На линии огня
Давид ШАРП
В ночь с 19 на 20 июня последовал очередной всплеск эскалации, ставший следствием масштабной террористической кампании поджогов и отправки взрывных устройств при помощи воздушных змеев. Новый виток ракетно-минометных обстрелов из Газы и ответные удары ЦАХАЛа - все это по интенсивности стало наиболее серьезным столкновением после завершения операции "Несокрушимый утес" в 2014 году.
В связи с принятой в армии стратегией, согласно которой ХАМАС, во многом провоцирующий и организующий кампанию запуска воздушных змеев-поджигателей, должен нести за нее ответственность, около полуночи был нанесен удар по нескольким объектам боевого крыла движения. ХАМАС, а также другие террористические организации, согласно новым правилам игры, как они их понимают, начали обстрелы приграничных израильских населенных пунктов и военных баз. Во многих местах всю ночь звучал сигнал тревоги "Цева адом".
Всего террористы выпустили около 45 мин и ракет, поразив несколько целей, в результате чего был нанесен материальный ущерб, 7 мин и ракет сбиты системой ПРО "Железный купол", не менее 3 разорвались в Газе, не долетев до Израиля. В таких реалиях напрашивалось продолжение атак с воздуха.
По данным пресс-службы ЦАХАЛа, в ходе трех волн ударов было атаковано 25 различных объектов ХАМАСа. Противник не понес потерь в живой силе, как происходит в подавляющем большинстве случаев. Ракетчиков и минометчиков, осуществляющих запуски, как правило, при помощи таймеров или из подземных укрытий, подловить на месте непросто, а от широкой практики точечных ликвидаций Израиль после 2014 года последовательно воздерживается.
Это понимают и в ХАМАСе. Не желая новой полноценной войны, которая принесет огромные бедствия населению сектора и, что особенно важно для ХАМАСа, поставит под угрозу его власть, руководство движения прекрасно осознает также всю проблематичность войны для Израиля, потому и продолжает свою опасную игру, балансируя на тонкой грани. Частью этой игры являются поджоги, террористические атаки у забора и обстрелы прилежащих к Газе населенных пунктов.
Несмотря на то, что в ходе израильских воздушных атак за последние месяцы было уничтожено немало важных для террористов объектов (к примеру, прорытый под морским побережьем туннель, где боевики могли погружаться под воду, оставаясь незамеченными с воздуха и моря, а затем, используя аквалангистское оборудование, всплыть на израильской территории), для ХАМАСа это, судя по всему, не такой уж страшный ущерб. По-настоящему значимых объектов, которые можно уничтожить с воздуха, из-за особенностей Газы, где террористы зачастую массово используют стратегию "живого щита", не очень много. Вот и получается, что даже когда уничтожаемые объекты важны, при отсутствии точечных ликвидаций это для ХАМАСа вполне приемлемая цена.
Для Израиля проблема борьбы с горящими змеями и воздушными шариками показательна и в оперативном, и в политическом, и в юридическом плане.
Напомню, что данная террористическая кампания стартовала фактически на третью неделю так называемых "маршей возвращения" - 13 апреля. Погодные условия и фактическое бессилие ЦАХАЛа очень быстро привели к тому, что палестинцы осознали высокую эффективность подобных действий с точки зрения как пропаганды, так и наносимого Израилю ущерба. Здесь стоит добавить, что пропаганда в Газе частенько преувеличивает эти результаты, и это, конечно же, повышает мотивацию.
С самого начала запуск змеев и шаров осуществлялся не только по пятницам, когда беспорядки у забора достигали своего пика, но и в другие дни. Тем более что погодные условия весьма способствуют повышению эффективности поджогов, доказательством чему стали события 16 июня, когда было зафиксировано около 25 очагов возгорания.
Проблему змеев не стоит рассматривать в отрыве от всех угроз, исходящих из сектора, но ее действенность, давление общественности, а также тот факт, что политики из коалиции и оппозиции используют происходящее в своих целях, повышают вероятность того, что именно поджоги и ответные меры на них станут теми ступеньками, которые приведут к событиям, подобным по своим масштабам тому, что происходило в 2014-м.
На момент написания этих строк количество запущенных террористами змеев приближается к тысяче, а возгораний, от которых нанесен значительный материальный ущерб сельскому хозяйству и дикой природе, уже превысило тысячу.
Никаких иллюзий быть не должно: в отличие от "Железного купола", эффективность которого на ряде дистанций превышает 90%, технического решения проблемы воздушных змеев пока нет. Несмотря на то, что сотни из них перехвачены армейскими мультикоптерами, и это несколько облегчило ситуацию, решением данная воздушная охота не является. Большое количество воздушных змеев все равно прорывается и будет прорываться, если, конечно, их продолжат запускать.
Открытие огня на поражение по участникам данных акций - отдельная и серьезная проблема. Во-первых, подготовку запуска очень часто нельзя обнаружить загодя, во- вторых, кампания носит массовый характер, и множество ее непосредственных участников - дети и подростки. Их отстрел в ответ на запуск подожженных змеев выглядит, по ряду объективных причин, неприемлемым.
Касательно взрослых дело обстоит несколько проще, и уничтожение некоторых активистов кампании могло бы показать многим из них, что дело это крайне опасное. Думаю, такая реакция со стороны Израиля могла бы уменьшить масштабы данного порочного явления, но прекратить его полностью все равно не представляется возможным. Дети и подростки, скорее всего, продолжили бы свою опасную игру, а застрелить кого-то из них по понятным причинам не представляется возможным.
Фактически правительство Израиля стоит перед дилеммой: рисковать войной, которая решит ряд проблем лишь временно, причем за очень высокую цену, или же мириться с поджогами до тех пор, пока, как бы цинично это ни звучало, не пойдут дожди.
Так как мириться вроде бы не хотят, а в обществе и политических кругах (часто из откровенно популистских соображений) призывают к решительным мерам, некоторые шаги все же предпринимаются. Один из них, имеющий хоть какой-то шанс на успех, - давление на ХАМАС путем ударов по его объектам, что мы и наблюдали в ночь с 19 на 20 июня. Второй способ - "предупредительные" удары с воздуха вблизи групп лиц, готовящих запуски змеев, - на мой взгляд, в ряде случаев носит даже смехотворный характер.
Например, уничтожение пустой автомашины, принадлежащей какому-нибудь террористу (что уже имело место), это еще куда ни шло, но когда дорогостоящие ракеты расстреливают по пустырям и сараям, чтобы попугать находящихся поблизости, тем более что те, кого пугают, очень быстро понимают, что речь идет о блефе, это, на мой взгляд, смешно и грустно…
Помимо всего вышеописанного, в деле противостояния палестинскому террору особого внимания заслуживают еще два события. 18 июня пятеро террористов попытались проникнуть через пограничный забор, дабы нанести ущерб инженерному оборудованию, при помощи которого строится новое, масштабное заграждение, которое, благодаря встроенным в него датчикам, а также непосредственно конструкции, должно решить проблему проникновения боевиков из Газы на израильскую территорию.
Кстати, несмотря на "марши", теракты и эскалацию, работы под прикрытием армии идут по плану, 6 дней в неделю. Во время попытки проникновения пятерых террористов произошел взрыв, в результате чего один из них стал "шахидом", а четверо остальных получили ранения. И если вначале могло показаться, что речь идет о частой в этих местах так называемой производственной аварии, в которой виноваты сами террористы, то очень быстро выяснилось, что ЦАХАЛ применил мину-ловушку.
Это тот самый случай, когда при грамотном использовании некой тактики успех может выйти за рамки одного локального события. Ведь при необходимости подобное можно повторить, и у некоторых любителей "сходить через забор" охоты явно поубавится.
***
17 июня была разрешена к публикации информация, напомнившая о том, что борьба с террором отнюдь не ограничивается сектором Газы. Собственно, аресты террористов и подозреваемых, являющиеся полноценными операциями с риском для жизни военных, полицейских и сотрудников ШАБАКа, происходят ежедневно, однако на слуху они оказываются довольно редко. Например, как в случае с недавней гибелью бойца подразделения "Дувдеван" Ронена Любарски.
В данной же ситуации особого внимания заслуживают не обстоятельства задержания, а структура и планы ячейки (ячеек) ХАМАСа, действовавших в районе Шхема с октября 2017-го по апрель 2018 года. Всего было задержано более 20 террористов, чьи планы, а главное, близость к их практическому осуществлению являлись очень серьезной угрозой. Особенно любопытны обстоятельства финансирования и первоначальной инициативы. Несмотря на то, что исполнителями должны были стать боевики ХАМАСа, идея исходила из Сирии, причем от активиста организации, в прошлом носившей название "Джабхат ан-Нусра", которая являлась местным филиалом "Аль-Каиды". Хамасовцам в Шхеме было обещано 100 тыс долларов. При этом деньги переводились традиционным для Ближнего Востока способом - при помощи менял, работающих разных странах.
Близкие к осуществлению планы предусматривали масштабные теракты при помощи взрывных устройств в центрах Тель-Авива и Иерусалима. Собирались задействовать и террористов-самоубийц. Еще одной приоритетной целью было еврейское поселение Итамар. Кроме того, боевики собирались обстреливать израильские гражданские и военные машины в Иудее и Самарии. Среди изъятого у арестованных - уже готовое взрывное устройство высокого уровня исполнения весом 10 кг, которое могло быть приведено в действие при помощи мобильного телефона, еще 15 кг готовой взрывчатки, а также ингредиенты и подробные инструкции для создания бомб.
***
Вокруг Газы и палестинского вопроса в целом не прекращается также внешнеполитическая активность. В тех или иных действиях участвуют самые разные игроки на ближневосточной арене. Так, египтяне в рамках своих договоренностей с ХАМАСом весь рамадан держали открытым КПП "Рафиах", по которому жители Газы могут попасть в сектор или выехать из него.
Изначально, по заявлению Каира, именно рамаданом все должно было ограничиться, но теперь ас-Сиси, пытаясь снизить накал напряженности и, можно сказать, задобрить ХАМАС, чтобы получить лишний рычажок давления на организацию, решил продлить работу КПП на неопределенный срок.
Еще в середине мая целый ряд источников в Белом доме подтвердил, что администрация Трампа намерена после рамадана обнародовать свой план израильско-палестинского урегулирования. Правда, при этом было отмечено, что сроки могут сдвинуться. Судя по всему, хотя они и сдвинулись, но уже приближаются.
О деталях плана американцы заранее ставят в известность своих союзников в регионе, и именно данному плану посвящен очередной визит советника американского президента Джареда Кушнера, а также специального посланника Джейсона Гринблата, в наш регион. 19 июня в Аммане состоялась их встреча с королем Иордании Абдаллой, которая, кроме двусторонних отношений, была посвящена подготавливаемому мирному плану.
Приезду на Ближний Восток предшествовала субботняя встреча Гринблата и Кушнера в Нью-Йорке с генсеком ООН Антониу Гуттеришем, а также с представителем США в этой организации Ники Хейли.
На фоне нарастающей американской активности и того факта, что король Иордании признает роль США в качестве посредника на переговорах, позиция Абу-Мазена, давно ушедшего "в полный отказ", судя по всему, остается неизменной, свидетельством чему стало очередное заявление Набиля Абу-Рудейны, пресс-атташе главы ПА, по словам которого, американский план лишен смысла, а потому начавшаяся в Нью-Йорке и продолжившаяся уже на БВ серия встреч и консультаций обречена на провал…
"Новости недели"