Равенство без террора
Этой осенью социологическая служба Gallup и ряд других исследовательских организаций провели масштабные опросы на тему трактовки простыми американцами термина "социализм" (Socialism). Результаты получились очень любопытными и во многом объясняющими, почему люди вроде нью-йоркской социалистки Александрии Оказии-Кортез попадают в Конгресс, а почти 50% граждан считают социализм отличной заменой капитализму и рыночной экономике.
В проведенных исследованиях лично меня больше всего удивила уверенность десятков миллионов граждан в ослаблении роли государства при социализме. Люди думают, что Конгресс и Белый дом сразу же уйдут на второй план, если общество станет равным по количеству получаемого велфера и зарплат. Оно сплотится, а чиновники станут ненужными. Эта отдалённость людей от партии, вождей и иерархического политического контроля - главная особенность мышления американских леваков.
Другое интересное открытие.
Если рядовой иммигрант из СССР при слове "социализм" сразу вспоминает дефицит, нищету, пропаганду и демонстрации с красными знамёнами, то взрослый американец вспоминает эпохи пацифистов, хиппи, битников, сексуальную революцию и другие социальные явления, которые объединяли общество в 20-м столетии.
Такая феноменальная ассоциация объясняется тем, что после Великой депрессии американцы никогда не жили плохо. Люди были сыты и трудоустроены, однако романтики в нынешних субкультурах очень мало. Поэтому феномены вроде "Лета любви" (SummerofLove) 1967 года многие считают чисто социалистическим явлением.
Люди в возрасте до 25 лет, среди которых 55% социалистов, имеют другую необычную особенность. Они вообще не ассоциируют обожаемый Socialismс ГУЛАГом, красными кхемерами, леворадикальными диктаторами, коммунистическим террором и сотнями миллионов загубленных жизней.
Если вы подойдёте к какому-нибудь 18-летнему активисту-социалисту и начнёте объяснять, как плохо вам жилось при советском социализме, то он может сказать вам следующее:
"Самая демократическая Конституция в мире была ратифицирована в 1788 году. После этой даты в Америке продолжилось рабство, массовые убийства индейцев, а также дискриминация людей по самым разным признакам. Означает ли всё это, что демократия плоха?".
Глубоко задумаётесь над этим вопросом. Если вы ответите, что именно при демократии Штаты стали цивилизованной страной, то попадёте в капкан. Подросток скажет, что и социализм можно модернизировать до идеального для всех слоёв населения уровня.
Типичная модель мышления юных социалистов построена на максимальном расширении значений давно известных слов. Например, при слове "телефон" консерватор представит аппарат, который помогает людям общаться на расстоянии. Социалист же представит смартфон, который обладает колоссальной функциональностью.
То же самое с социализмом. У одних всплывает образ Ленина и Кастро. У других - сложно устроенное цивилизованное общество, где равенство является высшей ценностью. Это общество высокоинтеллектуально и нацелено на развитие. Оно далеко от террора и принципа-стереотипа "отобрать и поделить".
До последних исследований на тему социализма ваш покорный слуга всерьёз считал, что если СМИ начнут детально рассказывать о социалистических экспериментах в разных странах мира, то можно охладить легко возбуждаемых американских революционеров. К сожалению, подобная стратегия не работает. Леворадикалы попросту не увидят логической связи между прошлыми событиями за пределами США и будущими - внутри США.
"Речь идёт об Америке, а не Северной Корее", - скажут они.
Опросы показывают отсутствие экстремистов в рядах нынешних социалистов. Поэтому довольно глупо называть этих людей "левофашистами" или "террористами", как любят некоторые ультраправые ресурсы. Если быть предельно объективными, то американские социалисты образца второй половины 2010-х состоят исключительно из романтиков и идеалистов. У этих людей есть хорошее образование и ясная цель. Решать возникающие трудности они собираются по пути к этой цели.
Обвинять нынешних социалистов в конспирологическом заговоре по разрушению Америки - крайне глупо и наивно. Однако уже сейчас можно смириться с неминуемым - с левого поворота страна уже не свернёт, а если и свернёт, то только на короткий период времени.
За два неполных года президентства Трампа общество полевело в мировоззренческом плане сильнее, чем за восемь лет Обамы. Чего только стоит молниеносная "победа над конфедератами" (памятники и символы отправлены на свалку истории) и самое большое с периода войны во Вьетнаме общественное движение MeToo.
К счастью, американский социализм не станет тем самым социализмом, который многие из нас видели за пределами Америки. Как ни крути, но конституционная мощь и консервативные ценности невероятно сильны. Поэтому, как говорил старик Берни Сандерс, США возьмут курс на "норвежский социализм".
Это словосочетание имеет множество разных трактовок. Однако по отношению к Америке оно выльется в следующие инициативы:
-Масштабная кампания, пропагандирующая скромный образ жизни. Простенькая одежда вместо дизайнерской. Велосипед вместо автомобиля. Спорт вместо ресторанов. Образование вместо просиживания штанов на велфере.
Норвежский социализм во многом является мировоззрением, а не политической системой. Люди мало тратят и мало воруют, а роскошь считают моветоном. Будь на их месте американцы, то скандинавская страна бы обанкротилась максимум за полгода. Сейчас же норвежцы имеют возможность откладывать большие деньги и при этом ни в чём не нуждаться.
-Резкое повышение налогов. Это произойдёт, когда американцы привыкнут к норвежской скромности, которую Берни Сандерс некорректно называл "всеобщим процветанием". Больше всего придётся платить миллиардерам и корпорациям (в среднем, около 50%). Средний класс будет обложен среднестатистическим налогом в 39% - 42% (именно такой налог в настоящее время существует в странах Евросоюза).
Повышение налогов американские социалисты будут защищать по принципу "вы заплатите больше, но зато получите от государства... (далее следует длинный список нынешних или будущих льгот)".
Две описанные меры помогут создать более-менее надёжную и справедливую (с точки зрения социалистов) систему равенства. Людей, получающих льготы, станет значительно больше, а общество - однороднее. При этом за счёт новых налогов и "скромности" населения нагрузка на национальный долг не увеличится.
Естественно, главной проблемой социалистов станет сохранение низкого уровня безработицы и довольно высокая занятость населения. Без этого Берни, Оказио-Кортез и другие революционеры быстро угробят страну. Они прекрасно понимают важность постоянного пополнения бюджетной копилки. Увеличение же расходов за счёт повышения национального долга быстро продемонстрирует всему миру криворукость социалистов и ошибочность их политики.
"Норвегизация" Соединённых Штатов затянется на несколько десятилетий. Чем радикальнее будут социалисты в своих делах, тем чаще народ станет их свергать посредством демократических выборов. В ноябре 2016-го, напомним, многие американцы считали, что Обама (Хиллари, Уоррен, Сандерс и т. п.) - это навсегда. Однако сдержки и противовесы работают замечательно. Другое дело, что Белый дом нынче занял далеко не самый умный и порядочный человек...
В целом, паниковать по поводу "норвегизации" Америки не стоит. Также будет совершенно неправильным ненавидеть или презирать нынешних социалистов. Многие из них, бесспорно, лживы, вороваты и циничны (как и часть республиканцев с демократами). Однако многие искренне верят, что значительно улучшат нашу жизнь.
В заключение остаётся сказать, что остановить социалистов можно только одним способом - заразить общество принципиально новой идеей.
Евгений Новицкий