Из тюрьмы - и снова в тюрьму!

Америка
№7 (1138)

Президент Дональд Трамп и его друзья-миллиардеры Чарльз и Дэвид Кох анонсировали тюремную реформу, которая, на их взгляд, поможет   разгрузить тюрьмы и помочь бывшим преступникам интегрироваться в нормальное цивилизованное общество.

Подробности реформы держатся в строжайшей тайне, однако почти точно известно, что государственные подряды на помощь зэкам получит компания KochIndustries. Братья Кох уже давно пытаются воплотить в жизнь сверхприбыльную задумку: заставить бывших и действующих заключённых работать бесплатно или за минимальные деньги, параллельно получая миллионы долларов от государства за трудоустройство опасных преступников.

Между тем, за восемь лет правления Обамы и один год Трампа пенитенциарная система деградировала настолько, что по некоторым негативным показателям Соединённые Штаты уступают самым отсталым африканским странам.

Только вдумайтесь в эти цифры, основанные на отчётах Бюро юридической статистики (BJS):

70% освободившихся из тюрем жителей возвращаются обратно за решётку в течение последующих трёх лет,

80% - в течение пяти лет,

90% - в течение оставшейся жизни.

Эти данные нуждаются в корректировке, поскольку нелегальные иммигранты, освободившиеся из тюрем, депортируются из страны и их след теряется. Поэтому реальные шансы человека оказаться в пенитенциарном учреждении повторно находятся в районе 95% - 97%. Иными словами, если осуждённый отправляется за решётку впервые, то вероятность того, что после освобождения его снова не посадят, составляет 3%.

Статистика настолько ужасающая, что Конгресс и многие президенты США старались не обращать на неё внимания и игнорировать всё, что касается модернизации пенитенциарных учреждений и американской системы наказания. Трампу до зэков тоже особого дела нет, и его тюремная реформа - как и всё в нынешней президентской администрации - делается в интересах корпораций (в данном случае - KochIndustries).

Тем временем, в самом плачевном положении оказались судьи, рассматривающие уголовные дела. Большинство из них - опытнейшие люди, знающие юридическую и пенитенциарную систему как свои пять пальцев. Они прекрасно понимают, что отправить человека в тюрьму первый раз - значит навсегда сломать ему жизнь. Поэтому в ход идут штрафы, домашние аресты, электронные браслеты, исправительные работы, короткие сроки (до 30 дней) в камерах-одиночках и т. п.

Однако популярность альтернативных средств наказания привела к резкому падению народной веры в судебную систему Соединённых Штатов. Все крупные социологические службы отмечают, что от 60% до 80% (в зависимости от источника) жителей страны не верят в справедливость приговоров, которые выносятся по уголовным делам. Отсюда - тотальное недоверие и к самой полиции.

Показательный случай произошёл не так давно в Калифорнии. 20-летний отморозок ткнул ножом в живот случайному прохожему и забрал его кошелёк, где находилось менее $10. Судья приговорил нападавшего к 15 суткам в камере местного полицейского участка, 500 часам исправительных работ, 6-месячному ношению браслета, штрафу в $20 тысяч (компенсация пострадавшему), а также исправительным курсам-семинарам.

Родственники пострадавшего и сама жертва не могли поверить, что отморозок быстро вышел на свободу и вновь наслаждается жизнью.

Эксперты в юриспруденции, однако, не увидели ничего необычного. Они посчитали, что судья поступил правильно, так как отправка за решётку преступника с нулевым количеством судимостей за плечами привела бы к появлению закоренелого злодея. Второй раз вооружённый грабитель от тюрьмы не отделается, однако сейчас его надо простить и наставить на путь исправления.

Вошедшее уже в привычку властей прощать людей без судимостей привела к необычному явлению, которое отмечают судебные психологи. Миллионы американцев сознательно нарушают закон, потому что верят в первый оправдательный приговор. Это касается абсолютно всех - от мелких магазинных воришек до Медикейд-мошенников, ворующих сотнями миллионов. Расхитители медицинских страховок, например, часто улыбаются в суде. Они знают, что на их стороне не только адвокат, но и негласное правило "первый раз можно".

Как результат, сегодня борьба с преступностью больше напоминает шоу-бизнес. Полиция и спецслужбы проводят громкие аресты, прокуроры заявляют о "беспрецедентных" злодеяниях и "рекордных" хищениях. Шумиха создаёт в голове рядовых граждан впечатление, что теперь обвиняемые понесут суровое наказание. Потом всё затихает. Журналисты теряют интерес к уголовному процессу. Суд выносит приговоры в виде штрафов, исправительных работ, испытательных сроков и т. п. В реальную тюрьму из фигурантов громких дел практически никто не отправляется (исключение составляют разве что убийцы).

В итоге мы имеет замкнутый круг и совершенно парадоксальную ситуацию. Честные граждане хотят видеть преступников за решёткой. Судьи не могут отправить обвиняемых на длительные сроки заключения по причине загруженности тюрем и вероятности рецидива на уровне 97%. Преступники без судимостей знают о милосердии судей и рассуждают в духе "когда первый раз поймают, тогда я и прекращу воровать/грабить/насиловать и т. п.".

Милосердие судей в отношении преступников-новичков привело к ещё одной проблеме - маргинализации контингента заключённых. В тюрьмах замедлилась "текучка кадров". Если в той же Норвегии зэки "приходят и уходят" и состав заключённых рядового исправительного учреждения полностью обновляется за 18 месяцев, то в самых жутких в Америке калифорнийских тюрьмах в буквальном смысле долгими десятилетиями сидят одни и те же.

Атмосфера в тюрьмах настолько криминогенная, что даже малейшего намёка на чьё-либо исправление быть не может. Зачастую люди садятся в тюрьму с мыслью "жизнь кончена", а выходят целеустремлёнными и уверенными в себе рецидивистами. Они на 100% знают, что будут делать: продавать наркотики, грабить, воровать или совершать любые другие преступления.

Сегодня государственная забота о заключённых свелась к банальному распределению средств между некоммерческими организациями и госслужащими. В качестве самого свежего примера можно привести очередную глупейшую инициативу четы ДеБлазио. Налогоплательщики отдадут $6 млн. на программу "реабилитации, психологической помощи и консультаций по вопросам будущих карьер" для женщин-заключённых тюрьмы Райкерс-Айленд. Курировать программу будет жена нью-йоркского мэра Ширлейн МакКрэй, которая обладает талантом распыления денег не хуже своего супруга.

Естественно, о результатах новой программы мы узнаем из сухого статистического отчёта, где цифры традиционно окажутся необъективными или взятыми с потолка. Никто нам не предоставит подробных отчётов о распределении $6 млн. Ни одна из участниц программы не расскажет, как быстро она встала на путь исправления, начала работать и добилась потрясающих жизненных успехов после визита МакКрэй.

Пытаться восстановить нашу прогнившую пенитенциарную систему подобными программами не более эффективно, чем лечить умирающего от СПИДа и рака в последней стадии пищевыми добавками. Это запредельный цинизм.

Настолько же цинично, судя по всему, будут выглядеть и тюремная реформа Трампа/братьев Кох. Как говорят анонимные источники в Белом доме, бизнес на зэках корпорации и их главный представитель (он же глава государства) начнут делать до начала лета. Законопроект тюремной реформы будет представлен в самое ближайшее время.

Вадим Дымарский


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir