NSA: пять лет спустя

Америка
№25 (1156)

Эксперты социологического центра Pewвыяснили, как изменилось отношение американцев к слежке спецслужб спустя пять лет с момента самого большого скандала в истории внутренней американской разведки - сенсационных откровений бывшего подрядчика Агентства национальной безопасности (NSA) Эдварда Сноудена.

Сноуден, напомним, в настоящее время скрывается на территории России - страны, которая противоречит всем его идеалам свободы, демократии, равенства и защиты личных данных простых людей от спецслужб. Высокопоставленные американские разведчики откровенно над ним посмеиваются, и не реагируют на постоянные попытки предателя вернуться обратно на родину.

"Лучшим для него наказанием станет смерть на территории России", - шутят ветераны NSA.

Первый вывод из нового исследования Pew- изменившееся в негативную сторону мнение общественности о Сноудене.

54% опрошенных считают вполне логичным суд над бывшим контрактором NSA и внушительный (скорее всего, пожизненный) тюремный срок.

Пять лет назад ровно половина населения воспринимала Эдварда как своего рода национального героя, который раскрыл правду о Большом брате.

Всё изменилось после того, как "любимая" Сноуденом Россия вмешалась в президентские выборы. Даже леволибералы осознали мощь российской разведки, которая может засунуть свои щупальца куда угодно. Всего пять лет понадобилось, чтобы доказать очевидный с точки зрения законодательства факт: Сноуден - рядовой преступник, предатель, нарушивший условия конфиденциального соглашения с NSA.

Второй вывод - одобрение гражданами США слежки за террористами (82%), президентами других государств (60%), высших руководителей Америки (президент, министры, губернаторы и т. п. - 60%), а также граждан других государств (туристы, нелегалы, владельцы грин-карт и т. п. - 54%).

Большинство граждан доверяют только таким же простым американцам, как они сами, и считают жёсткий контроль спецслужб над тем же Трампом или Путиным сверхважным. NSA, FBI, CIAи другие спецслужбы должны гарантировать обеспечение конституционных прав американцев. Президент США, как ни крути, может стать таким же потенциальным врагом своего народа, как и президент любой другой страны.

Третий интересный вывод заключается в ощущении американцами контроля спецслужб. Только 9% населения считают, что Большой брат в лице NSAпостоянно за ними наблюдает (Alotofcontrol). Эта категория опрошенных верит, что неизвестные лица читают их электронные письма, прослушивают телефонные разговоры, читают SMS-переписку и даже записывают беседы по наземной телефонной линии.

38% опрошенных ощущают "некоторый контроль" (SomeControl) и 37% - "умеренный контроль" (NotMuchControl).

Эти данные говорят о терпимости подавляющего большинства американцев к слежке. Люди всё чаще понимают, что гарантировать стопроцентное "прайвиси" в 21-м столетии - невозможно. Если спецслужбы США не будут осуществлять контроль, то это сделают преступные группировки хакеров или разведка других стран.

Иными словами, внутреннюю слежку следует воспринимать как заботу государства о безопасности человека. Известное высказывание Бенджамина Франклина о том, что "тот, кто готов рискнуть свободой ради безопасности, не достоин ни того ни другого" здесь не совсем уместно. Как это ни абсурдно звучит, но спецслужбы США сегодня и являются "гарантом свободы".

Также стоит сказать, что пять лет спустя после откровений Сноудена американцы стали воспринимать утечки информации как часть глобального бизнеса. Если в июне 2013-го рядовой житель воспринимал новости о хакерских атаках и сливе личных данных в интернет как преступление против личности (Identitytheft), то сегодня подобные инциденты всё чаще ассоциируется с корпоративной торговлей.

Социальные сети передают информацию большим торговым компаниям, большие компании - финансовым учреждениям, банки и кредитные агентства - государству и. п. Каждый зарабатывает и улучшает своё репутационное/финансовое положение в процессе обмена данными на десятки/сотни миллионов человек.

В целом, 49% американцев сегодня недовольны, как компании, с которыми они сотрудничают, хранят их личные данные. Однако это недовольство уже не имеет того бунтарского и протестного характера, как после откровений Сноудена.

Из исследования Pewможно сделать вывод, что Сноуден своими "разоблачениями" не настроил американский народ против государства, и не положил начало ликвидации NSA. В перспективе он даже сыграл на руку спецслужбам, которые получили возможность объяснить, зачем и за кем именно они следят.

Народное отношение к NSAвновь стало позитивным, а большинство населения воспринимает "политического беженца" Сноудена, как своеобразного городского сумасшедшего, который сбежал из одной из самых свободных стран мира, чтобы поселиться в одной из самых несвободных. С таким же успехом какой-нибудь контрактник из Южной Кореи мог уехать в Северную Корею и там рассказывать про несправедливость на родине. 

Вадим Дымарский


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir