Затонувшее логово пиратов

История далекая и близкая
№12 (362)

За долгие столетия, что насчитывает история мореплавания, неисчислимое множество всевозможных судов - каравелл, галеонов, фрегатов и бригантин, крейсеров, пароходов и теплоходов - покидало морские берега, чтобы доставить в различные точки земного шара людей, товары, продукты и прочие грузы. Но далеко не всегда судну, а иной раз даже огромным флотилиям суждено было вернуться в свой порт, в свою гавань: могучие волны и ураганные ветры швыряли корабли на рифы и скалы, тяжелые ядра противника пробивали деревянные борта и рушили мачты, взорвавшиеся пороховые бочки разносили в щепы палубы и надстройки, случайная искра в считанные минуты превращала роскошный лайнер в пылающий костер. Во всех этих и подобных ситуациях судьба судна обычно была предрешена : оно погружалось в пучину, и океанское дно становилось его последним пристанищем. Гибли люди, добычей моря оказывался и груз, находившийся в трюмах и каютах.
Безжалостная стихия обрушивалась в недобрый час не только на суда : печальный жребий стать ее жертвами выпал на долю некоторых прибрежных городов, поселений, островов, скрывавшихся под водой в результате землетрясений, извержений вулканов или каких-либо иных причин, порой так и оставшихся неизвестными. Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей, в залах которого словно застыла сама История. Вот почему так привлекают археологов-подводников затонувшие города.
Разумеется, города тонут не так часто, как корабли, тем не менее таких «товарищей по несчастью» в мире обнаружено немало. Среди них три ушедших под воду в районе Карибского моря. Два из них - это Джеймстаун у острова Невис и Орандж-таун у острова Синт-Эстатиус. Оба погрузились под воду в результате землетрясения 30 апреля 1680 года. Около двухсот зданий Джеймстауна – тогда важного «сахарного» порта - находятся сейчас на глубине от 3 до 10 метров, затянутые метровым слоем песка. Из 150 построек Оранджтауна - поселка контрабандистов - треть «съехала» в море на глубину от 7 до 20 метров.
Но главной жертвой, третьей по счету, стал город Порт-Ройял на острове Ямайка. Сегодня это самый богатый и самый значительный подводный археологический объект во всем Западном полушарии.
Не один год вел здесь подводные поиски Роберт Маркс, специалист по истории флота и морской археологии, изучавший места кораблекрушений в этом районе. Когда во вторник 7 июня 1692 года в Порт-Ройяле занялось утро, на улицах города было душно, на небе ни облака, а море было гладким как зеркало. Погода тревожно действовала на многих горожан. Со времени основания города подземные толчки отмечались почти ежегодно. И каждый раз они случались именно в жаркую и безветренную погоду.
Катастрофа разразилась незадолго до полудня, по многим свидетельствам в 11.40 дня. В течение нескольких минут произошло три сильных землетрясения. Земля разверзлась, и в пролом, в который провалились улицы, хлынуло море. Грохот обвалов, рев воды смешались с человеческими воплями и треском рушившихся построек. Последний из толчков землетрясения, самый разрушительный, сопровождался приливной волной, в результате которой 90% города оказалось под водой. К заходу солнца более 1800 домов, некоторые из них были двух - и даже трехэтажными, исчезло, их поглотило море. Над водой осталось лишь несколько окраинных улочек.
Сегодня, когда в ясную, солнечную погоду туристы на лодках выходят в море, их взору открывается фантастическая картина. Под водой лежит целый город - с домами, церковью, мостовыми. Как говорит Роберт Маркс, у специалиста, занимающегося морской археологией, название ямайского города Порт-Ройял, разрушенного землетрясением, вызывает такое же волнение, которое испытывает его «наземный» коллега при упоминании слова Помпея. Оба города подверглись внезапному разрушению - один из них погрузился в море, другой исчез под лавой.
В 1965 году правительство Ямайки объявило, что с января следующего года начнутся широкие работы по подводным раскопкам в районе Порт-Ройяла. Руководить ими было поручено Роберту Марксу.

Порт-Ройял был основан в 1655 году, когда англичане отняли Ямайку у Испании. Англия придерживалась мнения, что благодаря своему центральному расположению в Карибском море Порт-Ройял представляет собой идеальное место для нападений на испанские корабли, следующие с грузом золота, серебра и драгоценных камней из Нового Света. Рост города был связан с прибытием людей, сделавших все, чтобы Порт-Ройял получил репутацию пьяного, распутного и скандального города. Это были пираты. Английская корона, опасавшаяся, что испанцы могут попытаться отобрать Порт-Ройял, предложила пиратам превратить его в свою базу.
Одна из исторических хроник сохранила описание города: «Закаленные солнцем и морскими ветрами, в великолепных восточных шелках и драгоценных украшениях бородатые моряки толпятся здесь у пристаней и играют на золотые монеты, ценность коих никого из них не интересует. Кабаки забиты золотыми и серебряными кубками, которые сверкают драгоценными каменьями, украденными из полусотни соборов. Любое здание здесь - сокровищница. Даже в ушах простого моряка тяжелые золотые серьги с драгоценными каменьями. Поножовщина так же распространена, как и обычная драка, причем там, где танцуют, трупы убитых валяются до тех пор, пока не разойдутся...» Словом, это был пиратский Вавилон. А катастрофа, как многие тогда посчитали, - это «суд Божий» над логовом морских разбойников.
Роберту Марксу предстояло первому, спустя триста лет, проникнуть в него и узнать, как жили тогда люди. Археолог столкнулся с двумя проблемами. Первая - вода. Она была настолько темной, что оказались бесполезными и аэрофотосъемка, и любые другие средства визуальной разведки. Другой проблемой были колоссальные масштабы всей задачи. Даже составление карты лишь части города площадью в 70 на 100 метров в том районе старого Порт-Ройяла, где находились тюрьмы, рыбный и мясной рынки, лавки ремесленников и частные дома, заняло несколько месяцев. Первого мая 1966 года в 7 утра примерно в 40 метрах от берега начались раскопки. После того как был снят слой всего лишь в тридцать сантиметров толщиной, стали поднимать наверх один предмет за другим, и по истечении часа уже три корзины были полны глиняными трубками, осколками керамики, неразбитыми бутылками, имеющими форму луковицы.
Первой большой находкой была обвалившаяся каменная стена. В образовавшееся отверстие начали сыпаться различные предметы: кружки, обувь, затем оловянное блюдо для мяса, на котором были аккуратно сложены четыре тарелки поменьше.
Рядом с первой стеной обнаружили еще шесть такой же конструкции, а также семь балок. Чей это дом? Когда ХVII век вступил в свое последнее десятилетие, в Порт-Ройяле было более 8 тысяч жителей и более 2 тысяч зданий. К этому дому Роберт Маркс имел «ключ» в виде инициалов «Р.К.», нанесенных на оловянной посуде. Сверяясь с картой старого города, он обнаружил, что некий Ричард Коллинз имел в этом месте свою таверну. Обнаружены были также мастерские столяра, чеканщика по серебру, сапожника, рыбный и мясной рынки.
Здесь же наткнулись на два затонувших корабля: один пошел ко дну во время землетрясения 1692 года, другой во время урагана в 1722 году...
Довольно скоро у Маркса оказался ключ к другому открытию. Были подняты тысячи предметов с корабля: железные гвозди и инструменты конопатчика, латунные детали, медная проволока, пластыри для заделки пробоин в корпусе корабля. Части кирпичной стены, завалившие в некоторых местах остатки корпуса, подтверждали что корабль затонул во время землетрясения.
Связались с Британским адмиралтейством, которое подтвердило, что единственный корабль, затонувший в этом районе при землетрясении 1692 года, был «Свон», длиною 25 метров и водоизмещением 305 тонн. Эти данные точно подошли к обнаруженному кораблю.
Однажды Маркс отрыл в упавшей стене по-настоящему ценный предмет. Он был круглым и покрыт толстым слоем кораллов. Рентген показал очертания мужских карманных часов. После удаления кораллов оказалось, что часы серебряные, они замечательно сохранились -циферблат блестел как зеркало, а название фирмы «Гибс» и место производства - Лондон - были так же отчетливо видны, как в тот день, когда часы покинули мастерскую, где их сделали.
Однажды один из участников экспедиции- Келли- поднялся на поверхность с возгласом, что нашел что-то важное. И это действительно было так - четыре старинных испанских серебряных доллара. Изображение на монетах было отчетливо видно - так хорошо они сохранились. Обычно монеты, найденные под водой, бывают настолько окисленными, что даже после чистки изображение на них еле различимо. Были найдены еще сотни монет, и все они были в чудесном состоянии. Причины чуда стали ясны, когда обнаружили остатки сундука, который и защищал монеты на протяжении столетий. Пластинка на замочной скважине имела изображение герба испанского короля Филиппа IV. Исследования, проведенные в испанских архивах в Севилье, вскоре подсказали, каким образом в Порт-Ройяле оказался сундук с монетами, принадлежащими испанской короне. Документы рассказали, что как раз за два года до землетрясения три испанских галеона потерпели крушение недалеко от острова.
Находка неожиданного сокровища приободрила подводных археологов, однако в конечном счете она во многих отношениях причинила и неприятности. До сих пор на острове мало кто знал о подводных работах, но как только стало известно, что нашли монеты, стоимость этой находки досужие языки преувеличили в несколько сот раз.
Несколько недель подводники не могли работать, пока полиция прогоняла обывателей и охотников за сокровищами. После продолжения работ была сделана еще одна ценная находка - подводники нашли несколько тысяч испанских серебряных монет в хорошем состоянии, золотые кольца и запонки, детали больших часов. Всего подняли со дна моря свыше 20 тысяч металлических предметов, 2 тысячи стеклянных бутылок, 6500 глиняных курительных трубок, свыше 500 образцов оловянной и серебряной посуды. Но самой волнующей находкой была выполненная из китайского фарфора прекрасная статуэтка высотой 35 сантиметров, изображавшая женщину с ребенком на коленях. Изучение ее показало, что это старинная китайская богиня плодородия и материнства.
И опять работы были прерваны, когда по острову, как степной пожар, распространилась новость о последней находке. На этот раз полиция нужна была не просто для того, чтобы удерживать любопытных, мешающих археологам-подводникам работать, а для того, чтобы защитить и их самих. Местные уголовные элементы, появившиеся здесь, угрожали убить их, если они не поделятся находками.
Раскопки продолжались, принося хорошие результаты, до конца мая 1968 года, когда правительство Ямайки по согласованию с ЮНЕСКО объявило об окончании работ. Основываясь на большом объеме археологических данных и полученной информации, большинство специалистов пришло к выводу, что раскопки в Порт-Ройяле, не считая даже драгоценностей, дали гораздо больше археологического материала, чем все обследования затонувших кораблей в Карибском бассейне за последние годы.

Послесловие:
После окончания подводно-археологических работ под руководством известного ученого Роберта Маркса многие любители пытались «покопаться» в этом районе, несмотря на запрет правительства. К сожалению, все попытки кончались плачевно.
Ныряльщики становились добычей акул, изобилующих в этом районе, или погибали в лабиринтах завалов. Некоторые туристы, приплывшие сюда на своих катерах или яхтах, пытались найти под водой свое счастье, но, увы, в лучшем случае отделывались шрамами от акульих зубов.
Стараясь оградить любителей приключений из числа своих жителей и туристов от опасности, правительство Ямайки специальным декретом запретило движение лодок и катеров в этом районе. Район огражден буями и контролируется круглосуточно патрульным катером. Однако, как свидетельствует пресса, несмотря на принятые меры, в этом районе с 1968 по 2000 год погибло более 200 человек - охотников за подводными сокровищами. Среди них, кроме местных островитян, американцы, канадцы, мексиканцы и даже французы.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir