помощи и способен решить свои проблемы самостоятельно, но ему важно знать, что США в качестве друга и стратегического союзника поддержат еврейское государство на международной арене. Он подчеркнул, что у Израиля и США общая цель - не допустить создания Ираном атомной бомбы, и в ближайшее время стороны будут координировать свои шаги на иранском направлении. В то же время многие обратили внимание на замечание Беннета о том, что вопрос этот срочный, и времени на его решение остается немного: эта фраза прозвучала как готовность Израиля к военной опции. 

Как утверждают информированные источники, стороны также договорились, что даже если Иерусалим что-то не будет устраивать в американской политике по отношению к Ирану, Беннет и его окружение не станут подвергать президента прямой критике, как это делал Биньямин Нетаниягу. 

В окружении Нафтали Беннета настаивают на том, что озвученные в Овальном кабинете предложения премьера по противостоянию иранской угрозы могут укрепить статус Израиля как региональной державы. Среди этих предложений - создание регионального оборонного союза по аналогии с блоком НАТО, в который, помимо нашего государства, могли бы войти ОАЭ, Иордания и другие государства Персидского залива. А еще установка радарных систем, способных, например, уничтожить угрозу, которую представляют судоходству иранские беспилотники.

Тема возобновления переговоров с палестинцами в ходе беседы двух лидеров, видимо, не поднималась, что вызвало ярое недовольство депутатов от "Объединенного арабского списка". Вместе с тем известно, что Беннет полностью согласился с Байденом, который считает экономическую ситуацию в ПА очень важной и для Израиля, а также пообещал не делать слишком резких шагов, способных спровоцировать палестинцев на новую вспышку насилия. 

Обозреватели убеждены, что, выдвигая такую просьбу, президент Байден имел в виду, что Израиль должен воздержаться от выселения арабов из захваченных ими в 1948 году домов в иерусалимском квартале Йоханан а-Сандлар (Шейх Джарах). Однако Беннет подчеркнул, что строительство в еврейских поселениях будет продолжено, но только с учетом естественного прироста их населения - активной поселенческой политики не будет. 

О том, были ли достигнуты какие-либо договоренности по сектору Газы, мы, очевидно, узнаем, а точнее, почувствуем в ближайшие дни.

По поводу Китая, судя по всему, стороны тоже пришли к некоему консенсусу, но речь явно не идет о том, что Иерусалим свернет столь значимое для него сотрудничество с Пекином. Скорее, будет спущена (а возможно, уже давно спущена) директива приостановить вторжение китайского капитала на израильский рынок, а израильским бизнесменам дадут указание сократить количество сделок, связанных с поставкой некоторых, прежде всего, двойных технологий. 

То, что встреча прошла в теплой дружеской атмосфере, сомнений не вызывает. Сам Нафтали Беннет назвал ее превосходной и добавил: 

"Президент любит Израиль, точно знает, чего он хочет, и внимателен к нашим нуждам". 

Израильский премьер также сообщил, что пригласил Джо Байдена посетить с официальным визитом Израиль сразу после того, как будет побежден штамм "дельта". 

Подводя итоги визита, израильские обозреватели сделали акцент на словах Джо Байдена "Думаю, мы станем с премьером Беннетом близкими друзьями", а также на слухах, согласно которым в завершение личной встречи президент США сказал израильскому гостю, что тот может звонить ему в любое время, что, безусловно, важно. 

Биньямин Нетаниягу, утверждают они, ни о чем подобном не мог даже и мечтать. После победы на выборах Байден позвонил экс-премьеру лишь раз, да и то разговаривал с ним сквозь зубы. Но пусть эти сентенции останутся на совести авторов - равно как и версия о том, что Джо Байден на какое-то время задремал сначала на переговорах с Беннетом, а затем и на совместной пресс-конференции.

«Новости недели»


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir