Дискуссия только начинается...
Никто не знает, сколько продлится вторая иракская, но учителям в нашей стране приходится уже сейчас решать нелегкую для себя задачу: что говорить на своих уроках об этой войне, как объяснить необходимость посылки американских войск в расположенный на другом конце света Ирак? Педагоги, как и все мы, - обычные люди, со своими пристрастиями и антипатиями. Единодушного «одобрямс» в Америке нет и не было даже во времена маккартизма, когда очень легко было угодить в пособники коммунистов и Москвы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как сейчас, в пособники Саддама, выходя на антивоенную демонстрацию.[!]
Школьным администрациям в различных городах и штатах приходится решать сложную дилемму: сохранять нейтралитет по проблеме, связанной с войной в Ираке, и, значит, гасить любые дискуссии или, наоборот, поощрять ребят высказываться, демонстрируя таким образом свою гражданскую позицию. Оставлять их информирование о происходящем на совести родителей или лично возложить на себя эту миссию?
Сложные вопросы, на которые ответить не так-то просто. Проведенное в первые недели войны в Ираке блицисследование «Крисчен сайнс монитор» свидетельствует о том, насколько неодинакова ситуация в различных школьных округах, даже в разных школах того или иного округа позиции властей и педагогов отличаются друг от друга.
В штате Мэн руководство министерства образования вынуждено было, например, разослать циркуляр, в котором обратилось к педагогам и администрации с просьбой проявлять «сбалансированный подход» в своих комментариях происходящих в Ираке событий. Сделано это было после того, как в ряде школ дети служащих Национальной гвардии пожаловались родителям на то, в каком негативном тоне преподносилась им война и те, кто в ней участвует.
Безусловно, это крайность. Противопоставлять одних учеников другим не стоит, ничего хорошего из этого не выйдет. Но и закрывать рот, пресекая любое обсуждение событий в Ираке, - такая же крайность. «А мы и не пресекаем, - говорят школьные власти из Ричмонда, столицы Вирджинии, - но настоятельно просим учителей соблюдать такт, не навязывать свою точку зрения, стараться обсуждать проблемы войны и мира в контексте урока, не забывая при этом о школьной программе».
В принципе, верный подход. Вряд ли можно считать разумным действия двух учителей в одной из школ штата Нью-Мексико, принесших в класс антивоенные плакаты, повесив их на стену и принципиально не желая их снимать, игнорируя распоряжение администрации. Дирекции пришлось на пять дней отстранить упрямых пацифистов от занятий. Дабы охладили свой пыл.
И все же, как насчет дебатов?
По мнению Чарлза Хайнса, эксперта из First Amendment Center, наши школы и их руководители просто не готовы обсуждать острые вопросы, не рискуя при этом перейти незримый Рубикон и не перегнуть палку в ту или другую сторону. Одни будут прославлять войну, другие ее резко отрицать. Чего доброго у школьников голова может пойти кругом, а в глазах загореться воинственный огонек - предвестник разборок.
«Мы с такой точкой зрения не согласны, - говорит один из руководитель школьной системы города Хадсона (Массачусетс) Шелдон Берман, - наше мнение - учащиеся должны открыто обсуждать происходящие в стране и за ее пределами события. Если мы желаем, чтобы из них выросли граждане с активной жизненной позицией, значит, наша прямая обязанность поощрять их высказывать свое отношении по острым вопросам, отстаивать свои взгляды. Основной смысл нашей работы научить их думать, не быть равнодушными, не подстраиваться под общепринятое мнение. Даже если так удобнее».
Проблема, как видим, очень непростая. Как и не просто отстаивать свое мнение, если ты находишься в меньшинстве. Во многих школах больших городов многие учащиеся и их преподаватели против войны. И не потому, что им по душе режим Саддама, им претит нежелание руководства собственной страны согласовывать свое мнение с мнением ООН. Зато в школах, расположенных около военных баз, подавляющее большинство учащихся и преподавателей - за войну, и здесь днем с огнем не сыщешь пацифистской наглядной агитации.
А каково мнение родителей в отношении обсуждения войны в Ираке? И среди них мнения разные. Одни считают просто необходимым не мешать их детям свободно обсуждать на уроках в школе легитимность войны в Ираке, другие категорически против этого возражают. «Как же ребятам не говорить о войне, если завтра ситуация изменится и правительство вдруг решит восстановить всеобщую воинскую обязанность», - высказывает свое мнение в «Крисчен сайнс монитор» мать 14-летней школьницы, активная участница антивоенных митингов.
Сторонница президента Буша, Полли Мизелли из Вирджинии, чей сын вскоре закончит школу и собирается стать военным, считает, что дискуссии в школе полезны, несмотря ни на что.
«Недавно он пришел домой из школы со смешанными чувствами, услышав поразительные для себя высказывания - говорит миссис Мизели, - как же так, мама, спросил он меня в растерянности, разве моя страна ведет несправедливую войну, разве президент направил войска в Ирак не ради освобождения его народа от тирании Саддама? Разве мы не должны все как один поддерживать наших солдат? Я успокоила его, заметив, что большинство американцев думает именно так. Однако каждый человек имеет право высказывать собственное мнение».
С этим выводом матери будущего солдата трудно не согласиться, ведь именно полная свобода слова отличает демократию от тирании, при которой граждане должны опасаться раскрывать свои уста.
Патрик Велш, учитель и журналист, член Board of Contributors газеты USA Today, отмечает, что молодежь, наверное, менее всех других групп населения склонна поддерживать иракскую войну. Это продемонстрировал февральский опрос телекомпании MTV, в основном ориентированный на юношей и девушек; это продемонстрировал и мартовский опрос Harris Poll, в котором всего 44 процента респондентов в возрасте от 13 до 19 лет выразили уверенность в правильности позиции Белого дома по Ираку.
Велш в своей статье приводит примеры отношения к войне своих учеников. Вот один из них.«Мой отец закончил академию в Вест-Пойнте, - говорит ему Брайан Хьюит, служил в Корее и Вьетнаме. После событий 11 сентября я и мои товарищи хотели после окончания школы пойти в армию, нас переполнял о чувство патриотизма... Но, понимаете война в Ираке - это нечто другое, это неправильная война. Она не покончит с терроризмом, только взвалит на плечи моего поколения тяжелейший груз проблем. Среди них - серьезное ухудшение экономического положения в стране, потеря традиционных союзников, быстрое распространение терроризма по всему миру. А вслед за этим - возвращение Америки ко всеобщей воинской повинности. Ведь кому-то же придется нести службу в оккупированной стране...»
Можно только представить, что творится в душе сына миссис Мизели, когда он слышит подобное. Он бы с удовольствием избежал дискуссии, но она, смею его уверить, только начинается...