Надежда – компас, который смотрит на север
Ньюсмейкером недели в Украине по праву можно считать хорошо знакомую читателям «Русского базара» Надежду Савченко. Ту самую «узницу совести», которая почти два года провела в российском плену и которую с большой помпой из этого плена встречали. Ее отпустил президент Путин, а персональный самолет за ней выслал президент Порошенко.
Надежду Савченко, которая с легкой руки Юлии Тимошенко еще за решеткой «заочно» стала народным депутатом, которую сразу же окрестили патриотом номер один. От нее ждали неких решительных действий в украинском парламенте, каких-то серьёзных поступков с внушительными положительными последствиями.
Но ничего не произошло. А скорее наоборот – молва, которой ничего не стоит как возвысить любого человека до небес, так и в одночасье «шмякнуть» о грешную землю, очень скоро окрестила Савченко «засланным казачком».
На днях официально подтвердился факт того, что Савченко провела в Минске переговоры с лидерами так называемых Донецкой и Луганской народных республик Захарченко и Плотницким. До этого в прессе появились слухи об этих переговорах, позже их подтвердила Служба безопасности Украины – и сама Савченко.
Переговоры состоялись при активном участии ФСБ России и Савченко была единственным на них представителем с украинской стороны.
По словам самой Савченко, речь шла о том, как усилить формат минских переговоров по ситуации на востоке Украины и сделать его более действенными. Это практически цитата.
Савченко заявила особо, что для прекращения войны готова встретиться и с чёртом, но вот на этой встрече чертей она не увидела, а общалась с людьми.
Разумеется, эти события стали очень благодатными для нового взрыва того, что интернет-пользователи называют «холи вар» - то есть священная война в социальных сетях. И, как водится, лагерь многочисленных опытных и не очень экспертов разделился надвое.
Одни окончательно убедились, что Надежда – агент Кремля, и Путин для того ее и выпустил, чтобы через нее заставить Киев договариваться с террористами. Вторые – с пеной у рта доказывают, что она как была патриотом Украины, так и есть, и любыми средствами пытается помочь остановить войну и освободить пленных. Право на жизнь, безусловно, имеют обе версии.
Начнем с последней. Еще только узнав о своем освобождении, Савченко сразу заявила, что всеми силами будет пытаться освободить всех политзаключенных и пленных и остановить войну.
Вполне возможно, столь активно навязываемый ей обществом образ украинской Жанны Д’Арк, оказал на нее определённое воздействие, и она действительно поверила в свою миссию. Будучи человеком, абсолютно далёким от политики, экономики и планирования, но обладая упорством, силой характера и харизмой, Савченко занялась встречами, поездками и общением с разными людьми. Не опасаясь быть скомпрометированной и абсолютно не заботясь о своем имидже патриота.
Это логично – просиживать брюки в сессионном зале парламента ей откровенно скучно, а за депутатство, полученное от Юлии Тимошенко, Савченко себя ничем обязанной не посчитала. Более того, заявила, что планирует создавать свой политический проект, фактически объявив Тимошенко открытую конкуренцию. Надежда много встречалась с бойцами, командирами, семьями пленных и заключённых. И всегда говорила одно и то же – чтобы прекратить войну и освободить людей – надо договариваться.
Логика в этом, безусловно, есть. Но есть и «узкое место». Договариваться с террористами в лице России Украина на своих условиях не может. Компромиссным та сторона считает Минские соглашения. Которые предусматривают изменение украинской конституции, амнистию боевикам и фактически одностороннее решение Украиной проблемы опустошенных войной Донецкой и Луганской областей. Которые на условиях суровой автономии останутся в составе Украины со своими органами власти. Неудивительно, что переговоры на таких условиях значительная часть украинского общества считает «зрадой» - то есть предательством.
Именно поэтому Савченко и окрестили агентом Кремля. Сейчас ситуация такова, что России требуется ускорить процесс решения конфликта на Донбассе – разумеется так, как это нужно ей. Кремль хочет «дожать» Киев на предмет внесения изменений в конституцию и фактического признания ДНР и ЛНР. Порошенко тянет время, Путину это уже надоело. В этой связи Савченко, которая из кожи вон лезет, дабы наладить переговорный процесс не на уровне Киев-Москва, а на уровне Киев – Донецк и Луганск, то есть с непосредственными исполнителями, марионетками Захарченко и Плотницким, безусловно, играет на руку российского лидера. Ее встречи с родными пленных, общественниками, волонтерами способствуют формированию негативного отношения к украинской власти, которая якобы не хочет договариваться. А известность Савченко – которую сама же Украина и генерировала, – обеспечивает внимание к этому процессу и соответствующий резонанс.
А значит, оказывает давление на Порошенко в том плане, что договариваться надо, если не с самим Путиным, то хотя бы с его «куклами» Захарченко и Плотницким. Если Порошенко поддается – кто как не сама Савченко вырисовывается во главе этого переговорного процесса?
А далее ее возможности вообще безграничны. Не случайно на интервью к журналистам по поводу переговоров с главарями ДНР И ЛНР она вышла в странном головном уборе, которую уже окрестили «гетманской шапкой».
Кстати, в случае, если эта версия – реальность, Савченко может и сама не осознавать, что льет воду на вражескую мельницу. Два года в застенках ФСБ способны сделать с сознанием человека страшные вещи. И цель, признанная этим сознанием благой, может оправдать самые кровавые средства.
В этой связи показателен розыгрыш, который устроили Савченко журналисты одного из украинских проектов расследований. Они связались с ней, представившись людьми Захарченко и предложили посодействовать в открытии в Киеве посольства ДЛНР – то есть обоих террористических образований вместе взятых. Савченко легко пошла на контакт, потом на личную встречу и даже дала свое предварительное согласие.
То ли правда не увидела абсурдности в идее, то ли посчитала ее интересной. Да еще и передала привет лидеру ДНР Захарченко, назвав того Сашей.
Это был бы «троллинг» очень высокого класса, если бы связных потом задержало СБУ, но в службе безопасности об этой встрече ничего не знали. В общем, интересных новостей, в заголовке которых будет фамилия Савченко, из Украины наверняка придет еще немало. Не случайно Юлия Тимошенко, которая, пожалуй, лучше всех в украинском политикуме умеет держать нос по ветру, от Савченко публично уже открестилась. Сказав, что не несет никакой ответственности за действия вчерашней пленницы, поскольку та создаёт свою политическую силу, а, стало быть, к силе, возглавляемой Тимошенко – а это объединение «Батькивщина» - отношения уже не имеет.
Вовремя предать – это не предать, а предвидеть, как известно. Савченко в свое время оказала Тимошенко неоценимую помощь, когда ее лицо со всех билбордов Украины призывало голосовать на парламентских выборах за «Батькивщину». Теперь же имиджу патриотки Тимошенко Надежда становится неудобной, и она решительно с ней прощается.
Важность событий, которые сейчас происходят с участием Савченко для Украинского общества доказывает тот факт, что на фоне их обсуждения, социальные сети едва ли не пропустили еще одну топ-новость. В Украине подорожала водка.
Об этом писали намного меньше, чем о Савченко и ее переговорах с террористами. То ли все наговорились еще тогда, когда повышение только планировалось, то ли вырос градус трезвости, во что, конечно же, не верю. Но факт есть факт – минимальная цена на бутылку «горилки» в Украине поднялась на двадцать местных гривень. Что вполне существенно для украинского среднестатистического кошелька.
Решение многие называют неоправданным, новые цены – завышенными и уличают правительство в желании подзаработать на волне участившихся случаев отравления суррогатным алкоголем. Что ж, возможно, это и так. Но в логике украинской власти в этой ситуации не откажешь – водки, хоть и по новым ценам, народ покупать меньше едва ли станет. Потому что в перипетиях современной украинской политики, как говорят, без бутылки не разберешься.
Андрей Барташов, специально для «Русского базара»
comments (Total: 1)