Добровольцы, вперед!
В помощь врачам
На днях в больнице "Адасса Эйн-Карем" стартовал еще один добровольческий проект с целью задействовать переболевших коронавирусом для помощи тяжелобольным.
- Идея проекта принадлежит гендиректору нашей больницы профессору Зеэву Ротштейну, - рассказывает замгендиректора больницы доктор Рали Алон. – При этом проф. Ротштейн исходил из того, что у переболевших людей сформировался иммунитет к коронавирусу и болезнь не представляет для них опасности. Хочу подчеркнуть: речь идет о гипотезе. Очень вероятной, но только гипотезе, так как мы все еще очень мало знаем о COVID-19.
Мы решили рискнуть, но при условии, что работающие в отделении коронавируса добровольцы будут пользоваться теми же методами защиты, что и медперсонал, то есть носить специальные костюмы и проходить дезинфекцию на входе и на выходе.
В поисках волонтеров мы обратились в организацию "Яд Авраам", но позже, узнав о новом проекте, к нам стали обращаться люди и без всякой связи с этой организацией. Сейчас у нас работают 20 добровольцев, каждый из которых приходит в отделение на два-четыре часа два-три раза в неделю. В ближайшее время к ним присоединятся еще 10 человек.
Дело в том, что прежде чем допустить волонтеров к работе, мы должны убедиться, что они не страдают какими-то другими заболеваниями и прошли все необходимые прививки – ведь им предстоит общаться с ослабленными болезнью людьми.
По словам доктора Рали Алона, добровольцы оказывают значительную помощь в уходе за больными, снимая часть нагрузки с персонала. Кроме того, поскольку посторонним вход в отделение строго запрещен, "бывшие больные" фактически выступают в роли связных между пациентами и их семьями.
Одним из первых добровольцев, задействованных в проекте, стал житель Иерусалима Моше Трауб.
Моше 22 года, у него двое детей, и он полон сил и энтузиазма. По словам молодого человека, он переболел коронавирусной инфекцией необычайно легко, практически без симптомов, и сразу после выздоровления сдал плазму в надежде, что это приблизит создание вакцины.
Когда Моше позвонили из "Яд Авраам" и предложили участвовать в новом проекте, он почти тут же согласился, но затем все же посоветовался с женой, и та его поддержала.
- Нет, я не боюсь заболеть снова и заразить детей, - говорит Трауб. – Во-первых, потому что у меня есть иммунитет и вообще у меня очень здоровый организм, а во-вторых, я соблюдаю все меры предосторожности и правила гигиены. И если врачи и медсестры, которые здесь работают, не боятся заразиться, то почему этого должен бояться я?!
Кстати, только оказавшись здесь, можно осознать степень героизма наших медиков. Нагрузка на них огромная, при этом находиться даже час в защитном костюме очень нелегко – ты буквально истекаешь потом, жарко неимоверно.
Другая волонтерка, 42-летняя Яфит Авраам, приезжает в "Адассу Эйн-Карем" из Эльада. По словам женщины, она перенесла болезнь очень тяжело – была температура, тошнота, боли в животе, трудности с дыханием, утрата чувства вкуса и обоняния. Но тем больше она понимает больных людей и тем больше ей хочется им помочь.
- В мой первый день работы, - вспоминает Яфит, - медсестра показала мне пожилую пациентку и сказала, что та уже два дня ничего не ест и не пьет - если мне удастся хотя бы ее напоить, уже будет хорошо.
Когда я подошла к женщине, она с трудом подняла руку, чтобы показать, что ничего не хочет и ей ничего не нужно. Тогда я взяла пипетку и капнула воду ей на губы. Затем смочила лицо водой - ей это явно понравилось. Потом я напоила ее, а затем и накормила – как младенца, с ложечки, очень маленькими порциями.
Сейчас большую часть времени пребывания в отделении я кормлю тяжелобольных. Многие из них находятся из-за болезни и одиночества в подавленном душевном состоянии. Поэтому стараюсь побольше с ними общаться, чем-то рассмешить. Для них это крайне важно.
Живущий в Модиине и работающий в одной из крупных хай-тек-компаний страны 43-летний Шуки Рак говорит, что понял, как важно, чтобы люди помогали друг другу, когда сам заболел коронавирусом и находился в карантине.
- Точнее, у нас в доме заболели сразу трое, - рассказывает Шуки. – Я, жена и старшая дочка. Младшая дочь при этом, как ни странно, осталась здорова. У меня и дочери болезнь протекала относительно легко, а жена переносила ее очень тяжело. Но хуже всего было то, что ни я, ни старшая дочь не могли выйти из дома хотя бы для того, чтобы купить продукты. И вот тут на помощь пришли друзья и соседи, проявив необычайную отзывчивость.
Когда все осталось позади, я подумал: если мне помогли, то и я обязан хоть чем-то помочь. Правда, прежде чем согласиться на работу в отделении коронавируса, посоветовался с эпидемиологом - он заверил, что после того как я уже перенес болезнь, шанс заболеть снова у меня практически нулевой. И младшая дочь вряд ли заболеет, если буду соблюдать правила гигиены. И я приступил к работе.
У каждого из добровольцев, работающих в отделении коронавируса, своя трогательная история общения с пациентами.
Так, Моше Трауб рассказывает, как однажды дежурил у постели совершенно одинокого 95-летнего мужчины, находившегося в крайне подавленном душевном состоянии, и заговорил с ним на идише. Услышав язык своего детства, этот человек ожил, заулыбался, начал вспоминать истории едва ли не девяностолетней давности.
Сейчас переболевших COVID-19 добровольцев намерены задействовать и в других больницах. Кроме того, не исключено, что бывших больных будут направлять навещать пожилых людей, сидящих в карантине, и оказывать им посильную помощь.
Кстати, больше нигде в мире аналогичного проекта нет. Так что он проходит под маркой "Только в Израиле".
Что я сделаю для людей?!
- С деньгами для помощи малообеспеченным семьям дело обстоит действительно плохо, но вот в добровольцах недостатка нет. В июне-июле 2020 года количество добровольцев возросло в 6,8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и продолжает расти день ото дня. Если раньше приходилось искать тех, кто будет заниматься формированием и раздачей продуктовых пакетов для малоимущих, по школам, молодежным организациям и т.д., то теперь люди обращаются к нам сами. Многие готовы браться за любую работу, в том числе на значительном расстоянии от дома. Например, жители Тель-Авива охотно соглашаются поехать в Сдерот, чтобы раздать там продукты и средства гигиены, - говорит Лимор Хиб, возглавляющий добровольческий отдел амуты "Латет".
- Чем вы объясняете такой всплеск добровольческой активности?
- Рациональные причины лежат на поверхности. Люди устали сидеть дома, ищут, чем себя занять и как избавиться от мрачных мыслей, – особенно те, кто потерял работу. Но, кстати, к нам обратились и руководители ряда компаний, которые в связи с эпидемией заморозили свою деятельность, но при этом решили не отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск, а занять волонтерством.
Не стоит забывать и о том, что этим летом, в отличие от предыдущих, десятки тысяч старшеклассников не смогут работать. Им надо чем-то себя занять, и возможность помочь другим в компании сверстников выглядит для них привлекательно.
Но все эти объяснения ничего не стоили бы, если бы у наших сограждан не было истинного желания помогать другим. Кризис стал для многих тяжелым жизненным ударом, но одновременно заставил задуматься о том, что есть люди, которые находятся в еще худшем положении. Мы видим это ежедневно: уровень сострадания и гражданской ответственности израильтян резко повысился. При этом речь идет о представителях абсолютно всех слоев общества.
Похожие мнения высказывают и руководители многих других амутот.
В организации "Эзер ми-Цион" рассказывают, что если до эпидемии в проекте "Мехубарим ле-хаим" ("Присоединенные к жизни") было задействовано 12.000 добровольцев, то сейчас их число возросло до 30.000. В рамках данного проекта волонтеры доставляют лекарства из аптек тяжелобольным и, как правило, одиноким людям, которые по состоянию здоровья или в силу других причин не могут сделать это сами. Понятно, что в период карантина таких стало значительно больше.
О росте числа добровольцев говорят и в "Яд-Сара". Причем, что крайне важно, если раньше большинство волонтеров организации составляли пенсионеры (почти все они вынуждены были отказаться от этой деятельности в силу принадлежности к группе риска), то возраст существенной части новичков колеблется между 30 и 40 годами.
Немаловажным оказался и тот факт, что желание принять участие в работе "Яд-Сара" изъявили многие врачи и медсестры – потребность в тех, кто может приехать к пожилому человеку и проинструктировать, как пользоваться тем или иным медицинским аппаратом, значительно увеличилась. Да и количество обращений за медицинской консультацией по телефону возросло.
Среди выразивших готовность поработать на добровольных началах в "Яд-Сара" оказалось и немало профессиональных адвокатов - их немедленно задействовали в проекте "Яд-Рива", в рамках которого даются юридические консультации по телефону.
- Многие наши новые добровольцы говорят, что всю жизнь хотели безвозмездно сделать что-нибудь полезное для других людей, но работа отнимала у них все время и силы. После начала эпидемии часть из них потеряли работу, у других снизилась нагрузка - они охотно используют эту возможность и собираются продолжать добровольческую деятельность после того, как все наладится. Так что при желании и в нынешнем кризисе можно увидеть позитивные моменты, - говорят в "Яд-Сара".
В амуте ЗАКА утверждают, что у организации нет проблем ни со сбором пожертвований (они даже увеличились), ни с поиском добровольцев – более 32.000 человек влились до июня в новый проект организации "Сосед, обрати внимания на то, что я отсутствую!", а в ближайшие дни их число достигнет 37.000.
Реализация этого проекта была начата еще в прошлом году в связи с участившимися случаями, когда одинокий человек оказывался в квартире в беспомощном состоянии и не мог обратиться за помощью. Нередко это заканчивалось трагедией, и тогда ЗАКА призвала людей присматривать за пожилыми соседями. А затем стало понятно: для того чтобы раз в неделю навестить одинокого человека и раз в день справиться по телефону, как у него дела, отнюдь не обязательно быть его соседом.
Сейчас в ЗАКА говорят, что количество желающих принять участие в данном проекте так велико, что одиноких пожилых людей на всех не хватает - их приходится делить между добровольцами.
Судя по всему, до конца лета количество участников проекта вырастет до 50.000. Они будут разбиты на группы в "Вотсапе" по городам и смогут отслеживать состояние не только пожилых, но и всех одиноких людей. Волонтеры будут общаться с подопечными по телефону и при необходимости выезжать к ним и оказывать первую помощь.
Социологи отмечают, что уровень добровольческой активности в Израиле всегда был заметно выше, чем в странах Запада, но в последнее время наши сограждане побили все рекорды по отзывчивости и готовности прийти на помощь. Значит, все не так плохо, как некоторым представляется…
Если не мы, то кто же?!
Активисты профсоюза работников культурных и массовых мероприятий в эти дни ведут активный сбор денег и продовольственных наборов для коллег. В течение нескольких дней они собрали и раздали больше 300 таких наборов.
Одним из инициаторов акции стал создатель профсоюза репатриант из бывшего СССР Ариэль Ридман.
- Сама жизнь научила меня помогать людям, - говорит Ридман. – Мне было 9 лет, когда репатриировался с родителями, и хорошо помню, через какие огромные трудности они прошли в первые годы жизни в Израиле; как брались за любую работу, лишь бы поставить меня на ноги. Я сам начал работать в 15 лет и смог создать компанию по предоставлению услуг кейтеринга.
Сейчас сложилась катастрофическая ситуация, в которой без помощи со стороны людям не обойтись. Многие артисты, диск-жокеи, продюсеры просто голодают. Одна актриса, которой я отвез продуктовый набор, призналась, что в последние дни ела только кашу на воде, да и крупа уже на исходе. И, похоже, работы у людей, занятых в нашей отрасли, не будет еще долго.
Известный в Израиле диск-жокей и продюсер Офра Бар-Ам призналась, что получает огромное, не сравнимое ни с каким материальным вознаграждением удовлетворение от того, что помогает людям.
- Поначалу я думала, что смогу выстоять, - рассказывает Офра. – Ко мне поступало немало заказов из-за границы, я много трудилась на различных торжествах и корпоративах, неплохо зарабатывала и кое-что смогла отложить на черный день. Но сейчас уже ясно, что 2020 год для меня потерян. Нет поездок за рубеж, нет корпоративов. Но потерян он не только для меня – для всех моих коллег этот год попросту вычеркнут из жизни, единственное, чем они озабочены, это вопросом о том, как выжить.
Мне легче – у меня нет детей. Но семьям с детьми в буквальном смысле слова нечего есть. И поэтому пока мы можем чем-то помочь – деньгами или продуктами, – будем помогать. Другое дело, что многие, будучи в крайне тяжелой ситуации, стесняются попросить о помощи. И я их понимаю. Люди привыкли годами тяжело трудиться и хорошо зарабатывать, всегда подчеркивали, насколько успешны - можете представить, каково им признаться, что нуждаются в пожертвованиях.
О том, как происходит сбор помощи, рассказала владелица компании "Мор вэ-кинамон – ируим и ткасим" Лимор Фрида-Адар.
Она просто начала обзванивать своих постоянных поставщиков, а также крупные продовольственные сети и производителей пищевых товаров и спрашивать, не готовы ли они сделать пожертвование – можно продуктами. В результате Лимор в одиночку собрала 40 больших продуктовых наборов и обратилась просьбой развезти их по адресам к коллегам, у которых есть грузовики.
Что касается самой Фриды-Адар, то, по словам предпринимательницы, еще в феврале ее рабочий дневник был забит предварительными заказами до лета. Среди них были и очень крупные, на сотни тысяч шекелей. А затем началась отмена одного заказа за другим – и все оказались вычеркнутыми. В июне разрешили проводить мероприятия с участием не более 50 человек, и у нее появилось 15 заказов, которые могли бы принести хоть какие-то деньги. Но вскоре разрешенное число участников было уменьшено до 20 - и заказы снова отменились. Лимор освоила проведение массовых мероприятий в режиме видеоконференции, но желающих воспользоваться такой услугой немного.
Активисты профсоюза работников культурных и массовых мероприятий отмечают, что представители их профессии помогают не только "своим" - многие, оставшись без работы, присоединились к деятельности благотворительных амутот и заняты развозкой продуктов нуждающимся и пожилым людям – с тем чтобы последние не ходили в магазины, где риск заразиться особенно велик.
Кто-то ищет свои пути помощи людям. Так, Юваль Зандбанк, создатель и владелец компании ticks.co.il, не только увеличил на 15% объем продажи в интернете билетов на различные мероприятия, но и создал платформу adamleadam.co.il, помогающую людям виртуально знакомиться с соседями и выяснять, не нужна ли им какая-либо помощь. Уже в первую неделю работы платформа охватила 4000 добровольцев, и это число стремительно растет. Те, кто включился в данный проект, покупают для нуждающихся соседей лекарства и продукты, приносят им обеды и оказывают другую помощь.
Словом, размах добровольческой деятельности в сегодняшнем Израиле поражает и еще раз доказывает: при необходимости люди в нашей стране всегда готовы подставить плечо друг другу.
"Новости недели"