Грядет "туннельная война"?
Яков Зубарев
На прошлой неделе была обнародована запись шумов, которые уловила высокочувствительная аппаратура северной лаборатории ЦАХАЛа при проходке туннеля на израильско-ливанской границе. Эта лаборатория – специальное подразделение дивизии "Галиль", созданное для обнаружения туннелей - действовала в Северном военном округе в обстановке строгой секретности и только сейчас раскрыла свое инкогнито. Она намного крупнее аналогичного подразделения дивизии "Газа", которое обнаружило за последние годы 17 диверсионных туннелей ХАМАСа.
Надо сказать, что террористы "Хизбаллы" и прежде использовали туннели, но – на своей территории, в качестве убежищ и для транспортировки вооружения. Теперь, как выясняется, подземные ходы оборонного значения приобретают новую направленность – агрессивно-наступательную.
Корреспондент газеты "Маарив" Таль Лев-Рам присоединился на днях к подразделению ЦАХАЛа, в задачу которого входит обнаружение вражеских туннелей, и лично ознакомился с обстановкой на нашей северной границе.
"В тихий, ничем не примечательный день середины недели, - пишет он, - я увидел вблизи одного из поселков цепочку тяжелых грузовиков и солдат, выгружающих из них инженерную технику. Совсем недавно это была обычная сельскохозяйственная территория, но сегодня она превратилась в закрытую военную зону. Именно здесь, на краю поля, у самого пограничного забора, и был обнаружен второй туннель "Хибаллы". Первый был выявлен в начале декабря в окрестностях Метулы. Оба они схожи и оба имеют выход на территорию Израиля. Пересеченную местность по ту сторону границы наши бойцы определяют как "мертвую зону", которая не поддается простому визуальному контролю, и террористы воспользовались этим преимуществом, чтобы вести подземные работы. У них было достаточно времени, чтобы дождаться, когда проедет военный патруль, регулярно контролирующий границу, и продолжить рытье.
Протяженность нашей северной границы 130 километров, и вдоль нее, по мнению военных специалистов, вырыто не менее десятка подземных туннелей, ведущих на территорию Израиля. Быстро их не обнаружить, работа эта может занять месяцы".
Журналист пишет, что в день своего пребывания на границе он встретил бригадного генерала Иегуду Фокса, который полтора месяца назад оставил должность командующего дивизией "Газа" и прибыл на север, чтобы использовать здесь опыт борьбы с хамасовскими туннелями и не только. В последнее время "Хизбалла" совместно с армией Ливана пытается играть мускулами, стращая Израиль. Фотографии наших бойцов, стоящих напротив солдат ливанской армии, снимки ливанских солдат, направляющих оружие на Израиль, угрозы на случай "нарушения еврейскими оккупантами суверенитета Ливана" – все это последовало практически сразу за обнаружением туннелей.
Не чурается организация и чисто провокационных действий. За день до приезда журналиста на север подразделение ливанской армии устроило на границе спектакль. Солдаты миротворческих сил ООН – ЮНИФИЛ, находящиеся на территории Ливана, перешли границу с Израилем, чтобы обозначить местоположение минного поля. Они были в соответствующей форме с опознавательными знаками. А за несколько минут до окончания работ на границу прибыли шесть ливанских бойцов, которые перекрыли миротворцам обратную дорогу. Противостояние между ними едва не перешло в физическое насилие. Юнифильцы вынуждены были прождать больше часа, пока им разрешили вернуться на базу. А ливанцев, кстати говоря, сопровождали двое гражданских лиц, в которых офицеры ЦАХАЛа признали людей "Хизбаллы".
По мнению израильских военных, на границе наблюдается тесное взаимодействие террористической организации и армии Ливана, которой командиры "Хизбаллы" практически отдают приказы.
Несмотря на провокации, силы ЦАХАЛа проявляют спокойствие и сдержанность. Обнаруженные туннели закупорены и вход в них со стороны Ливана невозможен. Одновременно подразделение инженерных войск ведет работы и по сооружению бетонной стены вдоль границы. Каждый раз бур уходит в землю на глубину 30 метров, и только одна эта процедура занимает более двух часов.
Корреспондент "Маарива" Уди Сегал приводит в своей статье слова генерала запаса Гиоры Айленда о том, что единственный способ охладить "Хизбаллу" - это объяснить, что каждый ее выпад против Израиля получит должный отпор, который будет предусматривать удары по инфраструктуре всего Ливана, включая шоссе, аэродромы, хранилища горючего. Правительство Израиля недвусмысленно заявило, что ответственность за действия "Хизбаллы" полностью лежит на ливанских властях, и действовать Израиль станет, исходя из этой аксиомы.
Между тем, пока операция, получившая название "Северный щит", продолжается, Израиль неожиданно оказался в ловушке политики Соединенных Штатов. Стремясь укрепить армию Ливана (в том числе в целях ее успешного противостояния сирийскому влиянию), США оказывают ей всемерную поддержку – как вооружением, так и советниками. Но, как отмечалось выше, кадровые военные Ливана довольно тесно сотрудничают с "Хизбаллой", что ставит их в глазах Израиля на одну доску с террористами. Именно эта тема стала главной на встрече Биньямина Нетаниягу с государственным секретарем США Майком Помпео в Брюсселе.
Уди Сегал отмечает, что в разговоре с ним посол Израиля в ООН Дани Данон заметил: "Соединенные Штаты видят в армии Ливана структуру, с которой можно работать и вести диалог. Израиль передал США данные разведки, из которых явствует, кто именно из высокопоставленных лиц ливанской армии выполняет указания "Хизбаллы", однако Помпео считает, что там еще можно найти людей, готовых сотрудничать. В этом вопросе между двумя странами существуют серьезные разногласия, которые могут повредить возможностям Израиля нанести удар по "Хизбалле".
В свою очередь, Американский институт исследований отмечает в своем отчете, что "Хизбалла" имеет на вооружении около 130 тысяч ракет разных типов, что делает ее самым крупным в мире негосударственным образованием с такой военной мощью. Причем, институт подчеркивает, что цифра эта неточна, поскольку основывается на открытых источниках, и доподлинно не известно, сколько ракет скрывает организация в своих подземных хранилищах. Кроме того, "Хизбалла" обладает солидным арсеналом "скадов". Правда, отмечают исследователи, основная часть этих ракет не дает "Хизбалле" особого преимущества, так как они обладают ограниченной мобильностью, их трудно скрыть, и они способны "покрыть" лишь небольшую территорию. Однако в стратегическом плане наличие "скадов" вынуждает израильские боевые самолеты лететь на большей высоте, что сокращает возможности точечных ударов по наземным целям.
То, что обнаруженные туннели носят не оборонительный, а наступательный характер, отмечают сотрудники израильского Института национальной безопасности Йорам Швейцер и Офек Ример. В своем исследовании они пишут, что туннели представляют собой часть программы наземной операции "Хизбаллы", в результате которой та намерена проникнуть на израильскую территорию и захватить какой-либо поселок, а то и несколько поселков Галилеи, а в случае удачи - главную магистраль и военную базу. В этих целях туннели специально построены с более широкими, чем обычно, ходами - для быстрого продвижения боевиков.
Пока что, отмечают исследователи, "Хизбаллы" и Иран не заинтересованы в эскалации конфликта на северной границе Израиля. Однако ближайшая цель "Стражей исламской революции" понятна: произвести и поставить на территорию Ливана как можно больше точных ракет дальнего радиуса действия.
Эхуд Ольмерт напомнил на днях о том, как во время Второй ливанской войны ЦАХАЛу пришлось сдерживать свои действия под давлением тогдашнего американского госсекретаря Кондолизы Райс: США не хотели, чтобы эти действия нанесли урон правительству Фуада Синьора. Нынешнее правительство Трампа по-прежнему связывает нам руки. Оно считает, что ЦАХАЛ должен вести себя тихо и скромно, давая Америке возможность проводить свою стратегическую линию на Ближнем Востоке. Однако в случае новой войны на северной границе, отмечает журналист "Маарива", наша армия должна действовать быстро, решительно и без всяких сантиментов по отношению к Ливану – с тем, чтобы как можно скорее добиться прекращения огня.
"Новости недели"