Миллиард в перспективе
Просить деньги в долг тяжело и неприятно. Эта процедура достаточно утомительна эмоционально как для кредитора, так и для кредитуемого. Но, пожалуй, самое неприятное – на просьбу о предоставлении денег в долг получить отказ. Особенно, когда еще совсем недавно дать деньги обещали.
Международный Валютный фонд в последний момент отложил принятие решения о предоставлении Украине очередного транша кредита размером в миллиард долларов. Проще говоря, давать деньги Киеву МВФ взял да и передумал.
В длительных кредитных отношениях между Украиной и МВФ такой поворот можно считать беспрецедентным. В украинском правительстве пытаются «делать хорошую мину», и говорят, что задержка с деньгами – явление временное. Однако даже отсрочка кредитования может иметь для Киева весьма плачевные последствия.
Информация о том, что «украинский вопрос» может неожиданно исчезнуть из повестки дня заседания МВФ за последние несколько месяцев пару раз уже появлялась в прессе. Но ее всегда сменяли оптимистичные заявления как представителей МВФ, так и официального Киева о том, что транш все-таки будет и вожделенный миллиард в самом скором времени «упадет» на счета украинского казначейства. Гром среди ясного неба грянул в минувший понедельник, когда Украина собственно и ожидала от МВФ окончательного положительного решения. Фонд украинский вопрос рассматривать не стал, а предоставление кредита – отложил на неопределенный срок.
Президент Украины в тот же день собрал по этому поводу экстренное совещание с лидерами депутатских фракций в парламенте. Его резюме – ничего страшного не случилось, деньги задержали временно, и возможно переговоры о предоставлении злополучного «лярда» возобновятся уже через пару недель. Причиной отсрочки у Порошенко назвали последствия блокады торговли с оккупированными территориями Украины, которую с минувшего декабря проводили активисты, пока – совсем недавно - официальный Киев эту торговлю не запретил решением Совета национальной безопасности и обороны.
Впрочем, в том, что кредит МВФ «сорвался», украинское правительство обвинило блокадников еще до совещания у президента. Это неудивительно – глава Кабмина Владимир Гройсман остался ярым противником блокады даже после того, как ее «задним числом» узаконил нацсовет по безопасности и обороне.
А уж о том, что блокада наносит огромный ущерб экономике Украины, в правительстве без устали твердили с самого ее начала. Так, премьер-министр в прямом эфире одного из национальных украинских телеканалов заявил, что убытки только горно-металлургического комплекса в результате блокады составят три с половиной миллиарда долларов – то есть три с половиной кредита от МВФ. Из-за этого отрасль якобы будет вынуждена сократить семьдесят пять тысяч рабочих мест.
В результате, по прогнозам аналитиков из министерства экономики, ВВП страны может упасть на два с половиной процента, а инфляция вырастет на восемь. Как следствие, национальная валюта гривна еще более обесценится и к концу года ее курс может составить не 28 грн. за доллар, как сейчас, а 34 и выше.
Тот факт, что МВФ не спешит возобновить кредитование Украины, уже дал повод некоторым экспертам предположить, что суть задержки западных денег – не только в блокаде: МВФ, в частности, мог напугать раскол в верхах страны, который из-за блокады существенно обострился даже на уровне президент-премьер.
На днях кабинету министров Гройсмана исполняется год. В Украине такой срок – часто не только повод подвести итоги работы, но и сделать кадровые перестановки. Уже достаточно давно ходят слухи и о возможной смене руководства Национального банка Украины.
В такой перспективе не исключено, что МВФ хочет выждать, чтобы понять, с кем ему придется работать в будущем.
Еще одна ложка дегтя в бочку сладостей отношений Киева и Фонда – это эпопея с выборами аудитора НАБУ.
НАБУ – это Национальное антикоррупционное бюро, главный козырь Киева, призванный доказать, что реформы, которых требует от Украины МВФ, идут, и с коррупцией в стране борются. Так вот, этого самого аудитора никак не может избрать украинский парламент. Если процесс затянется, НАБУ не сможет эффективно работать, а это уже серьезная «лажа», которая гораздо опаснее для мира и дружбы МВФ, чем любая блокада.
Подытоживая сказанное выше, можно сделать вывод, что задержка с кредитом одновременно и подчеркивает, и заостряет противоречия и конфликты в украинском истеблишменте. Намечается кризис в отношениях между партией власти и лично Порошенко не только с оппозицией, на которую и возлагает ответственность за организацию блокады украинский президент, но и, что страшнее, налицо раскол в про-президентских силах.
В этой связи вполне имеет право на жизнь версия о том, что в стране планируется искусственный политический кризис, цель которого – досрочные выборы уже ближайшей осенью. Поскольку закрепиться у власти на досрочных выборах у окружения нынешнего президента шансов гораздо больше, чем если выборы пройдут через два года.
Безусловно, не обходится в этой ситуации и без «агентов Кремля».
Так, по одной из версий, вся история с блокадой – сценарий Москвы, по которому прекращение торговых отношений Украины и Донбасса – залог превращения оккупированных территорий в анклав по типу Приднестровья. Плюс еще один способ ослабить Украину экономически и политически, в том числе вот такими последствиями, как задержка кредитования со стороны международных финансовых организаций.
Версия тоже вполне жизнеспособна, поскольку надежды Кремля на послабление международных санкций со стороны США во главе с Дональдом Трампом явно провалились.
Случайно это или нет, но плохие новости от МВФ пришли вместе с очередным обострение ситуации на фронтах Донбасса. Так, неделя началась с массовых обстрелов позиций украинских вооруженных сил на Мариупольском и Донецком направлениях. По сводке штаба украинской армии, боевики вели огонь из артиллерии, минометов, использовали БМП и танки. Только один день этого обострения стоил жизни троим украинским солдатам.
Примечательно, что на фоне торговой блокады, а теперь еще и задержки с кредитованием от МВФ, о хроническом невыполнении Минских мирных договоренностей уже никто даже не вспоминает.
Ну, и главный вопрос, который возникает из всего, написанного ранее о кредитах, кризисах и войне: что все это принесет в обычную жизнь рядового украинца?
Увы, оптимизма в рассуждениях об этом мало. Хотя, как шутят в соцсетях, миллионы от МВФ и так проходят мимо кармана простых украинцев, в случае, если Фонд затянет с кредитом, это почувствуют на себе все.
Ослабление экономики, падение гривны, как следствие - рост цен и очередной виток подорожания жизни – это еще не самые пессимистичные прогнозы. В отношениях с народом украинская верхушка, изначально взяв на вооружение метод кнута и пряника, все больше отдает предпочтение именно кнуту.
В стране растут налоги, а методы управления государством становятся все более авторитарными.
В то же время в борьбе за власть политики активно используют тактику «свой-чужой», и в случае, если осенью таки будут досрочные выборы, украинское общество они не объединят.
Консолидация, которая существовала на момент избрания президентом Петра Порошенко, уже история. Сегодня в современном украинском обществе царят раскол, клановость и борьба за выживание. Даже украинских патриотов появилось несколько разных типов. Посему страну и ее народ ждут новые трудности. Преодоление которых потребует от каждого не столько горячего сердца, сколько холодного ума. И, разумеется, кредитов от западных партнеров.
Андрей Барташов
comments (Total: 3)