Сам себе хозяин
2002 год запомнился скандальным банкротством сразу нескольких крупных американских компаний и разоблачением высокооплачиваемых мошенников. Всплыли отвратительные подробности «стиля» работы президентов и финансовых директоров известных предприятий и фирм, которых выпроводили из шикарных офисов в наручниках. Откровенно дутые бизнесы, как, например, ENRON, лопнули в одночасье, выставив на улицу тысячи работников с их реальными финансовыми проблемами. Другие же компании - LUCENT, AOL и десятки других бросились заново переписывать финансовые отчеты, вдруг обнаружив миллиарды долларов ранее «незамеченных» затрат.
Уже давно взял разгон 2003 год, а число пойманных за руку с поличным высокопоставленных воров продолжает расти. Два месяца назад был обвинен в приписках финансовый директор медицинской компании HEALTH-SOUTH, а на прошлой неделе было заведено уголовное дело на ведущего аналитика уолл-стритовской фирмы «Кредит Свисс Ферст Бостон» Франка Кватрона. Помимо раздачи крупных взяток в виде «горячих» акций новых компаний, он еще обвинен в сокрытии и подделке документов.
Неужели прошедший год ничему не научил ответственных лиц, стоящих во главе крупнейших бизнесов Америки? Смею предположить, что научил, - в первую очередь научил более умело заметать следы своих преднамеренных проступков и непредвиденных ошибок. Навязчивая перспектива сверхприбылей заставляет рисковать. Громкие судебные процессы над отдельными лицами - всего лишь верхушка айсберга, нижнюю часть которого широкой публике не дано видеть.
И все-таки нельзя утверждать, что абсолютно все крупные бизнесы США затерялись на тропе откровенного стяжательства и безответственности. Вот уже много лет пример строгого самоконтроля подает самый удачливый бизнесмен эпохи всеобщей компьютеризации Билл Гейтс, чья компания «Майкрософт» давно известна своим консервативным ведением финансов. А на прошлой неделе телекорпорация Си-Би-Эс в своей передаче «60 минут» поведала о методах ведения бизнеса самым богатым человеком в штате Северная Каролина - Джимом Гуднайтом.
В его компании SAS трудятся около 9 тысяч человек - в основном программисты, разрабатывающие программы по заказу множества американских фирм и государственных учреждений на сумму около 1 миллиард долларов ежегодно. Для всех работников установлена 35-часовая рабочая неделя, и руководство SAS не поощряет задержки на рабочем месте - в отличие от многих других компаний, рожденных на волне интернетовского бума, в которых ночные бдения у компьютеров являются нормой.
В компании не существует какого-либо правила одежды и поведения в офисах, вернее есть одно пожелание - удобство. Поэтому там в комфортабельных креслах можно увидеть даже вызывающе одетых работников, а в светлом коридоре можно услышать доносящуюся из ведомственного кафетерия игру пианиста. Здесь же выставлены для всеобщего обозрения около 3 тысяч закупленных компанией картин и других произведений искусства.
Для своих работников компания SAS построила громадный гимнастический зал с бассейнами, теннисными площадками, где также можно поразмяться, поиграть в бильярд и пройти сеанс массажа абсолютно бесплатно, причем, хотите - верьте, хотите - нет, даже в рабочее время. А за годовой взнос 3 тысячи долларов можно стать членом модного здесь спортклуба, что обходится компании около 30 тысяч в год на человека - именно такую сумму приходится выкладывать за членство пришельцам со стороны.
Здесь же, на территории SAS, расположен отличный детский сад на 850 детей, обходится он родителям за символическую плату. На балансе компании также числятся медицинские работники, которые осмотрят приболевших коллег что называется на рабочем месте, а в случае госпитализации SAS оплачивает 80% общей суммы расходов на лечение.
А дальше следуют совсем уж несуразные, с точки зрения большинства бьющихся за свое выживание американских бизнесов, вещи: по контракту с SAS местные поставщики подвозят к рабочим местам потребовавшиеся им предметы одежды, еду или сервисы; находящиеся на ставке консультанты помогают коллегам решать их житейские проблемы, а хорошо оплачиваемые художники бесконечно творят на территории фирмы на радость любителям эстетики. Создается впечатление, что господин Гуднайт просто задался целью создать райские условия работы.
- Никакой благотворительности здесь нет, - уверенно говорит начальник отдела кадров SAS. - Мы здесь все боремся за прибыль, и все, что вы увидели в SAS, внедрено с дальним прицелом на продуктивность. Возьмите хотя бы присутствие ведомственных врачей на территории компании: нашим работникам не нужно отсутствовать целый день из-за единственного визита к врачу.
Нужно заметить, что необычная рабочая атмосфера в компании вовсе никого не обязывает «жить единой дружной семьей». Знакомое нам с советских времен «чувство коллективизма» здесь неуместно. Дорогое для всех американцев понятие privacy в SAS уважается в полной мере. Любой из служащих может являться на работу только для исполнения своих обязанностей и получать причитающийся ему чек, оставаясь в стороне от бурлящих здесь в рабочее и внерабочее время мероприятий, ничем прямо не связанных с работой.
Результатом необычных новшеств в SAS является рекордно низкая текучесть кадров -3% против обычных 20% в компаниях подобного профиля. А самое главное - за 26 лет существования компания не сократила ни одного служащего, при этом стабильно показывая рост объема производства не менее 10% даже в нынешние тяжелые времена для своей отрасли.
Уолл-стрит давно мечтает о торговле акциями SAS, уж очень хороши экономические показатели этой компании. И к финансовым отчетам SAS невозможно придраться. Цены на акции таких компаний обычно взлетают вверх уже в первые дни торгов. Но в случае с SAS имеется одно непреодолимое препятствие - сам основатель и единоличный хозяин компании Джим Гуднайт.
- Я считаю, что в настоящее время нет больше доверия руководству фирм, чьими акциями публично торгуют, уж слишком велика их зависимость от инвесторов и финансистов. - объясняет свою позицию мистер Гуднайт. - Сейчас самое подходящее время оставаться полным владельцем своего бизнеса, и я вовсю пользуюсь преимуществами своего положения. Я не обязан перед советом директоров или собранием вкладчиков выдавать оптимистические прогнозы на предстоящие кварталы. Скажу честно, я просто не могу это предсказать, а врать мне нет никакой необходимости. И мне не приходится волноваться о колебании цен на бирже и возможности быть уволенным из своей компании из-за плохих показателей. Все мое рабочее время я концентрирую строго на бизнесе как таковом. Я стараюсь создать такие условия своим работникам, чтобы в моей компании они чувствовали себя хорошо и оказывали хороший сервис нашим клиентам. Если мои заказчики довольны, я тоже доволен.
Его твердая позиция не останавливает пронырливых брокеров, то и дело надоедающих звонками с самыми заманчивыми предложениями, на что не только дальновидный, но и с чувством юмора мистер Гуднайт неизменно отвечает: ГУД НАЙТ!