О чем принято молчать

В мире
№62 (1193)

Сексуальное насилие по отношению к престарелым женщинам является довольно распространенным явлением в израильском обществе, но подавляющее большинство пострадавших предпочитают сохранять случившееся в тайне, и потому исследовать данную проблему крайне сложно.

Петр ЛЮКИМСОН

Журналистка Кармит Сапир-Вич недавно рассказала на страницах газеты “Маарив” о том, как в одну из больниц была доставлена 72-летняя женщина с кровотечением в области гениталий. Объяснить, чем вызвано кровотечение, она отказалась. Но когда муж отлучился из палаты за покупками, разрыдалась и рассказала медсестре, что тот ее изнасиловал... 

В другом случае пожилая женщина была доставлена в клинику с жалобами на сильные боли в животе. Среди прочего, у нее было обнаружено ректальное кровотечение. После долгих расспросов она призналась женщине-врачу, что стала жертвой содомии со стороны одного из работников дома престарелых. 

В третьем случае соцработница обнаружила, что опекаемая ею пенсионерка делит постель с 40-летним сыном.

По словам журналистки, сексуальное насилие по отношению к престарелым женщинам является довольно распространенным явлением в израильском обществе, но окружено завесой молчания, которую пришло время нарушить.

Проблема эта и в самом деле не афишируется, но и неизвестной ее тоже не назовешь. Полиция регулярно возбуждает уголовные дела, связанные с сексуальными преступлениями против пожилых, а социологи время от времени проводят исследования на эту тему.

Недавно были опубликованы результаты одного из таких исследований, проведенных д-ром Товой Бенд-Винтерштейн, профессором Адас Гольдблат и д-ром Довратом Арелем. По большому счету, основной вывод исследования подтверждает мнение Сапир-Вич: подавляющее большинство пожилых женщин, которым довелось пережить сексуальное насилие, предпочитают сохранять случившееся в тайне, и потому исследовать данную проблему и выявлять подобные инциденты крайне сложно.

“При проведении исследования мы столкнулись с целым рядом трудностей, - рассказывает д-р Бенд-Винтерштейн. – Во-первых, большинство женщин, которым сегодня больше 65 лет, родились и выросли в патриархальном обществе, где, с одной стороны, об интимной стороне жизни вообще говорить было не принято, а с другой, распространено убеждение, что долг жены – удовлетворять сексуальные потребности мужа. 

Есть семьи, в которых физическое и сексуальное насилие со стороны мужа было нормой изначально и осталось таковой после того, как пара достигла преклонного возраста. Но нередки и случаи, когда отношения между супругами долгие годы были вполне нормативными, но когда они перешли некую возрастную грань, их сексуальные потребности изменились. Муж начинает требовать от жены того, что ей совсем не подходит, а иногда и тех видов отношений, которые в течение всей супружеской жизни были для них нехарактерны. Когда же та пытается отказаться, мужчина переходит к насилию.

Проблема заключается и в том, что даже когда пожилая женщина поступает в больницу с явными признаками сексуального насилия, врачи, с учетом ее возраста, начинают искать причину в другом. Если с такими же симптомами поступает девушка или молодая женщина, они немедленно начинают бить тревогу и вызывают полицию, но не в случае с пожилыми людьми. Между тем, сама жизнь вновь и вновь доказывает, что для сексуальных преступлений никаких возрастных ограничений не существует”.

Центр помощи жертвам сексуального насилия сообщил, что в 2017 году к его сотрудникам поступило свыше 47 тыс. обращений, из которых лишь 1,4% касались мужчин и женщин старше 65 лет. Но авторы исследования утверждают, что это - даже не вершина айсберга. Подавляющее большинство, свыше 95%, а возможно, и 99% пожилых людей просто никуда не обращаются и никому не жалуются.

Тем не менее, на основе данных, полученных в ходе опроса сотен респондентов, исследователи пришли к выводу, что большинство случаев сексуального насилия по отношению к пожилым происходит внутри семьи. Чаще всего в роли насильника выступает муж, но немало и случаев, когда насилие и домогательство исходит от других близких родственников – например, сына и даже внука. 

В большинстве таких инцидентов речь идет о душевнобольных людях. Известны также случаи, когда престарелая мать соглашалась удовлетворять сексуальные потребности сына из опасения, что в противном случае он станет совершать нападения на улице. Нередко такие сексуальные преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков.

Зафиксировано также немало случаев “сексуального использования” пожилых со стороны работников домов престарелых или ухаживающих за ними гастарбайтеров; происходило подобное и в гериатрических отделениях больниц.

Наконец, такое может произойти и вне дома. Не секрет, что многие женщины в возрасте 65+ сегодня очень неплохо выглядят, отнюдь не считают себя старухами и хотели бы открыть новую страницу в книге жизни. В поисках нового спутника они знакомятся с ровесниками или даже мужчинами помоложе, но те отказываются понимать, что женщина может быть не готова к мгновенной близости, и подобные свидания тоже порой заканчиваются изнасилованием.

Доктор Доврат Арель подчеркивает, что сексуальное преступление по отношению к пожилому человеку может быть совершено и без полового акта. Например, путем унизительного обращения, когда преступник не столько жаждет удовлетворения своей похоти, сколько наслаждается безграничной властью над старым человеком, порой пребывающим уже в состоянии деменции. 

Профессор Гольдблат говорит, что главным сюрпризом для нее в ходе исследования стало огромное значение “фактора виктимности”: сексуальному насилию, в основном, подвергаются те пожилые женщины, которым пришлось пройти через подобное ранее – в детстве или молодости. С чем это связано, непонятно, но такая женщина не решается рассказать кому-либо о случившемся, так как ее прошлый горький опыт говорит, что окружающие могут заявить, что она сама во всем виновата, “сама этого хотела” и т.д.

По мнению авторов исследования, для того чтобы эта проблема начала действительно решаться, в первую очередь следует сломать возникший вокруг нее заговор молчания - нужно, чтобы о ней больше говорили и писали в печатных и электронных СМИ, в социальных сетях и т.д. Когда общество заговорит об этом вслух, врачи, соцработники и другие профессионалы начнут обращать на подобные случаи больше внимания, что может существенно повлиять на ситуацию.

* * *

Проблема, о которой мы рассказали, отнюдь не отменяет того факта, что и в самом преклонном возрасте человек может испытывать потребность в интимной жизни и наслаждаться ею. Израильские психологи отмечают, что заметное увеличение продолжительности жизни привело и к настоящей революции в интимных отношениях.

Согласно проведенному недавно опросу, израильтяне продолжают вести половую жизнь и в 70, и в 80, и даже в 90 лет. 85% опрошенных мужчин в возрасте 70+ сообщили, что вступают в интимную близость с партнершей не менее раза в месяц; 50% - что не реже раза в две недели. В то же время о том, что они продолжают вести интимную жизнь, сообщили лишь 40% их сверстниц. 

Психологи настоятельно рекомендуют супругам и в самом пожилом возрасте больше говорить о сексе друг с другом, так как подобные беседы позволяют преодолеть возникшие с возрастом психологические барьеры, отказаться от стереотипов и продолжать жить полноценной жизнью во всех смыслах этого слова.

- Работая здесь начинаешь понимать, что любви и в самом деле все возрасты покорны, и она не оставляет человека до конца жизни, - сказала автору этих строк медсестра одного из тель-авивских домов престарелых Алла К. – Ты воочию убеждаешься в справедливости знаменитых слов Евгения Шварца: “Я узнавал вас под любой маской на любом карнавале. Так что мне маска, которую надело на вас Время?!”.         “Новости недели”


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir