На майданi коло церкви революцiя iде...

В мире
№67 (1198)

 Украина никогда не относилась к числу стран, особо ярко проявлявших себя в геополитическом плане. Как правило, ее воспринимали исключительно в связке с Россией. Но вот уже шестой год это государство приковывает внимание всего мира. Увы, не особыми достижениями в науке или экономике, но тектоническими подвижками, сотрясающими общество

Инна Стессель

А на днях Украина предоставила совершенно неожиданный повод для тревоги за ее судьбу: в тяжелое время затянувшейся войны на Донбассе, при сложнейших отношениях с Россией треть украинского населения готова видеть своим президентом человека, по всем параметрам заведомо не соответствующего столь высокой должности - актера комического жанра. Но почему значительная часть украинцев делает столь странный выбор?

Чтобы попытаться, хотя бы приблизительно ответить на этот вопрос, мне кажется, стоит одним глазком заглянуть в украинскую историю, далекую и совсем близкую...

В название данного очерка вынесена строчка из стихотворения когда-то прославленного, а сегодня безнадежно забытого поэта Павла Тычины. Я позволю себе перевести на русский язык небольшой фрагмент стихотворения:

На майдане возле церкви революция идет,

- Пусть пастух за атамана, загудели все, пойдет!

- Ну, прощайте, ждите воли!

Гей, по коням в добрый путь!

Закипело, зашумело,

Всюду флаги... Будь что будь!

Картинка столетней давности, похоже, растянулась во времени и пространстве. За десять лет дважды - в 2004 и в 2014 годах - Украина пережила Майданы. Их было немало в прежние годы, но бунтовщиков тут же увозили "воронки", и уж точно их не показывали по телевизору. Методами, принятыми советскими режимом, легче легкого было навеки вечные выкорчевать из человека стремление протестовать, отстаивать свои права. Однако украинцы возродили " майданную" культуру - по той простой причине, что она присуща духу народа.

Явление это корневое, а вовсе не инспирированное из-за границы "дамой с печеньицем", как многим хотелось бы думать. Не нужно быть сторонником массовых выступлений, чтобы отдать должное украинскому вольнолюбию, стремлению стать независимой нацией. И, хотя на сегодняшний день даже активисты "революции достоинства" признают, что Майдан принес много бед - на Донбассе продолжают погибать люди, Крым неизвестно когда вернется в Украину и вернется ли, - одного достижения уже никто не отнимет: украинцы никогда больше не будут "второсортными малороссами".

В середине XIXвека историк Николай Костомаров в "Книге бытия украинского народа" доказывал, что эта нация самостоятельная, отдельная от русских. После выхода книги Костомаров был осужден и выслан. Через 150 лет президент Кучма написал пафосный труд "Украина не Россия", в котором утверждал тот же тезис: "Мы не русские, мы вылеплены из другой глины!"

За минувшие полтора столетия со стороны украинцев было немало попыток, зачастую кровавых, отстоять свою особость, оторваться от "старшего брата", сбросить с себя тягостное покровительство, пренебрежение к своей самобытности, языку. На этом пути накоплено много обид. Не всегда, возможно, справедливых обид, но глубоко вошедших в душу. Одна из наиболее болезненных - Голодомор. Непризнание Россией геноцида украинского крестьянства воспринимается как тяжелейшее оскорбление.

К слову сказать, не такая уж это "хохлацкая" паранойя - сталинское уничтожение малоросских кулаков. Тот, кому случилось познакомиться, хотя бы частично, с документальной хроникой того времени, не сможет не признать определенной направленности сталинской политики. Ющенко, придя к власти, начал с того, что разбередил старые раны, да еще обильно посыпал их солью. В памяти людей всплывали семейные предания об ужасах Голодомора, и это, естественно, вызывало шквал неприязни ко всему русскому...

Реанимация прошлого, конечно, была необходима, - ведь трагедию Голодомора Советы тщательно замалчивали, и мало кто из послевоенных поколений о ней слышал. Но задача ставилась значительно шире: раз и навсегда отгородиться от России, от всего, что связано с Советским Союзом, с его так называемыми ценностями. И в первую очередь отказаться русского языка. В начале двухтысячных начали переводить на украинский всю документация и вузовские учебники, с прилавков исчезали книги на русском, устроиться в государственное учреждение, недостаточно владея "мовой", стало невозможно, закрывались школы с русским обучением... Пушкин, Лермонтов и даже украинец Гоголь были переведены в разряд "иностранных авторов". И это происходило в стране практически русскоязычной, где на украинском, точнее, на суржике говорило исключительно сельское население!

Встряска, что и говорить, была неслабая. И судьбы ломались, и беспомощная ярость к горлу подступала. Борьба с языком запустила механизм множественных противоречий внутри общества, нарушила зыбкий баланс в отношениях между западными и восточными областями, что в немалой степени спровоцировало взрыв 2014 года. Возмущение назревало давно по целому ряду других причин - экономических, социальных, но язык оказался особо болезненной точкой. Плюс глубокое разочарование в Ющенко - Тимошенко, на которых возлагали большие надежды. Люди вновь, так же, как после правления прежних украинских руководителей, чувствовали себя обманутыми. А уж президентство Януковича прямой дорогой подвело к бунту.

Янукович был немил всем: и тем, кому перед выборами обещал, что русский язык получит статус второго государственного, и тем, кто видел в нем ставленника России, и простым обывателям, которым все труднее становилось сводить концы с концами, и  особенно - предпринимателям. К ним Янукович прикреплял своих земляков, так называемых "смотрящих", которые в наглую отбирали успешные бизнесы. Защитить себя у предпринимателей никакой возможности не было. Так что на Майдан вышел разный народ... И поначалу все было спокойно и достойно: люди прибывали в столицу из разных мест, чтобы сообщить всему свету: они не биологическая масса, которую можно не брать в расчет, а лишь использовать для собственной выгоды. Больше они не желают терпеть правительство бандитов и воров!

Там же на Майдане в эйфории от происходящего, воодушевленные собственной решимостью, избрали новую власть во главе с Петром Порошенко. Совсем как в стихотворении Тычины: " Пусть пастух за атамана, загудели все, пойдет!"

Однако, "атаман" повел себя совсем не так, как от него ждали. Реформы даже не планировались, народ день ото дня нищал, огромные деньги, поступающие из западных стран, разворовывались, взяточничество процветало... Люди столкнулись с очередным дежавю. Результат правления Порошено длиной в пять лет более чем очевиден: его антирейтинг зашкаливает. Президент, за которого когда-то проголосовало больше половины населения, к первому туру нынешних выборов пришел с поддержкой менее 16 процентов.

Сейчас предстоит избрать следующего главу государства. Но кого? В колоде тасуются одни и те же до боли знакомые карты... И тут возникает почти фантасмагорическая фигура: шоумен, сценарист, комик, не имеющий к политике ни малейшего отношения.

Поначалу новость о выдвижении кандидатом в президенты Владимира Зеленского была воспринята, как розыгрыш, анекдот. Но шли недели - и обнаруживалось, что у этого "шута", "клоуна", как стали величать Зеленского недоброжелатели, немалая поддержка, и она день от дня растет. К первому туру 30 процентов населения страны проголосовали за артиста. За действующего президента - в два раза меньше.

"Что это, коллективный суицид? - заламывают руки противники Зеленского. - Эпидемия безумия? Разве мыслимо, чтоб комик возглавил страну, да еще находящуюся в таком положении, как сегодняшняя Украина?! Шоумен - президент, главнокомандующий… Это же нонсенс!"

Нетрудно понять такую реакцию. Хотя, с другой стороны, в подобном выборе есть определенная логика: если все бывшие президенты, серьезные бывалые мужи, последовательно превращали Украину в королевство кривых зеркал, пусть уж лучше это делает мастер своего дела, настоящий шут! По крайней мере, будет весело!

Сознавая столь легкомысленный посыл части своих сторонников, Зеленский на днях публично принес благодарность, тем, кто "поддерживает его не по приколу", а с искренней надеждой на то, что совместными усилиями можно изменить страну. Поверивших Зеленскому ежедневно прибывает, и они с легкостью превращают минусы артиста в плюсы. Нет опыта? А какого опыта вы хотите - опыта Януковича и Порошенко?! Ничего не смыслит ни в политике, ни в экономике? Значит, не будет самонадеянно полагаться на собственные резоны, а возьмет профессиональных советников... Что же касается пороков экс-президентов, он знает их наизусть по фильму "Слуга народа", в котором блистательно исполнил главную роль. Даст бог, у него хватит юмора, чтоб не сыграть кино-персонажа в реальной жизни!

Одним словом хуже, чем есть, не будет... А вдруг повезет, и новичок в политике окажется хорошим менеджером? Имеет же он построенный на шутках совсем нешуточный бизнес с оборотом в десятки миллионов долларов! Зеленскому принадлежат 20 компаний, 30 торговых марок и еще многое другое. Чтоб вести столь масштабные дела, нужны качества не только шоумена и комика. Так что не стоит сторонников артиста уличать в том, что они, как дети малые, перепутали героя сериала "Слуга народа" с живым человеком. Не так уж он прост, кандидат в президенты Зеленский. Почему бы ему не стать у руля?

Что ж, может, они и правы: почему бы и нет? Но хотелось бы спросить самого возмутителя спокойствия:

"А вам-то, Владимир Александрович, зачем это надо? Мало славы? Мало денег? Или вы чудесным образом внезапно открыли в себе потайные качества, которые позволят осчастливить Украину, привести ее НАТО и Евросоюз? Вы артист по призванию и наверняка, как все творческие люди, сторонитесь рутинной работы. Сами как-то признались, что, окончив юридический факультет университета, ни дня не работали по профессии, потому что она показалась вам скучной. Вы веселый человек, любите развлекать, смешить, сам смеяться. Но президенту большой страны не до смеха, ему государственные дела решать надо. Не пугает перспектива?

И еще один деликатный вопрос... Вы публично заявляете, что считаете себя украинцем еврейского происхождения. А уверены ли вы, что Украине нужен президент-еврей? Помнится, в советские времена бытовала язвительная хохма - еврей-оленевод. Однако "еврей-президент Украины" - до такого ни один юморист в ту пору не додумался бы. Нет-нет, я не поклонница печальной рекомендации Галича "Не шейте, евреи, ливреи"! Но... но..."

Поскольку мое общение с Зеленским одностороннее, на реакцию рассчитывать не приходится. Впрочем, ему, вероятно, еще на много вопросов придется отвечать и многое разъяснять.

А пока артист с еврейскими корнями уверенно идет в президенты Украины и, судя по всему, его происхождение никого не смущает. Разве что много повидавших на своем веку соплеменников Зеленского, которые не знают, как к этому относиться, и хорошо ли это для евреев...

Что ж, тест на толерантность Украина, похоже, благополучно проходит. А нынешние конкурентные выборы, до последнего сохраняющие интригу, кто из двоих - Порошенко или Зеленский - займет высшую в государстве должность, определенно свидетельствует о соблюдении демократических норм. Если эти перемены - заслуга Майдана, то при всех тяжелейших его последствиях люди не совсем зря мерзли зимой 2014 года...

"Новости недели"


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir