Укрощение султана
Давид Шарп
Теми, кто после неожиданного решения Трампа бросить на произвол судьбы своих союзников из числа ведомых курдами Сирийских демократических сил (СДС) состригает основные купоны, оказалась отнюдь не Анкара, а Москва, Дамаск и, конечно же, Тегеран.
Напомню, что Эрдоган неоднократно озвучивал претензии на полосу глубиной в 32 км на всем 440-километровом протяжении турецко-сирийской границы восточнее Евфрата. Кроме того, он рассчитывал заполучить для своих марионеток город Манбидж, который является центром крупного плацдарма СДС на западном берегу реки.
Как и ожидалось, лишившись защиты американцев и не имея возможности долго сопротивляться современной армии с тяжелым оружием и авиацией, курды во избежание геноцида выбрали наименьшее зло - обратились к Асаду и России. Последние же не преминули воспользоваться открывшейся возможностью прибрать к рукам территории, имеющие огромное значение, в том числе и тот самый плацдарм СДС в центре (уже по сути бывший) с Манбиджем.
Важно отметить, что изначально сухопутная фаза турецкой операции осуществлялась в центральном секторе приграничной зоны, где проживает значительная доля арабского населения. Тем не менее, около 300 тысяч человек, по большей части курды, покинули свои дома, сотни погибли.
Под давлением США Эрдоган был вынужден объявить перемирие в обмен на выход курдских сил из этой зоны. При этом Дональд Трамп не постеснялся выдать целую россыпь комплиментов в адрес столь "великой сделки". Анкара же утверждала, что СДС должны покинуть все приграничье, а не только участок между городками Тель-Абьяд и Рас эль-Айн, где шли бои.
Из Вашингтона продолжали поступать странные заявления, начиная с записи Трампа в "Твиттере" о том, что курды плохо воевали, когда, вместе с американцами сражались с ИГ (в 2018-м президент писал абсолютно противоположное, о чем ему немедленно напомнили), и заканчивая тем, что для охраны нефтяных месторождений на востоке Сирии США, возможно, оставят там свой контингент.
Пока же Эрдоган, видя, как силы Асада и российские военные занимают территории, которые он планировал для себя, срочно полетел в Сочи к Путину в надежде выторговать хоть что-нибудь. Судя по их совместному меморандуму, турецкому лидеру придется довольствоваться малым – основная часть озвученных им мечтаний развеялась, как дым.
Оставим в стороне пункты с общими словами и получим следующее: под контроль Турции переходит участок границы с двумя упомянутыми городками (значительно меньше половины протяженности приграничья на восточном берегу); Россия гарантирует вывод вооруженных сил СДС с остальных участков на глубину в 30 км; на 10-километровой глубине будет осуществляться совместное турецко-российское патрулирование. Исключение составит город Камишлы, где, несмотря на очень высокую концентрацию курдов, на протяжении всей гражданской войны сохранялся асадитский анклав. Выведут ли силы СДС из 30-километровой зоны на означенных территориях, или же просто переоденут их в форму сирийской армии, не так уж и важно: Эрдогану этих земель, судя по всему, не видать.
В меморандуме ничего не сказано о проблеме последней по-настоящему повстанческой территории в северо-западной сирийской провинции Идлиб (здесь не имеются в виду участки, контролируемые турками и их марионетками). Высказываются предположения, что Эрдоган, в обмен на клочок земли, где сейчас идет операция, по сути, сдал Идлиб.
Так ли это, можно будет убедиться очень скоро, если Асад при поддержке российских военных начнет в этом районе масштабное наступление. Падение Идлиба будет означать фактическое окончание активной фазы гражданской войны в Сирии.
Ну и, конечно, особый интерес представляет судьба территорий, все еще контролируемых СДС и находящихся южнее 32-километровой зоны приграничья, на восточном берегу Евфрата. Именно там расположены основные месторождения нефти.
Если американцы, как можно ожидать, лишат своей "крыши" и их, то стоит ожидать стремительного восстановления в этом районе влияния режима Асада и его патронов. Определенная ясность должна наступить уже в ближайшее время.
"Новости недели"