Бизнес на контрабанде людей
По итогам прошлого года, криминальный бизнес по транспортировке нелегальных иммигрантов (Human Smuggling) в Соединённые Штаты принёс преступникам доход в размере $2.3 млрд. К такому выводу пришли эксперты некоммерческой организации RAND Corporation.
Исследователи также пришли к выводу, что Human Smuggling не находится под контролем мексиканских наркокартелей, как предполагалось раннее. Это совершенно отдельный вид преступного бизнеса, который состоит как из организованных группировок, так и из одиночек.
В ряде приграничных с США регионов он построен по принципу таксопарков в аэропортах слаборазвитых стран. Как только человек выходит на улицу, его тут же атакуют таксисты. Каждый зазывала обещает самую низкую цену и самый качественный сервис. Похожая ситуация наблюдается на границе с Техасом, Нью-Мехико, Аризоной и Калифорнией. Численность "койотов" (так называют организаторов путешествия в США) превышает численность беженцев, имеющих при себе достаточную сумму наличных денег.
Мексиканские спецслужбы сообщают о жёсткой ценовой и расовой дискриминации в сфере Human Smuggling. Например, для рядового мексиканца, желающего оказаться в США, средняя стоимость путешествия варьируется в районе $3,000. Брать больше многие "койоты" не решаются, так как чрезмерная жадность трактуется как неуважение к своему народу и своей стране. Даже закоренелые уголовники понимают, что их соотечественники отправляются в США не от хорошей жизни. Люди хотят заработать и отправить денег своим семьям.
С мексиканцев могут потребовать до $10,000 только в том случае, если им потребуется какой-нибудь нестандартный или VIP-сервис. Например, кто-то захотел попасть в США за 5-6 часов, в одиночестве (обычно границу переходят группы по 8-12 человек) и со стопроцентной гарантией. В подобных ситуациях могут быть задействован туннель, ведущий в частный дом в приграничном американском городке. Передвижение по самому туннелю осуществляется посредством электрического транспорта (например, скутера).
Стоимость перехода границы для граждан Сальвадора, Гватемалы и Гондураса начинается от $7,000. У большинства беженцев таких денег нет, и выходцы из Северного треугольника попросту грабят и убивают, чтобы собрать нужную сумму.
Мексиканские "койоты" своих соседей по Центральной Америке откровенно недолюбливают и завышенная такса - лишнее напоминание о том, кто является человеком первого сорта, а кто - второго.
Любопытно, что стоимость перехода границы для европейцев - в районе $6,500, то есть дешевле, чем для тех же сальводорцев. Это объясняется повышенной дисциплиной и ответственностью клиентов.
Для "койотов" европейцы предсказуемы. Те же сальвадорцы могут подвести во время путешествия. Например, накачаться наркотиками или начать приставать к другим членам группы.
Большинство европейцев, нелегально переходящих границу, просрочили время пребывания в США, и в аэропорту, возвращаясь обратно в Европу, получили пожизненный запрет на въезд в Америку. В понятие "европейцы" включаются и все жители бывшего СССР.
Что касается выходцев из Африки, то мексиканская индустрия Human Smuggling ставит им два условия.
Во-первых, их должно быть минимум 5-7 человек.
Во-вторых, цена взимается с группы, а не с человека.
Путешествие группы африканцев в США обходится в $12-$16 тысяч. В пересчёте на одного человека это даже дешевле, чем на одного мексиканца. Проблема в том, что добраться до Мексики морем в составе группы невероятно сложно и дорого.
Самый дорогой тариф на нелегальное путешествие в США - для граждан Китая. Они платят от $60 до $75 тысяч. Большую часть этой суммы, как правило, оплачивают родственники нелегалов, которые уже проживают в Америке.
Дороговизна перехода границы китайцами объясняется финансовой состоятельностью нелегалов, а также их психологией и мировоззрением. Люди готовы отдать всё до последнего цента лишь бы гарантировать лёгкий и эффективный переход границы. Работящий китаец в том же Нью-Йорке отобьёт сумму в $60 тысяч максимум за полгода.
Также стоит отметить, что преступная индустрия Human Smuggling тратит немало денег на переводчиков с китайского языка на испанский. Между мексиканцем-"койотом" и выходцем из какого-нибудь Гуанчжоу должно быть полное взаимопонимание. В противном случае вся группа, пересекающая границу, может пострадать .
Также немаловажно указать, что "койоты" используют все возможные способы транспортировки нелегалов. Сегодня уже никто не перевозит людей в больших невентилируемых грузовиках, которые ещё 10-15 лет назад постоянно фигурировали в криминальных хрониках. Тогда американские спецслужбы регулярно находили такие грузовики с десятками задохнувшихся людей.
Сегодня активно используются моторные и весельные лодки, автобусы (они сокращают время ходьбы по пустыне), туннели, легкомоторные самолёты (механические, чтобы радары не опознали их по электронной начинке), электрические велосипеды и другие мудрёные средства передвижения. GPS-навигаторы позволяют прокладывать маршруты по тем же самым тропам, что и предыдущие. Если группа натыкается на пограничников или агентов спецслужб, то маршрут моментально меняется.
По итогам прошлого года границу успешно пересекли около 360 тысяч человек. Почти 89% из них осуществили это с помощью "койотов". Оставшиеся 11% решили сэкономить и попытать удачу. Многие из последних умерли в пустыне от обезвоживания, стали жертвами ядовитых змей и голодных койотов.
Мексиканские эксперты оценивают шансы на успешное пересечение границы под руководством "койота" в 2019 году примерно в 93% - 95%. Поэтому все разговоры о том, что с приходом Трампа граница оказалась "на замке" - полная ложь. В реальности пограничники и агенты ICE способны травить слезоточивым газом и долбить резиновыми пулями только самый необразованный и бедный контингент из "караванов мигрантов". Эти беженцы, которые подобно зомби идут на вооружённых американцев, как правило, вообще не имеют ни малейшего понятия о географии, и не владеют даже мизерным объёмом знаний профессиональных "койотов".
Евгений Новицкий