Курс на разоружение
Прошедший и уходящий годы стали худшими за всю историю американской оружейной промышленности. В 2017-м спрос на пистолеты, винтовки и дробовики упал на 8.4%. По итогам 2018-го производители оружия потеряют ещё 8.5% - 8.7%. Приблизительные убытки от 2019-го оцениваются уже в 12.0% - 15.0%.
Ни одна другая сфера бизнеса в США не деградирует такими темпами, как оружейная, и прогнозы на будущее - неутешительные. Даже никогда не верящая в официальную статистику Национальная стрелковая ассоциация (NRA) была шокирована 10-процентным падением спроса на оружие в Чёрную пятницу (23 ноября) и Кибер-понедельник (26 ноября). Общие расходы американцев на шопинг резко выросли, а на огнестрельное оружие - резко обвалились.
О приближающемся крахе оружейной промышленности эксперты поговаривали давно, однако никто не ожидал, что он произойдёт так быстро и стремительно.
Если вспомнить, то ещё два года назад (декабрь, 2016-го) оружейники пророчили индустрии расцвет. Америка проголосовала за президента с рейтингом от NRA"А+", и все ждали от Трампа и республиканского большинства в Конгрессе масштабных федеральных законов, которые будут трактовать Вторую поправку, как она звучит в Конституции США, на всей территории страны. Включая, конечно же, демократический Нью-Йорк, где получить разрешение на пистолет и уж тем более, штурмовую винтовку, простому смертному почти невозможно.
Если первый год президентства Трампа ещё сопровождался спорами между противниками и защитниками оружия, то в течение 2018-го граждане вообще потеряли интерес к этой теме. Вместе с другой республиканской "ценностью" - запретом на аборты - она стремительно уходит в прошлое.
Оружие стало неинтересно в первую очередь молодому поколению - гражданам до 35 лет. Такие американцы полностью потеряли интерес к спортивным тирам. Раньше стрельба из настоящего пистолета по бумажным мишеням могла вызвать задор и возбуждение. Сегодня гораздо приятнее стрелять в видеоиграх на консолях PS4 и XboxOneпо многочисленным реалистичным врагам на экране 60-дюймового телевизора с разрешением 4K. К тому же разнообразное оружие в видеоиграх полностью приближено к настоящему (в том числе - историческому).
Кроме того, молодёжь вообще не видит никакого смысла в охоте. Несколько столетий назад жители Северной Америки охотились на лосей и медведей, чтобы прокормить себя и семьи. Они устраивали хитрые ловушки и вступали в противоборство с хищникам в суровых условиях дикой природы. Сегодня "охотник" стреляет в огромного медведя из винтовки с оптическим прицелом за тысячу долларов. Зверь падает замертво, а убийца делает красивую фотографию для Instagramи Facebook. На этом охота заканчивается.
Психологи не зря говорят, что охота в 21-м столетии является проявлением комплекса неполноценности. "Охотник" банально самоутверждается, убивая медведя или лося, а потом фотографируясь на фоне трупа.
Чтобы лучше прочувствовать всю ничтожность и подлость подобной охоты, наберите в GoogleImagesфразу "Trump'sSonsSafari". Вы увидите немало снимков, как сыновья Дональда Трампа убили кучу диких зверей в Африке - носорогов, леопардов, львов и т.п.
Сразу подчеркну, что критика современной охоты часто не имеет ничего общего с зоозащитным движением. Здравомыслящим людям жаль не зверей, а именно людей, которые получают удовольствие от убийств в заведомо неравной схватке.
Оружие как элемент самообороны также не вызывает интереса молодёжи. Организаторы так называемых оружейных шоу (gunshow) отмечают, что средний возраст посетителей подобных мероприятий увеличивается. Молодёжь интересуется оружием преимущественно в глубинке и в семьях потомственных "ковбоев", которые живут по принципу "не стрелял - не мужчина".
Особо стоит отметить, что молодое поколение не относится к оружию негативно. Оно просто к нему безразлично. NRAвсеми силами пытается заинтересовать молодёжь романтикой пистолетов и винтовок, но прогрессивным американцам нет до этого никакого дела. С таким же равнодушием они воспримут навязывание средневековых мечей и арбалетов или попытки родителей затащить их в церковь.
Как результат, главным врагом NRAи всей оружейной индустрии США стали вовсе не социалисты, движение MeTooили губернатор Куомо со своей командой демократов, а элементарное развитие человеческого мозга. Оружие попросту перестало вызывать интерес. Оно способно вызвать вспышку восхищения, но уже никто не станет называть его одним из главных символов демократии, важным конституционным правом, единственным способом защитить свою жизнь и т. п.
Лично мне сегодняшняя оружейная расстановка сил в американском обществе напоминает обстановку перед Гражданской войной. Север живёт технологиями, наукой, образованием и бизнесом, а юг - оружием, религией и стереотипами. В жизни южан, конечно, можно найти много романтики, базирующейся на искреннем патриотизме и справедливости, однако на большом промежутке времени все эти "ценности" абсолютно бесперспективны. Они тормозят и развитие общества, и развитие человека.
К счастью, к полноценной войне поляризация населения по вопросам оружия не приведёт. Как хорошо видно из отчёта, обнародованного в конце ноября, прибыль NRAпо итогам 2017 года сократилась на $55 млн. По итогам уходящего года оружейники потеряют ещё больше.
Нехватка денег уже привела к тому, что боссы NRA, которые раньше назначали себе зарплаты в сотни тысяч долларов ежегодно, стали экономить даже на бесплатном кофе в офисах Вирджинии.
Своих действующих и бывших членов NRAбомбардирует письмами с требованием денег. Одним навязывается уже ставшее совершенно бесполезным членство в организации, другим - всякого рода ширпотреб вроде сумок, футболок и бейсболок.
Напоследок стоит сказать, что 2019 год рискует стать самым убыточным для оружейной индустрии. Компании-производители готовятся к падению прибылей, сокращению персонала, потенциальным банкротствам, а также усиленно ищут клиентов среди военных и спецслужб по всему миру, так как гражданское население США оружием больше не интересуется...
Вадим Дымарский