Жизнь в будке
Нью-йоркское Управление общественным транспортом (МТА) приняло решение расширить обязанности клерков, которые проводят рабочие часы в специальных будках на станциях метро (subway station agents). Содержание этих служащих (2,660 человек), напомним, обходится налогоплательщикам в $298.6 млн. ежегодно (112 тысяч на одного человека в виде заработной платы и многочисленных льгот).
Новая инициатива МТА вызвала глубокий вздох разочарования у сотен тысяч пассажиров городской подземки, поскольку в настоящее время нет ни одного логичного ответа на вопрос, зачем вообще нужны subway station agents, скрывающиеся за пуленепробиваемыми стёклами и двойной стальной дверью.
Пик эффективности работы клерков МТА пришёлся на 1950-е годы. Тогда они продавали билеты, разменивали деньги, подробно рассказывали о маршрутах и изменениях в расписании, нередко говорили на нескольких языках (для туристов и иммигрантов). Клерк являлся чуть ли не самым важным человеком во всей транспортной системе Большого Яблока, и стильный профессиональный мундир это лишний раз подчёркивал.
Во второй половине XXвека расходы на клерков МТА увеличивались пропорционально расширению полномочий профсоюза. Служащие получили зарплаты значительно выше средней, бесплатную медицинскую страховку, а также отличную пенсию за выслугу лет.
В 1980-е годы профессия клерков стала одной из самых привлекательных в МТА по причине повышенной безопасности. Их обязали находиться в пуленепробиваемых будках со сверхпрочными дверями. Кроме того, в профессиональной инструкции клерков появился пункт, обязывающий их находиться в будке, что бы не происходило снаружи.
Этот пункт впоследствии подарил журналистам Большого Яблока множество криминально-пикантных историй. В 2005 году, например, физически крепкий клерк равнодушно наблюдал из-за своего стекла, как отморозок насиловал кричащую девушку на опустевшей станции. Народ равнодушного клерка осудил и осыпал проклятиями, однако начальство МТА служащего в будке поощрило дополнительными выходными днями, чтобы он психологически восстановился от увиденного. До жертвы изнасилования транспортной компании не было никакого дела. Главное, что клерк действовал строго по инструкции.
Машины по продаже метрокарт (MetroCard) появились на станциях метро в первый год (1994) Рудольфа Джулиани на должности мэра. Хозяйственный республиканец, естественно, одобрил идею увольнения всех клерков и демонтажа бронированных будок. MTA, однако, нашло несколько неубедительных причин оставить служащих ещё на пару-тройку лет. Например, на случай поломки аппаратов по продаже метрокарт или для выдачи бумажных карт с маршрутами поездов заблудившимся пассажирам.
Однако больше всего руководство МТА любило рассказывать, что в случае увольнения преданные своему делу клерки останутся без работы, не смогут содержать семьи и применить накопленный опыт на другой работе. В общем, даже профсоюзы в 90-х годах неохотно признавали бесполезность клерков, но всё равно по инерции отстаивали их права.
С 1994 года прошла почти четверть века. За это время какая-либо рациональная потребность в клерках упала до нуля. Люди без проблем покупают метрокарточки в автоматах, расплачиваясь наличными, кредитными или дебетовыми картами. Скачивают подробные карты метро через смартфоны (бумажные копии есть на каждой станции и в каждом вагоне). Получают все оповещения о сбое в работе маршрутов по громкоговорителю на станции или через тот же смартфон. Полицию в случае чего-либо непредвиденного (например, человека обокрали или его смартфон упал на рельсы) можно вызвать посредством нажатия специальной кнопки.
Вместо того, чтобы уволить клерков и ежегодно экономить почти треть миллиарда долларов, руководство МТА решило расширить их обязанности. В настоящее время "люди в будках" проходят различные трейнинги, которые повысят их полезность и хоть как-то оправдают огромные зарплаты и бенефиты в эпоху цифровых технологий и бесконтактного процесса покупки билетов.
Полный список новых обязанностей клерков не анонсируется, но точно известно, что они смогут выходить из своих будок, если кому-то из пассажиров станет плохо. Они поддержат человека, помогут ему спуститься с лесницы, откроют баночку с лекарствами и вызовут медиков.
Подобная помощь требуется не часто, и оставлять для этого в штате МТА 2,660 клерков, мягко говоря, нецелесообразно. Поэтому профсоюз ломает голову над тем, чем бы ещё загрузить людей в будках, которые сутками сидят на одном месте и практически ничего не делают. Возможно, им доверят работу клеить бумажки OutofOrderна сломанные аппараты по продаже метрокарт (это происходит минимум раз в год) или ещё что-нибудь. Убирать мусор на станциях клерки точно не смогут, так как для этого в МТА существует огромная команда уборщиков, полезность которой, впрочем, также вызывает большой вопрос.
В заключение остаётся сказать, что проблем с деньгами в 2018 - 2022 годах МТА не ощутит. Дефицит бюджета, конечно, продолжит увеличиваться, однако губернатор Куомо и мэр ДеБлазио давным-давно "сдались" профсоюзным боссам Управления общественным транспортом. Поэтому за низкое качество обслуживания, вечно опаздывающие поезда, дороговизну проезда в общественном транспорте, грязь в вагонах, грызунов на станциях и, конечно, страдающих от нехватки обязанностей клерков в будках со средней ежегодной зарплатой свыше $110 тысяч заплатят простые налогоплательщики.
Евгений Новицкий
comments (Total: 3)