Владельцы огнестрельного оружия против не владельцев

Америка
№191 (1322)

Социологический центр Pew Research провёл первое в своём роде исследование на тему схожести/разницы во взглядах на проблему оружейного насилия между владельцами (gun owners) и невладельцами (non-gun owners) огнестрельного оружия. 

Главный вывод, который напрашивается из исследования Pew Research: простые граждане США гораздо умнее радикальных структур, вроде правоэкстремистской Национальной стрелковой ассоциации (NRA), ментально находящейся в эпохе Дикого Запада, или социалистических организаций, ратующих за тотальное разоружение гражданского населения. 

Почти 87% американцев (gun-owners - 87%, non-gun owners - 88%) согласны с утверждением, что оружие ни в коем случае не должно попадать в руки людей с психическими заболеваниями (mental illnesses). 

Эта фундаментальная проблема пока не имеет решения по двум причинам. Во-первых, заболеть шизофренией, биполярным расстройством или бредом преследования может человек, получавший оружейную лицензию в здоровом рассудке. 

Во-вторых, тревога, депрессия и страх так сильно сковали общество в период пандемии/кризиса, что причиной многих массовых расстрелов (mass shootings) являются эмоциональные срывы/вспышки гнева. 

Группа психологов из Калифорнии предлагает частично решить проблему посредством федерального закона об обязательных рекомендациях. Каждый, кто покупает оружие впервые, должен предоставить поручительства 3-5 близких человек, которые хорошо его знают. Понятно, что за людей неуравновешенных никто поручаться не станет. 

81% граждан (gun-owners - 72%, non-gun owners - 87%) поддерживают идею проверки бэкграунда покупателя оружия (background check) во всех оружейных сделках. 

В настоящее время от этой процедуры освобождены участники private gun sales (когда продавец не является лицензированным дилером). 

Противники этой инициативы боятся бюрократизации сделок, новых налогов и пошлин, а также неприятных проверок. В южных штатах пистолет или ружьё можно до сих пор купить на блошиных рынках и эта сделка займёт несколько минут. 

Non-gun owners руководствуются статистикой. Именно через private gun sales оружие чаще всего попадает к психопатам или членам преступных группировок.  

 

66% жителей США (gun-owners - 46%, non-gun owners - 77%) хотят создания большой федеральной базы, которая будет отслеживать всё имеющееся на руках гражданского населения оружие. 

Такая база поможет избежать "исчезновения" огромных партий пистолетов или штурмовых винтовок. 

Сегодня логистика настолько запутана и непрозрачна, что тысячи единиц оружия могут сойти с конвейера на заводе в Коннектикуте, а через месяц-другой всплыть где-нибудь в джунглях мексиканского штата Герреро.    

Владельцы оружия воспринимают появление базы как вмешательство в личную жизнь. Они не хотят, чтобы кто-либо знал подробности об их домашних арсеналах.  

 

Идею запрета магазинов вместимостью более 10 патронов поддерживают 64% американцев (gun-owners - 40%, non-gun owners - 74%). 

Здесь позиции не меняются уже несколько десятилетий. Одни считают, что для защиты дома им потребуется большой рожок на 30-40 патронов. Другие верят в меньшее количество жертв массовых стрелков. Мол, именно в момент перезарядки полиция имеет больше всего шансов застрелить хладнокровного убийцу. 

Особняком стоят завсегдатаи тиров и стрельбищ. Они любят говорить, что беспрерывная очередь из штурмовой винтовки путём длительного удержания курка - ни с чем не сравнимое удовольствие. Одновременно любители спортивной стрельбы поддерживают магазины на 10 патронов за пределами тиров и стрельбищ. 

 

63% граждан поддерживают полный запрет штурмовых винтовок (gun-owners - 37%, non-gun owners - 74%). 

С одной стороны, assault rifle является гордостью американской армии и национальной оружейной индустрии, консервативным символом борьбы граждан за свободу и демократию, гарантией победы народа в гипотетической войне против диктатуры. Сотни тысяч ветеранов хранят дома штурмовые винтовки как память о службе в армии и участии в боевых действиях. 

С другой стороны, assault rifle предназначена исключительно для убийства большого количества людей за короткий промежуток времени. Об этом 14 декабря 2012 года хорошо знал Адам Ланза, расстрелявший из Bushmaster XM15-E2S более 20 человек (в основном, дети в возрасте 6 и 7 лет). Или Омар Матин, использовавший в том числе Sig Sauer MCX для убийства 49 человек в ночном клубе 12 июня 2016 года. 

Список инцидентов с расстрелом невинных людей из штурмовых винтовок - слишком длинный. Assault rifle - любимое оружие психопатов, идеологических фанатиков и убийц, чьи мотивы так и остались непонятными. 

 

Только 43% американцев поддерживают идею ослабления законов, запрещающих появляться с оружием в общественных местах (gun-owners - 70%, non-gun owners - 30%). 

Одни продолжают считать, что "хороший парень с пистолетом" всегда быстро/адекватно оценит проблемную ситуацию и ликвидирует стрелка с преступными намерениями. 

Другие видят в большом количестве вооружённых гражданских лиц повышенный риск массовых расстрелов. Как показывает статистика последних лет, в роли убийц часто выступают те самые "хорошие парни" - белые американцы консервативных взглядов с лицензированным оружием и нулевым количеством судимостей. 

В Соединённых Штатах давно не происходило случаев, когда гражданское лицо с оружием останавливало опасного преступника. Это миф, раздутый NRA.

 

Также 43% населения одобряют идею ношения оружия учителями и другими работниками школ (gun-owners - 63%, non-gun owners - 33%). 

Подобная легализация почти наверняка привёдёт к ряду инцидентов, когда отморозки из хай-скул будут воровать пистолеты у учителей, социальных работников и директоров школ. Сотрудники системы образования не созданы для борьбы с преступниками. Это люди другого склада ума, которые могут первыми получить пулю именно за наличие у них пистолета. 

 

Менее 35% граждан одобряют федеральный закон, сокращающий период покупки оружия (gun-owners - 49%, non-gun owners - 28%). 

Самые консервативные лоббисты считают, что сделка должна совершаться как в любом другом магазине: пришёл, заплатил, ушёл с оружием и патронами. Любое промедление (в частности, проверка в системе NICS, которую контролирует FBI) - это нарушение Второй поправки Конституции. 

Борцы с оружием опять же апеллирует к статистике. Быстрая покупка оружия резко увеличивает шансы убийств и самоубийств. Человек в здравом рассудке смирится с тем, чтобы подождать 7-10 дней между покупкой/проверкой и получением товара на руки. 

 

20% населения видят разумное зерно в скрытом ношении лицензированного оружия без специального разрешения (gun-owners - 35%, non-gun owners - 13%). 

Именно о таком законе уже много десятилетий мечтает NRA, которая продолжает делить общество на хороших (вооружённых) и плохих (невооружённых) людей. Какие-либо полутона у фанатиков вроде Уэйна Лапьера (глава NRA) напрочь отсутствуют. 

Скрытое ношение оружия без разрешения - это худшее, что может произойти с современной Америкой, где люди порой готовы убить друг друга из-за любой мелочи: места для парковки, случайного спора в магазине, зрительного контакта, расы, пола, возраста, внешности и т. п. Градус психических расстройств в обществе сегодня равен градусу ненависти. 

Напоследок стоит сказать, что жители США ставят проблему оружейного насилия на пятое место в списке самых злободневных внутренних проблем 2021-2022 годов. Первое место в списке занимает недоступная медицина, второе - растущий как снежный ком дефицит федерального бюджета, третье - стремительный рост тяжких преступлений, четвёртое - нелегальная иммиграция. 

Евгений Новицкий 

Ссылка по теме:

Недетские игры

Как культ оружия сказывается на детских травмах и смертности


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir