Страсти вокруг пустой бутылки
Защитники экологии и борцы с мусором призывают губернатора Нью-Йорка Эндрю Куомо повысить стоимость пустой тары для жидкости (container deposit) с 5 до 10 центов. Эта инициатива, по мнению активистов, моментально увеличит количество людей, сдающих пустые пластиковые бутылки и жестяные банки. Как результат, организованного перерабатываемого мусора станет больше, а процесс его утилизации - дешевле.
Несмотря на большое количество людей, вытаскивающих пустые бутылки из уличных мусорных корзин, культура возврата тары сегодня безнадёжно умерла. Она достигла своего расцвета в 1982 году, когда мэр Эд Кох лоббировал закон о 5-центовом депозите за пластиковые бутылки и жестяные банки в штате Нью-Йорк.
37 лет назад 5 центов имели такую же силу, как 13 центов сегодня (с учётом инфляции). Поэтому самые разные люди начали копить тару и сдавать её в супермаркетах, получая наличные деньги или купоны на еду.
Особо стоит сказать, что в 1982 году мало кто задумывался о защите экологии. Кох и Хью Кари (тогдашний губернатор, подписавший New York State Returnable Container Law 1982) мотивировали ньюйоркцев именно финансово. 5-центовый депозит, например, стал отличным источником дохода для бездомных. До этого они исключительно попрошайничали.
Обеспеченные домовладельцы копили и сдавали бутылки тысячами. Сегодня подобные истории звучат нереалистично, но в первой половине 1980-х газеты постоянно писали о том, как избавление от накопившихся за десятилетия бутылок позволило людям посетить дорогой ресторан или даже отправиться в путешествие.
Немаловажно отметить, что культура денежного возврата за наполняемые жидкостью контейнеры существовала в Нью-Йорке с 16-го столетия. В разные времена депозиты платились за дубовые бочки и металлические канистры с алкоголем, стеклянные бутылки с молоком и газированной водой, а также многое другое. Тара всегда стоила именно столько, чтобы её было выгодно вернуть.
Баланс нарушился именно в последние годы.
С одной стороны, мэры Блумберг (2002-2013) и ДеБлазио (с 2014-го), губернаторы Патерсон (2008-2010) и Куомо (с 2011-го) демонстрировали упорную борьбу за спасение экологии, сокращение мусорных отходов и 100%-ую переработку пластика.
С другой стороны, ни один из этих четырёх влиятельных политиков не решился повысить containerdepositдо 10 центов. Куомо, например, тонко намекнул, что эта мера снизит трудовую нагрузку сотрудников региональных санитарных департаментов, а также сделает переработку пластика и металла на территории Имперского штата невыгодной. Большие мусорные фабрики потеряют прибыль, а это вызовет недовольство профсоюзов. В общем, проиграет вся однопартийная демократическая система, сросшаяся с господрядчиками и трудовыми союзами.
Из-за высокой инфляции и containerdepositна уровне 1982 года (5 центов) культура сдачи пустой тары сильно пострадала. Сегодня менее 65% бутылок и банок отправляются ньюйоркцами на. Большинство из них растворяется в другом мусоре - пищевом, строительном, химическом и т. п.
Излишне говорить, что демократы не хотят поднимать containerdepositдо 10 центов из-за внутренних договорённостей, о которых простым смертным знать необязательно. Однако мы вполне можем представить последствия подобного решения. К примеру, штат Мичиган, принимающий тару по 10 центов, довёл объём перерабатываемого мусора до 90%. Это один из самых высоких показателей в Северной Америке.
Привычка мичиганцев сдавать, а не выбрасывать мусор, привела к активной борьбе с пластиковыми пакетами, кампании по внедрению в жизнь потребителей холщовых сумок, появлению более чем десятка стартапов по производству биоразлагаемой упаковки. Мичиганцы невероятно активны, и семимильными шагами движутся к своей главной мечте под лозунгом ZeroWaste.
Нью-Йорк в плане борьбы с мусором деградирует и происходит это стремительно. Последним политиком, пытавшимся хоть как-то минимизировать мусорную проблему, оказался мэр Блумберг. Он заставил весь Манхэттен передвижными колонками с краниками и призвал жителей наполнять чистой водой уже имеющиеся бутылки, а не покупать новые.
ДеБлазио не только поставил крест на этом проекте, но и угробил все экологически перспективные проекты, а губернатор Куомо ему в этом не мешал. Вот лишь несколько законопроектов, которые нью-йоркские демократы могли одобрить за последние годы:
-Запрет пластиковых пакетов и введение 10-центового сбора за бумажные пакеты. Подобное правило уже существует в большинстве регионов Калифорнии.
-Предоставление налоговых льгот магазинам, которые отказываются от всех видов пакетов (по принципу Costcoи BJ's). Такая практика развита во многих странах Европы и Азии – здесь покупатели приходят на шопинг со своими сумками.
-Скидки на напитки в фастфуд-ресторанах, если жидкость наливается в термос или другую ёмкость клиента, а не в стакан с пластиковой крышкой и пластиковой трубочкой. Эти программы в большинстве регионов США поддерживают именно власти.
-Сдача пакованного пластика и металла на вес, а не по количеству штук. В таком случае собиратели бутылок и банок могли бы максимально сплющить материал для утилизации и уменьшить объём мешка с тарой.
-Расширение списка тары, облагаемой containerdeposit. Необходимо сделать так, чтобы люди могли получить свои 5 центов и за картонный пакет из-под молока, и за стеклянную бутылку из-под виски. Стекло и картон - отличные материалы для переработки. Они ничем не хуже пластика и металла. Раздельная и финансово выгодная утилизация - большой шаг в эффективной борьбе с мусором.
К сожалению, ни одно из этих предложений не станет полноценным законом в ближайшее время. Мэру ДеБлазио и губернатору Куомо гораздо выгоднее организовать какой-нибудь миллионный марш против глобального потепления, чем проявить политическую волю и нанести сокрушительный удар по мусору.
Максим Бондарь