От депортации не спасет даже грин-карта
Верховный суд пятью голосами консервативных служителей Фемиды (Вильяма Ренквиста, Кларенса Томаса, Антонина Скалиа, Сандры О’Коннорс и Энтони Кеннеди) против четырех голосов возражавших им либералов (Дэвид Сатер, Пол Стивенс, Рут Гинзбург и Стефан Брайер) принял постановление, согласно которому отбывшие заключение постоянные жители Соединенных Штатов могут быть тут же препровождены в камеру иммиграционной тюрьмы и не покинут ее до момента депортации из страны. Основанием для высылки станет любое преступление, подпадающее под категорию «felony» или связанное с торговлей и наличием наркотиков или огнестрельного оружия.[!]
Вердикт «верховных» фактически лишает владельцев грин-карт, оказавшихся за решеткой, надежды на слушания в иммиграционном суде. Раньше, если судья признавал их неопасными для общества, он мог отпустить их на свободу под залог с тем, чтобы они затем являлись на слушания в указанное им время.
Принятое постановление отменяет решения четырех федеральных апелляционных судов, которые были приняты в пользу постоянных жителей США, признав неконституционным продолжение содержания их под стражей после отбытия срока заключения на период рассмотрения дела о депортации.
По мнению правозащитников и иммиграционных адвокатов, вердикт Верховного суда серьезно осложнит возможность постоянных жителей добиться отмены депортации. Даже если они прожили в Соединенных Штатах большую часть своей жизни, попав в страну в малолетнем возрасте.
Надо признать, что на решение консервативной части Верховного суда, вне всякого сомнения, повлияли события 11 сентября. Ведь до этой трагической даты большинство «верховных» склонялись к тому, чтобы разрешить обладателям грин-карт представать перед иммиграционными судьями после отбытия наказания в обычной тюрьме, без содержания их в иммиграционных тюрьмах фактически бессрочно. Свое согласие принять депортируемого должна была дать страна, гражданином которой он являлся. А что делать тем, кто приехал в США из стран, которых уже нет на карте мира? Например, из бывшего СССР?
Кроме того, два года назад «верховные» указали Конгрессу, принимающему иммиграционные законы, на недопустимость противопоставления граждан США и обладателей грин-карт, проживших в стране много лет. Теперь и Кларенс Томас, и Антонин Скалиа забыли о том, что они говорили два года назад. Впрочем, здесь ничего странного. Их вердикт отражает точку зрения министра юстиции Джона Эшкрофта, а значит и Белого дома, который настаивает на принятии более жестких иммиграционных законов под лозунгом обеспечения безопасности Соединенных Штатов. Свое решение они оправдывают тем, что якобы до 20 процентов освобожденных под залог постоянных жителей так и не появлялись больше перед глазами иммиграционных судей.
Надо сказать, что среди кандидатов на депортацию как в прошлом, так и сегодня чаще всего встречаются люди, совершившие ненасильственные преступления. Например, совершили воровство или купили лично для себя небольшую порцию наркотика. Увы, даже такие мелочи уже могут послужить основанием для депортации и повторного заключения под стражу в иммиграционной тюрьме. Если администрация экс-президента Билла Клинтона считала подобную жесткость излишней, у Джорджа Буша и его министра юстиции иное мнение.
Спорным можно считать и показатель неявки в 20 процентов. Судья Дэвид Сатер, выражая несогласие с мнением коллег-консерваторов, заявил, что в эту цифру были включены скопом и постоянные жители США, и нелегалы, и лица, находящиеся в нашей стране на основании временных виз. Если это так, то аргументы Скалиа и Томаса рассыпаются как карточный домик, а в их решении явно просматривается определенный политический заказ.
Правозащитники и иммиграционные адвокаты заявляют, что будут лоббировать Конгресс, дабы тот внес поправки в ныне действующий закон о депортациях. Увы, у них практических нет шансов добиться пересмотра данного юридического документа. Конгресс, обе палаты которого находятся в руках однопартийцев Буша и Эшкрофта, никогда не пойдет на это. Готов побиться об заклад...
Михаил Трипольский
Эшкрофт: нелегалов - в тюрьму
Министерство юстиции в лице своего главы Джона Эшкрофта продолжает политику ужесточения мер в отношении нелегальных иммигрантов.
В своем недавнем распоряжении в связи с рассмотрением дела одного из гаитянских нелегалов Эшкрофт указал, что этот человек не может быть выпущен из тюрьмы под залог (на период рассмотрения его ходатайства о предоставлении статуса политического беженца), даже при том, что он не представляет угрозы для безопасности Соединенных Штатов.
Тем самым создается прецедент. Ведь до недавнего времени иммиграционные судьи могли отпускать нелегалов под залог, если они не были связаны с террористическими или преступными группировками, и не представляли опасности для жителей городов, в которых они проживали.
Гаитянин, судьбой которого захотел лично заняться министр юстиции, добился через иммиграционный суд разрешения выйти на свободу, внеся залог.
«Мое мнение - он должен оставаться за решеткой, - заявил министр юстиции, - дабы те, кто вынашивает планы проникнуть в нашу страну незаконным путем, знали, что их ждет тюрьма. Пресечение нелегального проникновения граждан зарубежных стран в США требует от казны значительных средств, которые мы могли бы направить на мероприятия по борьбе с терроризмом».
По существу, приказ Эшкрофта ставит в один ряд нелегалов и лиц, подозреваемых в угрозе безопасности США. И тех и других, считает он, необходимо арестовывать и держать в тюрьме столько, сколько потребуется.
Новое распоряжение Минюста - это недвусмысленный намек иммиграционным судьям на то, какие вердикты ждет от них их непосредственный начальник. Ведь иммиграционные суды - это составная часть ведомства, которое возглавляет господин Эшкрофт. Пока не ясно, как именно станет осуществляться на практике распоряжение Минюста, однако адвокаты, занимающиеся иммиграционными делами опасаются, что данное распоряжение очень осложнит положение тех новоприбывших, кто добивается статуса политического беженца. Ведь обратившись за ним, они могут легко подвергнуться аресту, даже не представляя угрозы для страны, в которую они прибыли в надежде получить здесь защиту от преследований на родине.
comments (Total: 1)