«Майдан-3» как новая украинская революция
Главные новости из Украины на сегодня – это не сводки с передовой на Донбассе и не развитие событий вокруг блокады торговли с оккупированными территориями. И даже не последствия, которые может иметь на международном уровне для официального Киева недавняя скоропостижная смерть полпреда России в ООН Виталия Чуркина. Главная новость – это то, что новая революция – Майдан-3 – в Украине не началась. Хотя многие и прогнозировали ее начало именно на эти дни. Хорошо это или плохо – со временем абсолютно точно скажут историки. Я же предлагаю читателю вместе разобраться, что же происходит сегодня в Киеве и вокруг него и действительно ли в Украине объективно назрела революционная ситуация.
Небесная Сотня
Последние несколько дней в Украинской столице, на главной площади Киева – Майдане Незалежности – не утихают страсти. Там собираются сторонники блокады торговли с оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей, и люди, которые требуют от президента Петра Порошенко либо уйти в отставку, либо распустить законодательный орган украинкой власти - Верховную раду. На Майдан также выходят из солидарности с погибшими там в дни массовых расстрелов протестующих три года назад.
Если принять тезис о том, что новую революцию в Украине готовят – а спонтанно революции случаются достаточно редко – то время как раз удачное.
В минувший понедельник страна вспоминала павших героев – в Украине был день памяти Небесной сотни. То есть тех, кто три года назад, во время Революции Достоинства, погиб на главной площади украинской столицы и прилегающих к ней улицах от пуль милиции и снайперов.
Ясно, что «раскачать» ситуацию в стране именно в эти дни наиболее просто - люди в любом случае выйдут на Майдан почтить память погибших. Достаточно умело организованной провокации, чтобы запустить цепную реакцию новой революции. Как вариант, сыграв на том, что за три года, которые прошли после расстрелов на Майдане, нынешняя власть для людей не сделала гораздо больше, чем сделала.
В качестве примера можно взять расследование этих самых расстрелов.
Казалось бы, дело чести для Президента Порошенко и тех, кто сегодня стоит в Украине у руля силовой машины, приложить все силы для того, чтобы виновные в этих преступлениях понесли наказание. Однако уже три года следствие по делу продвигается крайне медленно и очевидно, что «вопросом чести» и «делом номер один» расследование этих убийств для государства так и не стало.
Судите сами. При массе видеосвидетельств и показаний непосредственных участников тех событий сегодня на скамье подсудимых – всего пять исполнителей, далеко не самых ключевых. Речь идет о бойцах так называемой «черной роты Беркута» - спецподразделения милиции, которое три года назад в эти дни применило огнестрельное оружие против митингующих. Это и есть самый большой результат следствия за три года.
Далее идут в основном предположения и подозрения, тем более в вопросах, которые касаются не исполнителей, а заказчиков.
Так, в Генеральной прокуратуре Украины считают, что главным заказчиком расстрела майдановцев мог быть беглый президент Украины Виктор Янукович, который отдал соответствующий приказ тогдашнему главе МВД Виталию Захарченко. Но при этом следователи допускают, что организовать кровопролитие могла и некая третья сила – к примеру, связанная со спецслужбами России. Как вариант - через влиятельного олигарха Рината Ахметова.
По данным следствия, во время кровопролитных событий на его личный мобильный телефон несколько раз поступали неустановленные звонки.
Интересно, что с ключевым свидетелем, который без сомнения мог бы в значительной мере пролить свет на эти события, украинские правоохранители обошлись очень бережно – в кавычках. Командир той самой «черной роты Беркута» Дмитрий Садовник еще практически в самом начале следствия был отпущен под домашний арест. Из-под которого, разумеется, тут же сбежал.
Следствие потеряло ключевого свидетеля, а адвокаты семей Небесной Сотни еще тогда начали говорить, что государство не делает все необходимое для расследования убийств на Майдане.
Но даже если Генпрокуратура определится с заказчиками и главными исполнителями – наказание еще долго будет «гоняться» за преступлением. Как сообщил на днях Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, прежде чем хоть как-то покарать подозреваемых заказчиков преступление против Майдана, стране понадобится закон, который оговаривал бы вынесение наказания заочно. Ведь заказчики, кто бы они ни были, сейчас находятся за пределами Украины. И заполучить их украинскому правосудию в обозримом будущем удастся едва ли.
Торговля с оккупантом
Еще один способ спровоцировать украинское общество на всплеск насилия и помочь раскрутить маховик новой революции – это использовать ситуацию, которая на сегодня сложилась вокруг блокады торговли Украины с ее же оккупированными территориями.
Напомню, что группа бойцов, так называемых «добробатов» - добровольческих батальонов - уже несколько недель блокирует в Луганской и Донецкой области железнодорожные пути, по которым ранее в Украину с территорий так называемых ДНР и ЛНР поступали разные товары, в первую очередь - уголь. (Подробнее об этом угле и ценообразовании на электроэнергию я писал в прошлом номере «Русского базара»).
Последствия блокады, которая все еще продолжается, таковы – в энергосекторе Украины ввели чрезвычайное положение из-за нехватки топлива. Это дало повод правительству пугать украинцев так называемыми «веерными» отключениями электричества в домах. А на оккупированных территориях остановили работу два крупных завода, принадлежащих олигарху Ахметову.
Но, главное – блокада расколола украинское общество на тех, кто поддержал ее, мотивируя это тем, что нельзя торговать с агрессором, который на вырученные деньги покупает оружие, чтобы стрелять по украинцам. И на тех, кто осудил, заявляя, что блокада на руку Кремлю, так как раскачивает и без того шаткую внутреннюю стабильность государства Украина.
Разногласия вылились в открытые противостояния: сначала в Харькове произошел конфликт между бойцами разных батальонов, которые ранее принимали участие в войне на Донбассе, а немного позже - уже в Киеве стычки сторонников блокады с полицией.
Участие в них принимали и народные депутаты, которые охотно демонстрировали на видеокамеры окровавленные лица. Кроме депутатских физиономий в результате потасовки в центре Киева пострадали и несколько полицейских.
Ряд украинских журналистов сразу сделали заявления о том, что акция была подготовлена, и рассчитана именно на то, чтобы спровоцировать власти на жесткие ответные действия. На этот раз власти удержались, и по крайней мере за это их можно поблагодарить.
Запад украинцам поможет?
Существенным сдерживающим фактором развития новой украинской революции можно смело считать последние позитивные тенденции в отношениях Киева с западными партнерами.
Так, опасения, что победа на президентских выборах в США Дональда Трампа лишит Украину поддержки США, к счастью, не оправдались.
Более того, став главой самого сильного в мире государства, Трамп прямо заявил, что России придется вернуть оккупированный украинский Крым и что снимать санкции с путинского режима он не собирается.
Глава Белого дома написал это в своем твиттере, а его «правая рука» - Майкл Пенс - на днях подтвердил уже в личном общении с президентом Украины Петром Порошенко.
Встреча, которая для Киева «дорогого стоит», состоялась в Мюнхене на конференции по вопросам безопасности.
Примечательно, что Пенс общался с Порошенко значительно дольше отведенного протоколом времени. Пенс сообщил, что решительная борьба за освобождение Крыма является одним из приоритетов новой американский администрации.
Согласитесь, таких откровенных заявлений по поводу украинско-российского конфликта не позволяли себе даже в окружении Обамы.
В то же время, как отмечают эксперты, встречи с европейскими лидерами по поводу ситуации на Донбассе ничего нового не принесли.
По сути, в этой теме в Мюнхене, по выражению обозревателей, «по-прежнему толкли воду в ступе», что доказывает одно: так называемый «нормандский формат», принятый для урегулирования проблемы Донбасса - не работает.
И к установлению мира на востоке Украины необходимо привлекать США – и чем активнее, тем лучше.
Свобода или смерть
Лозунг украинских националистов «свобода или смерть» отлично иллюстрирует возможные последствия новой революции для нации.
Украинцы за одно десятилетие революций пережили уже две. Если после первой, бескровной, Оранжевой, в стране наметился экономический рост и эмоциональный подъем, то после второй началась война и пришел упадок.
Многие политологи и историки предостерегают: результаты третьей украинской революции могут быть катастрофическими.
Разрозненное общество, утраченные территории, война, «вкус крови» и сосед-агрессор, который явно не хочет останавливаться на аннексированном Крыме и оккупированном востоке страны.
Коктейль из этих страшных ингредиентов может привести к тому, что новая смена власти обернется для Украины потерей независимости и утратой государственности. И этот сценарий, вероятнее всего, также внимательно прорабатывается в московских кабинетах.
С другой стороны, уровень доверия украинцев к нынешней власти снижается. Президентский срок Порошенко перевалил за «экватор» с явным преобладанием минусов над плюсами.
Новая Верховная рада также во многом работает по-старому, лоббируя интересы обладателей мандатов. Правительство из чиновников-миллионеров вызывает у значительной части населения страны раздражение и злобу.
С такими вводными возможны любые варианты развития событий – от собственно революции до досрочного сложения полномочий президента и роспуска парламента.
Любой из этих вариантов – для нынешней Украины – потрясение и нежелательный форс-мажор. Но революция – самый опасный из них. Ведь по высказыванию известного французского революционера Пьера Верньо, «революция пожирает своих детей». А он знал, о чем говорил. Поэтому нельзя допустить, чтобы новая революция обезглавила молодое украинское государство.
Андрей Барташов