Договора и сговоры

В мире
№55 (1186)

Photo: TASS/Matty Stern

Давид Шарп

Собеседником премьера, во второй раз в течение месяца, был госсекретарь США Майк Помпео, также прибывший на инаугурацию президента Болсонару. Предыдущая их встреча, состоявшаяся в Брюсселе, предшествовала, среди прочего, операции ''Северный щит'' по ликвидации туннелей ''Хизбаллы''. Нынешняя была почти целиком посвящена важнейшему на данный момент для Израиля вопросу, а именно ситуации в Сирии и Ливане.

Одной из текущих внешнеполитических задач Нетаниягу является минимизация ущерба, от спонтанного и, мягко говоря, оторванного от реалий решения Дональда Трампа о выводе американского контингента из Сирии. После того как первоначально президент США собирался реализовать этот шаг в течение месяца-двух, его советники, соратники по партии и военные, практически единодушно выступавшие против, начали предпринимать попытки сгладить, насколько это возможно, негативный эффект от произошедшего. На данный момент ситуация в целом все еще неясна, да и, как показала жизнь, с Трампом возможны любые неожиданности.

Тем не менее, информация о ближайших планах США в Сирии все же поступает. Так, высокопоставленный источник в израильской делегации в Бразилии в разговоре с журналистами рассказал, что премьер-министр беседовал на данную тему с американским лидером и обратился к нему с просьбой замедлить вывод войск, сделав его поэтапным. Как было сказано, на эту просьбу возможен положительный ответ.

О том, что процесс продлится ''несколько месяцев'', сам президент США сказал в своей беседе с командованием американских войск в Ираке во время недавнего внезапного визита в эту страну. Наконец, газета ''Нью-Йорк таймс'', ссылаясь на свои источники в Белом доме, сообщила, что вывод войск займет четыре месяца. Кроме того, и сам Трамп в одном из своих заявлений признал, что ''темпы будут замедлены''.

Численность контингента армии США в Сирии незначительна — около 2000 человек, и с чисто технической точки зрения их вывод - дело достаточно короткого времени. Мало его потребуется и на ликвидацию последнего анклава "Исламского государства" (ИГ) на восточном берегу Евфрата. Этот анклав значительно сократился в размерах и в настоящее время активно очищается от джихадистов поддерживамыми США Сирийскими демократическими силами (СДС), ядро которых составляют местные курды. И если с отсрочкой вывода американского контингента противникам этого шага несколько полегчало, то с остальными - и главными - негативными его аспектами ситуация по-прежнему неясна.

Таких аспектов, напомню, три. Первый и главный состоит в том, что с предполагаемым уходом американцев и утратой СДС активной военной поддержки с их стороны, последние окажутся перед выбором: или вступить в неравную схватку с Турцией и подконтрольными ей повстанческим группировкам, или фактически признать над собой власть Асада. Поскольку второй вариант для курдов лучше, то именно так все, скорее всего, и произойдет.

При таком развитии событий американцы фактически на блюдечке преподносят Дамаску - а значит и Тегерану с Москвой - все плоды своих побед над ИГ. Причем, что очень важно, значительная часть их была достигнута уже в течение двух лет правления Трампа. Следуя логике президента США, сказавшего, мол, пусть другие воюют в Сирии вместо американцев, совершенно непонятно, какие у него были причины два года таскать каштаны из огня для Асада, иранцев и россиян...

Второй негативный аспект - сам факт отсутствия американцев в Сирии. И столь незначительный контингент при поддержке авиации создавал для Асада и его союзников серьезную потенциальную угрозу, даже безо всяких действий. Это заставляло Дамаск и Ко действовать с большой оглядкой. Укрепив же военное и экономическое положение после ухода американцев, режим и его союзники вполне могут перейти к более наглым и решительным шагам, в том числе и направленным против Израиля.

И наконец, третий - это предательство союзников США из СДС, которые долгое время воюют с американцами плечом к плечу. Причем предательством это считают и в Пентагоне, и в Белом доме, и в Республиканской партии.

Определенный оптимизм внушают слова одного из союзников Дональда Трампа, сенатора Линдси Грэма, резко критиковавшего президента за его решение. В конце прошлой недели он пообщался с Трампом как раз по сирийскому вопросу. По словам Грэма, тот сообщил ему несколько подробностей, которые его, сенатора, в значительной степени успокоили. ''Теперь в отношении наших действий в Сирии я чувствую себя намного лучше'', - сказал тогда Грэм. При этом он добавил, что некоторые разногласия с президентом по данному вопросу у него все еще остались.

Итак, перед встречей с Помпео Нетаниягу заявил следующее: ''Я рад видеть нашего доброго друга Майка... Мы с ним будем говорить о нашем интенсивном сотрудничестве с США в связи с вопросами, вытекающими из американского решения касательно Сирии. Мы поговорим о том, как еще больше углубить наше разведывательное и оперативное взаимодействие в Сирии, а также в других местах, с целью пресечения иранской экспансии на Ближнем Востоке''.

Открыто намекая на то, что недавний авиаудар был израильским, Биньямин Нетаниягу поблагодарил президента США за ''поддержку наших оборонительных усилий в Сирии, направленных против ''Хизбаллы'', буквально в последние дни''.

Последовавшее вслед за теми событиями американское заявление о поддержке израильского права на самозащиту от иранской экспансии было однозначным и красноречивым. В подобном роде высказался и Помпео - уже после беседы с Нетаниягу.

В свете усложнившихся отношений Израиля с Россией и недавнего жесткого заявления Москвы, твердая позиция Вашингтона, безусловно, имеет важное значение. Однако необходимо помнить, что в течение последних лет, несмотря на американское присутствие в Сирии, на практике с иранской экспансией боролся именно Израиль. Тем более это положение сохранится и после вывода контингента США, сколь бы долго ни длился данный процесс.

Кстати, в последние дни появились дополнительные подробности в отношении приписываемого Израилю авианалета. Высокопоставленный источник в ЦАХАЛе официально, но на правах анонимности рассказал агентству АР, что вблизи Дамаска были атакованы и уничтожены три различные цели, связанные с инфраструктурой доставки Ираном оружия ''Хизбалле''. Кроме того, уничтожена (возможно, имелось в виду - выведена из строя) сирийская батарея ПВО. Очевидно, что она не была изначальной целью, а удар по ней нанесен впоследствии из-за активной стрельбы по израильским самолетам (согласно пресс-службе ЦАХАЛа, по одной из сирийских зенитных ракет, которая могла упасть на территории Израиля, отработала наша система ПРО). По информации военного обозревателя государственного телеканала ''Кан'', который ссылался на компетентные источники, в ходе атаки сирийцы выпустили не менее 30 зенитных ракет.

Все осведомленные источники подтвердили, что намеченные цели уничтожены, и это в очередной раз вошло в полное противоречие с официальным заявлением представителя министерства обороны России генерала Игоря Конашенкова. Напомню, что он заявил о якобы сбитых сирийской системой ПВО 14 из 16 сброшенных израильскими самолетами мелкокалиберных управляемых бомб GBU-39. При этом на сирийской военной базе, где две прорвавшиеся по российской версии бомбы взорвались, ''возникший пожар был быстро локализован''. Ложь российского представителя, как обычно, опровергли не только анонимные, но и открытые источники, предоставившие наглядные доказательства.

Так, на прошлой неделе израильская компания ISI, предоставляющая услуги коммерческой спутниковой съемки, очень быстро обнаружила два места нанесения ударов на территории базы сирийской 4-й дивизии в районе Дамаска, примерно в 40 км от израильской границы. Находятся они в 1,6 км друг от друга. В первом случае речь идет о двух полностью уничтоженных складских помещениях размером 60 на 15 метров. Вторая цель представляла собой большую стоянку автотранспорта, где теперь наблюдаются четыре расположенных ромбом внушительных воронки от взрывов (ориентировочно 15 метров в диаметре каждая). На снимках видно, что большинство стоявших там машин уничтожены или серьезно повреждены. Так что ''две несбитые бомбы'' натворили немало дел, и это только на двух объектах, которые ISIсмогла обнаружить...

Своего рода прямым продолжением беседы Нетаниягу с Помпео по сирийской проблеме станет запланированный на следующую неделю визит в Израиль советника по национальной безопасности США Джона Болтона. Как и подавший в отставку министр обороны Джеймс Мэттис, Болтон выступал против вывода войск из Сирии. Однако он предпочел остаться на посту и оказывать влияние на политику президента будучи на данный момент самым влиятельным лицом в окружении Трампа, занимающимся вопросами безопасности.

Кроме нашей страны, Джон Болтон посетит Турцию, в надежде согласовать действия в Сирии и с Эрдоганом. Пока же на одном из двух плацдармов СДС на западном берегу Евфрата в миниатюре начал реализовываться сценарий, о котором я писал выше. Еще до ухода американцев СДС пустили на свою территорию силы Асада, занявшие позиции на линии соприкосновения с Турцией. Войска последней и их сторонники продолжают оставаться ''в низком старте'', не решаясь в данной связи начать атаку. Зато высокопоставленная турецкая делегация вылетела в Москву, дабы попытаться прийти к соглашению с Кремлем о разделе территорий, занятых СДС, после ухода американцев. О чем им удалось – или не удалось – договориться, покажет ближайшее время. Визит Болтона в регион также должен пролить дополнительный свет на сложившуюся ситуацию.

"Новости недели"


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir