Краткая история строительства "великих стен"

Америка
№61 (1192)

Краткая история строительства "великих стен"

Более трети американцев продолжают верить, что президент Дональд Трамп способен построить на границе с Мексикой "великую стену" (great wall) и решить одним разом проблему нелегальной иммиграции и контрабанды наркотиков. В реальности, однако, стена является абсолютно утопической и нереализуемой идеей. За последние несколько десятилетий американцы в этом убеждались неоднократно, однако спустя некоторое время опять начинали верить в красивый миф о "великой стене".

Первым "архитектором" стены на границе с Мексикой стал президент Рональд Рейган. В 1986 году он провёл масштабную иммиграционную амнистию, открывшую дорогу к грин-картам для 3 млн. человек, и распорядился построить 10-футовый стальной забор протяжённостью 14 миль неподалёку от Сан-Диего (Калифорния) - в одном из самых популярных участков для незаконного пересечения границы.

В 1996 году Конгресс продолжил дело Рейгана и построил второй забор на границе между мексиканской Тихуаной и Калифорнией.

Тогда же выяснилась одна интересная закономерность - нелегалы стремятся перейти границу именно там, где находится забор, поскольку появление забора моментально снижает количество пограничников в округе. Бороться с бетонно-металлическими конструкциями легче, чем с живыми вооружёнными людьми.

Калифорнийская стена Рейгана/Клинтона оказалась не просто бесполезной - она увеличила поток нелегальных иммигрантов, которые пролезали под стеной и над стеной, а также долбили в ней дыры всем, что попадётся под руку.

Укрепление границ усилилось после терактов 9/11. Благодаря законопроектам 2001 и 2006 годов общая протяжённость заграждений увеличилась до 617 миль (протяжённость сухопутной границы - 1,954 мили). При этом только крохотный участок в 36 миль имеет двойной забор.

Особо стоит сказать, что 617 миль границы между США и Мексикой перекрыты заборами самых разных типов - от обыкновенной сетки (наподобие той, что окружает детские спортивные площадки) до толстых бетонных заборов с мотками колючей проволоки наверху. Никаких официальных требований и характеристик к заграждениям не предъявлялось. Каждый штат возводил именно то, что ему было выгодно. У одних губернаторов оказалось слишком много стали, у других - бетона, третьи для экономии денег ограничились "косметическим забором".

В 2007 году эксперты в сфере землевладения и экологии пришли к выводу, что построить забор больше существующего участка в 617 миль - невозможно. Причина - огромные территории земли, принадлежавшие частным лицам, а также договоры между США и Мексикой, заключённые в 18 - 20-х столетиях. Например, река Рио-Гранде должна оставаться открытой с обеих сторон. Она является излюбленным местом для незаконного проникновения в Соединённые Штаты.

Чтобы построить единое эффективное заграждение от Тихого до Атлантического океана потребуется примерно $15 трлн. Это примерно три годовых бюджета США. Большая часть этих денег уйдёт даже не на материалы и строительные работы, а на выплату солидных компенсаций частным лицам, компаниям и организациям, которые согласятся построить забор на своей собственности, а также на пересмотр и расторжение территориальных договоров с Мексикой.

Трамп, напомним, требует от Конгресса на свою "великую стену" всего $5 млрд. Этой крохотной суммы не хватит даже на то, чтобы перекрыть качественным забором 1% границы. Демократы блокируют сделку именно по причине её абсолютной бесполезности, а не по причине каких-либо симпатий к нелегалам.

С 2009-го и по сей день пограничники обнаруживают свыше 4 тысяч дыр и подкопов в "стенах" ежегодно. Ремонтные работы ведутся постоянно, однако нелегалов это не останавливает. Если нельзя пробить стену или сделать подкоп, то они её перелезают с помощью самых примитивных спецсредств для скалолазов. С таким оборудованием и банальными кусачками за доллар можно преодолеть даже мотки колючей проволоки на самой высокой железобетонной стене.

Самая большая проблема всех стен на границе с Мексикой - непрозрачность. Американские пограничники сильно ограничены в обзоре. Они не знают, где и какое количество нелегалов притаилось, чтобы под покровом ночи перебраться в Соединённые Штаты.

Для сравнения: в 1970-е годы патрулирование велось исключительно с помощью биноклей и транспортных средств. Нелегалов удавалось обнаружить ещё на мексиканской территории за несколько миль до границы с США.

Возведение полупрозрачных стен с толстыми металлическими прутьями - бесполезно и даже опасно. Нелегалы разгибают их с помощью механических домкратов или аккуратно срезают части прутьев. В Техасе был случай, когда через забор прошло более тысячи человек за шесть месяцев. Нужный участок со стороны Мексики покрасили ярко-жёлтой краской. Нелегалы подходили к забору, доставали два полуметровых прута из общей конструкции, пролезали в образовавшуюся дыру, а потом вставляли прутья на место. С американской стороны забор выглядел цельным и нетронутым. Пограничники проезжали его дважды в сутки на своих джипах и были уверены, что здесь-то уж точно никто из нелегальных иммигрантов не пройдет.

Поскольку забор усыпляет бдительность американских пограничников, в самой Мексике планы Трампа построить "великую стену" народ воспринимает с радостью. Бороться с молчаливой конструкцией легче и приятнее, чем с теми же офицерами Управления по осуществлению таможенных и иммиграционных законов (ICE), которые нередко прибегают к жестокости.

Более того, дожидаться ночи за стеной со стороны Мексики нелегалам значительно безопаснее, чем в той же голой пустыне, где нет деревьев, отбрасывающих тень. Стена играет роль убежища, компаса и маяка одновременно. Каждый, кто до неё добирается, хорошо понимает, что движется в правильном направлении и желанная Америка - в двух шагах ходьбы (в буквальном смысле).

Если говорить максимально объективно, то за 33 года существования стен на границе с Мексикой удалось добиться только одного положительного результата: сократить до нуля количество транспортных средств, проникающих в США нелегально. До Рейгана десятки машин с нелегалами въезжали со стороны той же Тихуаны и останавливались уже в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Майами и других крупных городах. К счастью, на автомобильной нелегальной иммиграции поставлен жирный крест.

Что же касается пешеходов-нелегалов, то здесь ситуация не ухудшается и не улучшается несколько десятилетий. Согласно статистике самих мексиканских спецслужб, американские пограничники ловят только каждого 16-го нелегала, пересекающего границу.

Обычно это происходит в двух случаях. Первый - стражи порядка неожиданно для самих себя проезжают в том месте и в то время, что и нелегалы. Второй - перебежчики оказываются жуткими дилетантами. Они вообще не ориентируются на местности и надеются на авось.

Сможет ли Дональд Трамп построить "великую стену", а именно - крохотный её участок - абсолютно неважно. Усиление границы за счёт миллионов тонн стали и бетона - чистой воды пиар-ход, который не имеет к суровой пограничной реальности никакого отношения.

Впрочем, многие американцы не желают знать всей правды о безопасности на границе и эффективности стен, которые строились всеми президентами, начиная с Рейгана. В общем, как гласит народная мудрость: тот, кто меньше знает - лучше спит. 

Евгений Новицкий 


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir