Этот беспокойный доллар
...Звонка из Парижа ждали, но то, о чем сын торопливо поведал в трубку, изрядно расстроило всю семью. Юноша только-только окончил колледж в Нью-Йорке, и окончил успешно. По этому случаю близкие родственники решили преподнести ему подарок – помогли купить индивидуальный тур по Франции. Пусть походит по окутанным романтическим флером французским городам, куда сами родственники, по недостатку средств, пока лишь мечтают попасть хоть на пару деньков.
Денег у сына должно было хватить на все, даже на сувениры. И вдруг такой пассаж! До конца тура остается всего несколько дней, а кредитная карточка уже пуста, питаться не на что, из гостиницы грозятся выставить за недоплату. Растранжирил по молодости лет? Да нет, все до срока съел обменный валютный курс. Делать нечего, по сусекам наскребли 300 долларов, срочно отправили в Париж через «Вестерн Юнион». Позже выяснилось, что за эти самые 300 «зеленых» сын при обмене получил всего 218 евро. Едва дотянул до отъезда домой. Впечатления от тура были порядком подпорчены.
Вот такая история произошла в семье моих знакомых. С недавних пор и с незнакомыми подобное стало случаться довольно часто. Отбывая за рубеж, рассчитывают на одно и, как правило, сильно ошибаются. Многие американские турагентства уже пересматривают стоимость путешествия своих клиентов за океан, повышают ее на 25 – 30 процентов. Добавка существенная, она не каждому по карману.
Ослабление валютного курса доллара и в Америке, и в Европе тревожит всех. Ну, может быть, за исключением известного в наших кругах профессора Владимира Квинта. По части оптимизма наш профессор, пожалуй, перещеголял самых умелых пропагандистов. Выступая время от времени по русскоязычным радиоканалам, он с завидной уверенностью утверждает, что в экономике США все обстоит наилучшим образом, трудностей не наблюдается, никакой рецессии не было и нет. А что касается падения доллара, то на это не стоит обращать внимания, поскольку это явление временное. Будто все остальное в нашем мире обречено на вечность.
Оптимизм, конечно же, достоин похвалы. Он, как песня, нам строить и жить помогает. Если только не превращается в розовые очки, до неузнаваемости искажающие весь мир вокруг. Тогда вместо помощника мы получаем дополнительную трудность, коих и без того хватает с избытком. Ослабление доллара бьет не только по карману любителей заграничных путешествий. Оно болезненно сказывается на всей американской экономике, а значит, и на экономических интересах всего мира. Недаром эта проблема особо обсуждалась на недавнем саммите «восьмерки» в Эвиане.
О причинах падения курса американской валюты и болезенности этого процесса для экономики США мы уже писали в предыдущем номере “РБ”. Напомним только, что Америка традиционно ввозит товаров значительно больше, чем вывозит. В результате торговый дефицит страны достиг ныне рекордного уровня – 500 миллиардов долларов. Определенная его доля обычно покрывалась за счет внутреннего рынка. Но сейчас покупательская активность заметно снизилась, а для развития экспорта товаров и услуг пока нет необходимых условий и предпосылок.
Высокий курс евро по отношению к доллару ничего хорошего не сулит и другим странам. Экспорт в США становится невыгодным делом – за производство товара у себя дома платят в евро, продают же за подешевевшие доллары. А таких товаров – великое множество. По данным 2001 года, на ввоз в Америку приходилось 88 процентов канадского экспорта, 30 процентов японского, 11 процентов германского и 9 процентов французского.
Наметившийся процесс «обнищания соседей» американцев радовать не может. Наоборот. Современная экономика во многом носит глобальный характер, и никакие демонстрации антиглобалистов этого изменить не в состоянии. Улучшение или ухудшение ситуации в одном конце света тут же эхом отзовется повсюду. Импортные товары в Америке могут существенно подорожать, на пути американского экспорта могут возникнуть дополнительные таможенные препоны. К тому же, как замечают некоторые обозреватели, трудности, возникшие в Европе из-за падения доллара, чреваты усугублением политического раскола и новым всплеском антиамериканских настроений в мире.
Наш президент, в отличие от нашего профессора, стоит за усиление доллара, о чем недвусмысленно заявил на саммите «восьмерки» во Франции. Того же хотят добиться лидеры других западных стран. Предполагается, что Европейский центральный банк в ближайшее время все-таки решится в этих целях снизить процентную ставку с 2,5 до 1,5 процента. Трудно сказать, насколько такой шаг сблизит реальную стоимость евро и доллара. Не все в мире подчиняется желанию политиков. Тем более что и сам мир на глазах меняется, добавляя сил одним и лишая былого могущества других.
Нельзя не согласиться с мнением весьма сведущего экономического обозревателя Роберта Самуэлсона. «Удешевление доллара, - пишет он, - свидетельствует о том, что мотор экономики Соединенных Штатов уже не способен только одной своей мощью поддержать экономику всего мира. Если в других странах соответствующие двигатели прогресса не наберут необходимой мощности, все мы продолжим терять высоту полета. Не исключен и весьма печальный финал с массой негативных побочных последствий политического и социального характера».
Тот факт, что путешествия и деловые поездки в Европу стали дороже, большинство американцев, надо полагать, как-то переживет, пусть и без особой радости. Для экономики страны и сохранения нашего общего благополучия необходимо либо добиться укрепления доллара, либо умело приспособить хозяйственный потенциал США к новым условиям ввоза и вывоза товаров.