«Приватное» дело, или как бедные украинцы купили банк у богатого олигарха
«Паны дерутся – у холопов чубы трещат» - эта давняя украинская поговорка годится на все случаи жизни и работает при любых обстоятельствах. В очередной раз испытать ее на себе миллионы украинцев теперь смогут благодаря громкому финансовому скандалу – национализации государством самого крупного частного банка страны «Приватбанк». В этой истории, словно в кинобоевике средней руки, намешано все – деньги, интриги, политика, предательство и ложь. Но пока трудно сказать, будет ли в ней «хеппи енд».
«Приватбанк» для Украины – это примерно как «Bank of America» для США. В «привате» - так его сокращенно называют украинцы – имеет счет каждый второй житель страны. (Из тех, разумеется, кто вообще держит деньги в банке). Это двадцать миллионов вкладчиков. Учреждение занимается зарплатными счетами, депозитами, кредитованием, через него пенсионеры получают пенсии, отделения банка и его банкоматы находятся буквально на каждом углу в каждому украинском городе и почти каждом селе.
Другими словами, это самый популярный и самый доступный из банков страны. По крайней мере, был до минувшего воскресенья.
В воскресенье, за полчаса до полуночи, министерство финансов Украины официально объявило, что «Приватбанк» отныне становится собственностью государства. Оно, в лице кабинета министров, берет на себя управление банком, а также обязательства перед вкладчиками.
Население призвали не паниковать и уверили, что все будет хорошо.
Вообще, самый лучший способ продать в стране всю соль, спички и сахар в течение одного дня – это официально, с экрана телевизора призвать народ не паниковать.
С «приватом» получилось так же. Уже с утра понедельника у банкоматов и в кассах банка выстроились очереди алчущих снять со счетов свои кровные. Естественно, банкоматы быстро опустели, что обеспечило новый виток беспокойства. Социальные сети превратились в «курилки», где обсуждался ровно один вопрос – кто успел снять свои деньги, всю ли сумму и как быстро.
Поползли слухи о неминуемом падении курса гривны и вообще тотальном хаосе и конце всего. И только через пару дней, когда истерия поулеглась, стал возможным более-менее взвешенный анализ событий.
Итак, национализация самого большого в Украине банка хоть и случилась для большинства людей внезапно, на самом деле готовилась довольно долгое время.
Первый законопроект о национализации «приватовских» капиталов в Верховной Раде Украины появился вообще два года назад. Но все были уверены, что это не более, чем страшилка в адрес главного владельца финансового учреждения – одиозного украинского олигарха Игоря Коломойского.
Его персона заслуживает отдельного разговора.
Коломойский еще пару лет назад, не смотря на постоянное и уверенное присутствие в списке самых богатых украинцев, для общества был «серым кардиналом».
Активно «светиться» он начал как раз с обострением ситуации в Украине. Этому нимало способствовала покупка бизнесменом популярного украинского телеканала 1+1, благодаря которому аудитория быстро познакомилась с господином Коломойским.
В разгар сепаратистских настроений в стране, президент Порошенко сделал владельца «привата» губернатором Днепропетровской области, и именно Коломойского считают тем человеком, который на корню придушил в регионе все про-российские начинания. СМИ сформировали образ «Бени» – так его называют в соцсетях – как хитрого, чрезвычайно умного еврея, который является яростным патриотом Украины, никого не боится и на все имеет собственное мнение.
Последнее подтвердил конфликт Коломойского с Президентом Порошенко в конце 2014 года из-за смены менеджмента в государственной компании «Укрнефть», где структуры «Бени» имели сорок три процента акций.
Ссора с «верховным главнокомандующим» стоила Коломойскому поста губернатора, и с тех пор открыто с Порошенко он не конфликтовал. Даже когда годом позже арестовали одного из его ближайших компаньонов Геннадия Корбана.
Однако по сути Коломойский стал главе государства политическим конкурентом, вступив в партию УКРОП – которую по факту сам же и финансировал. В народе Коломойский достиг репутации едва ли не всесильного человека, поэтому национализация его детища – «Приватбанка» для многих украинцев была чем-то из области неостроумных шуток.
Кстати, как только минфин объявил о национализации «привата», на странице Коломойскогов в Фейсбук появилось обращение, в котором было сказано, что власть захватывает банк, используя грязные информационные технологии.
Позже команда «Бени» от авторства этого заявления открестилась.
Чисто с точки зрения финансов ситуация с «Приватбанком» выглядит просто.
В капитале учреждения появилась «дыра» - более двух миллиардов долларов. В значительной степени, из-за кредитов, которые банк выдавал «своим» струкутрам, не обеспечивая залогами и которые не были возвращены. Банк, как и все финансовые учреждения Украины, пострадал в результате девальвации гривны, экономического спада, потери Крыма и войны на Донбассе. Посему государство, дабы защитить деньги вкладчиков, берет на себя управление банком и производит так называемую «докапитализацию».
То есть просто вносит деньги – в этом случае – внимание! – сто сорок восемь миллиардов гривень. То есть более пяти миллиардов долларов.
Проще говоря, народ Украины – ведь это по факту деньги налогоплательщиков – покупает у Коломойского банк за баснословную – для народа сумму. При этом, как я уже упоминал, государство обязуется обеспечить целостность всех вкладов.
С одной стороны. И с другой, по соглашению с уже бывшими акционерами банка, не будет добиваться возвращения более чем двух миллиардов долларов, которые банк выдал своим же структурам.
Проще говоря, эти деньги владельцы банка переложили из одного кармана в другой. Так вот, им это попросту прощают.
В ситуации с «Приватбанком» есть как минимум один безусловный победитель. Это президент Украины Петр Порошенко.
С одной стороны, национализировав «приват» он показал огромный и опасный кулак всем украинским олигархам. С другой – проявил заботу о народе. Национализацию одобрил МВФ и Евросоюз – как проявление законности и подвластности интересам народа даже частного капитала.
То есть с имиджевой стороны перед Европой – для команды Порошенко это тоже плюс.
Ну и наконец «Приват» больше не в руках Коломойского – амбиции и норов которого вполне способны были добавить Порошенко седых волос.
Лишаясь «Приватбанка», Коломойский лишается мощного манипуляторного инструмента, при помощи которого он при желании мог легко устроить хаос в стране, «положив» банк на несколько дней. Есть в ситуации с банком и абсолютный проигравший.
Естественно, это не бывший владелец и не администрация учреждения. «Прощенных» двух миллиардов долларов с гаком хватит для того, чтобы подсластить их горечь утраты.
Проигрывают здесь, как обычно, простые украинцы. Свои вклады они скорее всего не потеряют – на какой-то период государство сможет обеспечить работу банка. Но такая «встряска» на финансовом рынке для экономики незамеченной не пройдет. В правительстве уверяют, что деньги на «докапитализацию» банка в бюджете есть. Хотя откуда они, непонятно – раньше о такой «заначке» никто не говорил.
Скептики утверждают, что теперь у минфина есть соблазн включить станок и просто допечатать нужные миллиарды, тем более, что с повышением минимальной зарплаты в стране нехватка денежных знаков уже в будущем году будет ощутимой. Но о последствиях такого шага знают все, кто изучал основы экономической теории хотя бы на первом курсе вуза. Обесценивание национальной валюты, скачек цен, обеднение населения страны.
И все это на фоне войны на востоке Украины, которая давно уже вошла в затяжную, длительную фазу.
Андрей Барташов, специально для «Русского базара»
comments (Total: 1)