Депортация за просроченную визу
Президент Дональд Трамп подписал меморандум, призывающий руководство Госдепартамента США и Департамента внутренней безопасности (DHS) "немедленно принять все необходимые меры для снижения численности иностранцев, просрочивших свои визы и по-прежнему находящихся в Соединённых Штатах".
Кроме того, госсекретарь Майк Помпео обязан в течение 120 дней представить детальный план о задержании и депортации нелегалов, въехавших по туристическим визам категории B1/B2. Особое внимание отводится гражданам стран с показателем просроченных виз более 10%. Это преимущественно самые отсталые страны Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, среди которых непонятно каким образом затесалась почти европейская Грузия.
Процент просроченных виз, напомним, всегда пропорционален сложности получения визы в США.
По этому показателю самым проблемным государством на планете является Джибути - крохотная страна на востоке Африки с населением чуть менее миллиона человек. Соответствовать всем критериям для получения туристической визы в США могут только 0.0001% джибутийцев. Это очень состоятельные по местным меркам люди, которые, однако, оказавшись в США, не спешат возвращаться на родину. Показатель просроченных виз - 45%.
На втором месте по объёму визовых нелегалов (31%) - Чад. Эта страна очень медленно восстанавливается после Гражданской войны (2005 - 2010), и она по-прежнему терроризируется группировкой "Боко Харам" - ячейкой "Исламского государства". Зачастую в США остаются даже высокопоставленные госслужащие.
Замыкают тройку самых неблагонадёжных стран - Йемен и Эритрея (25%). Сотрудники Управления по осуществлению и иммиграционных законов (ICE) порой не могут депортировать йеменцев и эритрейцев, так как дипломатические отношения этих африканских стран с США - минимальны. Самолёты с такими нелегалами в буквальном смысле некуда сажать.
Администрация Трампа не исключает введение ограниченного приёма туристов из стран, откуда приезжает больше всего визовых нелегалов. Не исключено, что в ближайшем будущем жителям Грузии получить туристическую визу в США станет ещё сложнее, чем, например, россиянам и белорусам вместе взятым.
Какой именно будет система борьбы с безвизовыми нелегалами?
Для ответа на этот вопрос не нужно четыре месяца ждать отчёта Помпео. На самом деле существуют только три опции.
Первая - внедрение залоговой системы (admission bond policy).
Действует она следующим образом: при оформлении американской визы в родной стране турист оставляет на специальном счету, который контролируется Госдепартаментом США, круглую сумму. Например, $1000. Если турист просрочил визу B1/B2, то залог не возвращается.
Admission bond policy не является большим препятствием для богатых путешественников, однако бедняки, которые едут в США с минимальным количеством денег, столкнутся с большими трудностями. Заработать нелегалу в США такую сумму не так-то просто. Более того, присвоенный Госдепартаментом залог не защитит рядового нелегала от возможного ареста и депортации.
Вторая опция - электронная отметка о въезде и выезде из США посредством биометрических данных (отпечатки пальцев, сканирование лица). Если, например, турист приехал в страну 15 мая и обещал её покинуть 25 мая, но этого не сделал, то специальная программа зафиксирует просрочку и отправит данные в ICE.
Когда у "айсовцев" дойдут руки, то они проверят судьбу туриста. Возможно, он продлил туристическую визу и уехал позже, или подал документы на политическое убежище, или влюбился в гражданку США и женился. Сценариев может быть очень много. Однако в случае превращения туриста в нелегала, "айсовцы" его арестуют и отправят в депортационный центр.
Третья опция - ограниченное использование B1/B2 в иммиграционной системе США.
Иными словами, именно туристам Трамп и Помпео могут запретить все распространённые способы легализации.
Чтобы подать на политическое убежище или вступить в брак с обладателем гражданства США им потребуется выехать за пределы страны. Таким образом, туристическая виза станет самым проблемным документом. Иностранцы быстро поймут, что они никогда не легализуются в случае её просрочки.
Находиться в статусе нелегала до конца жизни решится далеко не каждый.
Любопытно, что для ослабления иммиграционных возможностей B1/B2 не потребуется переписывать масштабный закон Immigration and Nationality Act. Для этого необходим только детально прописанный исполнительный указ. Лишить туристов права претендовать на грин-карту каким-либо способом планировал ещё Джордж Буш-младший (управлял страной с 2001 по 2009 годы), однако демократы убедительно попросили этого не делать.
В целом, визовых нелегалов ждут очень непростые времена. Иммиграционная машина с каждым днём работает всё медленнее. Служба гражданства и иммиграции (USCIS) предъявляет ко всем претендентам на визы, грин-карты и гражданство США всё больше требований. Иммигранты годами находятся в статусе ожидания (pending).
Единственной радостью может стать тот факт, что ICE работает так же медленно, как и USCIS. Аресты нелегалов продолжают увеличиваться, однако численность депортированных по-прежнему сокращается. Это объясняется либерализмом иммиграционных судей. Они часто разрешают нелегалам остаться в стране, если видят перед собой адекватных и тяжело работающих людей, а не отмороженных уголовников. Поэтому шанс остаться в Соединённых Штатах даже после просрочки визы и отправки в депортационную тюрьму есть у каждого нелегала.
Напоследок стоит сказать, что общее количество нелегалов с просроченными американскими визами в настоящее время составляет около 45% от всех жителей без документов или примерно 5 миллионов человек. Они совершенно легально прибыли в Америку из разных уголков земного шара, и по какой-либо причине решили остаться. Поэтому даже при самом большом желании Трамп и Помпео не смогут депортировать каждого.
Евгений Новицкий