Когда лучший велфер - работа
Сенаторы-республиканцы Том Коттон (Арканзас) и Давид Пердью (Джорджия) представили обновлённый законопроект Reforming American Immigration for Strong Employment (RAISE) Act, целью которого является резкое снижение легальной иммиграции и ужесточение требований к иностранцам, мечтающим получить вид на жительство в Соединённых Штатах.
Эксперты назвали новую версию RAISE Act первым биллем трамповской эпохи, который может привести к существенным изменениям в иммиграционной системе и получить одобрение судов разных инстанций. Юридическая грамотность законопроекта (для биллей президентства Трампа подобное - большая редкость) во многом объясняется профессионализмом Коттона, обладающего учёной степенью Doctor of Jurisprudence (JD) от Гарвардского университета. Он более чем полгода прописывал каждую мелочь и удивил однопартийцев потрясающем знанием иммиграционных законов.
Коттон предлагает снизить установленные квоты приёма легальных иммигрантов примерно на четверть.
Если Америка начнёт принимать только 525 тысяч легальных иммигрантов и выдавать аналогичное количество разрешений на работу, то на рынке трудоустройства возникнет нехватка рабочей силы. Работодатели начнут больше ценить сотрудников и минимальная заработная плата автоматически станет больше.
Иными словами, Коттон предлагает альтернативу давней инициативе демократов поднять федеральный minimumwageдо $15 в час. Если новых иммигрантов станет меньше, то зарплата в частном секторе и так пойдёт вверх. Бизнес самостоятельно приспособится к дефициту специалистов.
При этом через весь законопроект RAISE проходит следующая мысль: нелегальные иммигранты будут трудиться на низкооплачиваемых работах, где квалификация (высшее образование, лицензии, сертификаты) не требуются. Легальные иммигранты сразу попадут "с корабля на балл" - получат перспективную работу и хорошую зарплату.
Поставленных задач Коттон собирается добиться следующим образом.
Во-первых, сократить численность новых беженцев, которым разрешается жить на территории США, до 50 тысяч человек в год. Всем остальным беженцам, претендующим на статусы "refugee" и "asylum", придётся дожидаться официальной визы в США либо на территории родной страны, либо на территории соседней Мексики.
Таким образом, квота беженцев будет исчисляться не по количеству грин-карт и разрешений на работу, а посредством разрешений на проживание в США. К примеру, 100 тысяч жителей Пакистана имеют право на статус "refugee", однако въезжать в США они должны в порядке живой очереди и установленной на весь мир квоты в 50 тысяч приезжих.
Во-вторых, Коттон намерен ликвидировать лотерею по розыгрышу грин-карт.
Юридически это сделать очень просто. В конце 2017 года полиция Нью-Йорка задержала террориста Сайфулло Саипова (уроженец Узбекистана), который выиграл в лотерею (Electronic Diversity Visa Lottery), а затем устроил в Манхэттене террористический акт, тем самым продемонстрировав опасность розыгрыша грин-карт.
В-третьих, RAISE Act разрешает гражданам США воссоединяться только с ближайшими родственниками - несовершеннолетними детьми, родителями, мужьями и жёнами. Натурализованные иммигранты больше не смогут привозить в страну взрослых братьев и сестёр, которые имеют собственные семьи.
Абсурдность воссоединения с братьями и сёстрами можно увидеть на примере подобных заявок от иммигрантов из Китая и Индии, ставших гражданами США. Вызванные родственники должны ждать от 30 до 40 лет, чтобы попасть в установленную законом квоту.
В-четвёртых, билль Коттона предъявляет жёсткие требования ко всем новым иммигрантам. Они должны иметь безупречную профессиональную репутацию и являться дипломированными специалистами, которые без особых проблем сделают карьеру в США. Они должны иметь диплом о высшем образовании, свободно говорить по-английски и просить грин-карту на основании своих заслуг (merit-based system).
Таким образом, Коттон намерен привлечь в страну самые лучшие умы, а вместо велфера наделить новых иммигрантов правами на определённое количество льгот, касающихся эвалюации дипломов, повышения квалификации, адаптации к бизнес-среде и т. п. Ценные иммигранты будут встречены с распростёртыми объятиями.
Систему рабочих виз категории H-1B Коттон собирается полностью модернизировать или вообще ликвидировать. Она оказалась абсолютно бесполезной с точки зрения экономических выгод. Девять из десяти иностранных работников не являются редкими и востребованными на территории США. Большинство преследуют цель переехать в Америку на постоянное место жительства и перевезти сюда свои семьи.
Кстати, апрельский сезон приёма заявок на H-1B завершился очередным казусом. 65-тысячная годовая квота была покрыта за четыре дня (1 - 4 апреля, 2019). Общее количество заявок увеличилось на 15% по сравнению с апрелем прошлого года.
В рамках RAISE Act квота на легальных иммигрантов может быть вообще отменена, однако требования станут такими жёсткими, что Служба гражданства и иммиграции (USCIS) начнёт выдавать лишь 100 - 200 тысяч грин-карт ежегодно. Каждая заявка подразумевает уплату внушительной пошлины (fee). Она может превысить $2-$3 тысячи.
Шансы на прохождение RAISE Act - более 80%. Протащить законопроект через Палату представителей, где правит демократическое большинство, станет непросто. Однако Коттон и Трамп намерены пустить в ход главный козырь - подарить дорожку к грин-картам и гражданству США примерно 600 тысячам участникам программы DACA (в 2012 году Обама выдал разрешения на работу и защитил от депортации молодых нелегалов, перешедших границу вместе с родителями в несовершеннолетнем возрасте).
Таким образом, все стороны выиграют от сделки. 600 тысяч легализовавшихся латинос скажут спасибо демократам (и будут голосовать за них в будущем). Миллионы консервативных граждан похвалят республиканцев за ремонт иммиграционной системы. Миллионам легальных жителей станет проще найти работу из-за низкой конкуренции.
Евгений Новицкий