Ядовитое жало Саддама
Тезис «Химическое оружие – ядерная бомба бедных стран» настолько часто употребляется, что укрепил в сознании мировой общественности представление о неких собственных разработках такого оружия в самых отсталых регионах планеты.
Между тем следует не забывать, что первый и, пожалуй, главный импульс к изготовлению и применению боевых отравляющих веществ /БОВ/ так называемые «бедные страны» получили от бывшего Советского Союза. Думается, крупнейшим преступлением тогдашнего кремлевского руководства является его роль в расползании этого оружия по планете. Именно из СССР боевые отравляющие вещества отправлялись по свету не только в корпусах артснарядов и боеголовках ракет, но и в производственных технологических документах.
К сожалению, производство и совершенствование химических средств массового уничтожения после Второй мировой войны не только не прекратилось, но и получило дальнейшее развитие. И в этом черном деле лидером стала советская империя зла. Уже в 60–х годах прошлого века в СССР на полную мощность действовали три крупнейших предприятия, составивших основную базу производства химоружия : Чапаевский, Волгоградский и Дзержинский комбинаты. А к концу 80–х в СССР эту смертоносную продукцию выпускали уже 10 крупных химзаводов. Они производили в основном нервно–паралитические БОВ: зарин, зоман, аэрозоль «В», а также цианистый водород. Наконец, рецептуру «ПА», вызывающую кратковременную потерю сознания.
За эти годы были накоплены десятки тысяч тонн БОВ, отработана методика их применения, созданы и произведены боеприпасы и боеголовки в химическом снаряжении. Имея отработанную концепцию применения химоружия и мощную производственную базу, Советский Союз накопил самые большие в мире запасы БОВ. Только по официально заявленным данным, еще сегодня они составляют 40 тыс. тонн.
И уже в первом серьезном военном конфликте советские военачальники применили химоружие. Не имея полных данных об использовании БОВ в Афганистане, можно тем не менее считать доказанным, что там применялись почти все принятые на вооружение рецептуры, в том числе и с исследовательской целью. Использовались также и гербициды для уничтожения зеленой полосы вдоль основных шоссейных дорог – так называемой «зеленки». Кстати, немалое применение имела и пресловутая рецептура «ПА», вызывающая кратковременную потерю сознания. Та самая, кстати, которая была использована в московском театре против чеченских террористов.
В последнее время, в связи с открытием советских архивов, стали известны случаи массированного применения химических рецептур так называемого блокирующего назначения, для подавления общественной активности гражданского населения. Эти транквилизирующие и психотропные составы применялись специальными подразделениями КГБ для блокирования недовольства населения в Новорчеркасске, в республиках Прибалтики, в Москве по случаю ввода войск в Чехословакии, на Украине и в Беларуси после чернобыльской трагедии.
Наиболее ярким и показательным примером использования советской химтехнологии и боевых средств является современный Ирак. Именно его руководству поставлялись советские химснаряды и ракеты в окончательно снаряженном виде. И нередко именно они применялись генералами Саддама Хусейна в многочисленных конфликтах его правления. А технологии использовались для создания собственных химических мощностей.
Работы над собственным производством БОВ начались в Ираке в конце 70-х годов прошлого века. К началу ирано–иракской войны армия «багдадского мясника» имела 120-миллиметровые минометные мины и 130-миллиметровые артиллерийские снаряды, снаряженные ипритом. С 1982 года отмечалось использование слезоточивого газа, с июля 1983 года – иприта , в частности, 250 -килограммовые бомбы с ипритом с самолетов СУ–20 . В 1984 году отмечен первый случай применения БОВ типа табун, а в 1986 году - зарин. В то время иракские заводские мощности позволяли производить несколько тонн БОВ в месяц. В начале 1988 г. мощности были доведены до 7 тонн иприта, 6 тонн табуна, 6 тонн зарина. Шли интенсивные работы по налаживаниию производства сильнейшего нервно-паралитического БОВ типа VX.
Первое масштабное применение иракскими войсками боевых отравляющих веществ отмечено в феврале 1984 года. В то время они отражали крупное наступление иранской пехоты на Басру в ходе операции «Рассвет-5». Когда этот город был на грани падения, на дивизии Ирана обрушилась лавина снарядов и бомб, снаряженных ипритом. Неподготовленные и не обеспеченные даже противогазами иранцы потеряли только погибшими более 40 000 человек. Еще большее число (в два раза) получили серьезнейшие отравления. Наступление провалилось.
Второй масштабный случай применения БОВ произошел во время наступления иранских войск под кодовым названием «Рассвет-9». 24 февраля 1986 года более 100 тысяч иранцев наступали в северном Ираке в направлении нефтяного района Киркук. Не в силах сдержать их натиск иракские части стремительно откатывались. И тогда Саддам Хусейн приказал использовать химбоеприпасы. В авиабомбах БОВ типа иприт и нервно-паралитические применялись табун и цианид. Потери иранских войск составили более половины численности наступающих дивизий. Операция сорвалась. Всего случаев применения БОВ в этой войне отмечено 14. Кроме того, после войны в Заливе по приказанию «багдадского мясника» боевые отравляющие вещества использовались для подавления восстания курдов, что повлекло за собой гибель около 100 000 человек.
По данным ООН, к началу инспекций после войны в Заливе химический арсенал Ирака состоял из 30 боеголовок для ракет СКАД, около 20 000 авиабомб и 25 000 артснарядов, включая минометные мины и ракеты для установок залпового огня БМ-21 «Град». За время работы в Ираке инспекторы сумели обнаружить и уничтожить 38 537 химических боеприпасов, 690 тонн БОВ, а также 426 единиц промышленного оборудования для их изготовления. По самым скромным оценкам, им не удалось обнаружить более 500 155-миллиметровых артснарядов, снаряженных ипритом, свыше 200 химических авиабомб Р-400 и 30 ракетных боеголовок. Кроме того, инспекторам не удалось найти никаких следов наиболее современного БОВ VX и технологических производств этого газа. Между тем достоверно известно, что он изготовлялся в Ираке.
Последняя, предвоенная, так сказать, инспекция ООН не обнаружила вообще никаких следов разработки, производства и хранения БОВ. Встает, однако, вопрос: а где же химзапасы, о которых было известно еще первой инспекции и которые она не успела уничтожить? А где то, что смогли наработать иракцы в промежутке между инспекциями? Судя по всему, все это запрятано в хранилищах под гражданскими объектами и мечетями либо размещено в глубоких тоннелях и штольнях западных отрогов хребта Загрос. Там вырыты колоссальные подземные лабиринты, в которых сегодня укрыты боевые самолеты Саддама Хусейна. Что уж говорить о нескольких десятках тонн химической отравы? Между тем при умелом применении эти вещества могут нанести огромные потери и остановить противника.
И как видно из этого материала, Саддам Хусейн хорошо знает это по собственному опыту. Видимо, он намерен применить БОВ в один из критических моментов военных действий, как он это делал не раз во время войны с Ираном. Косвенным свидетельством таких намерений является то, что иракские гвардейцы носят с собой противогазы. Ведь не предполагают же они, что американские или английские войска применят боевые отравляющие вещества?
comments (Total: 4)