Не пройтись ли нам по улицам средневекового Иерусалима?
Несбыточная мечта? Вовсе нет! Для этого не стоит ожидать попутную машину времени или, добравшись до вечного города, выискивать на тесных улочках то, что беспощадному времени не удалось разрушить. Да и вообще: не надо ни плыть, ни лететь - наш щедрый в своих поисках и находках Мет, всемирно знаменитый музей Метрополитен, зовёт нас - вот он, Иерусалим! Притом не сегодняшний, а тот, где предавние пращуры наши жили едва ли не тысячелетие тому назад. И даже всесильной генетической памяти не под силу сохранить хоть что-нибудь из того, что видели и чем жили они.
Но вот в залах Мет проросли вещные воспоминания о старом Иерусалиме. Живом!
Как мифический Пигмалион силой любви оживил мраморную Галатею, так и искусствоведы музея показали нам Святой город далёкого прошлого, силой своего всезнания высветив и отобрав лучшие фотоматериалы - картины чудом сохранившихся уголков древнего Града Давидова, старые его, для всего человечества святые места.
Мне приходилось бывать в Иерусалиме, но столь подробно увидеть всё, разумеется, не довелось. Что уж говорить о впечатлении, которое производят многоценные артефакты тех времён, каждый из которых - сокровище. Сокровище старой иудейской культуры, проросшей сквозь века и явственно заявившей о себе в этой экспозиции.
Мой приятель-нумизмат буквально заскрипел зубами, увидев россыпь монет XII-XIII века. А вот такой ценнейший раритет как старинный атлас - собрание географических карт с пояснениями - тоже того времени...
Мастерски, со вкусом выполненные ювелирные украшения (огранка фантастическая), тончайшее, виртуозно разрисованное стекло, посуда в цветовой гамме древнего Египта. И знаменитый кубок, из которого, согласно легенде, пил сам Шарлемань, т.е. Карл Великий, который, правда, жил за два века до его изготовления, но кто там, творя легенды, считается с датами.
А вот и чудо высочайшей духовности: складень XIII столетия - 2 иконы: Богородица со Спасителем и воистину гениальная темпера “Распятие”. Но самой впечатляющей оказалась для меня многозначная керамика - женщина забросила удочку: поймать и обуздать судьбу? Удастся ли?
Да и многим ли это удаётся? Мне - нет.
Был в далёкие те века, с 1000 по1400 годы, Иерусалим городом многонациональным, да и религий там рядом с иудаизмом уживалось немало. Боёв и розни на религиозной почве практически не было, во всяком случае, сведений о них история не донесла. А вот наука и архитектура развивались буйно.
Так же, как и самые разнообразные ремёсла, о чём и свидетельствует нынешняя экспозиция. Многие экспонаты, выполненные, естественно, вручную, просто поражают мастерством тех, кто их изготовил.
Каждый из мастеров, как правило, - и автор идеи, и создатель эскиза.
***
Когда я вошла в соседний зал, то решила, что попала на выставку ранних полотен Караваджо. Но нет. Это большое, в нескольких залах размещённое собрание работ Валентина де Булонь, подражателя - но не будем так уж беспощадны и скажем помягче - последователя Караваджо.
От “первоисточника” живопись Валентина отличает абсолютная статичность. Вот как в интересном по замыслу полотне - “Мучения Святого Варфоломея”: фигура мужественного старика приковывает к себе внимание.
Пример для нас, зачастую рядовые свои болезни возводящих в ранг мучений.
Названный гигантом французского искусства XVII века, де Булонь стал по рисунку и стилистике предшественником таких художников уже века XIX, как Мане и Курбе. Впервые в мире собранные в единую экспозицию 45 полотен Валентина де Булонь могут быть названы экспозицией-монографией, ставшей в искусстве сегодняшнего дня подлинным событием.
***
Всего месяц остался до того дня, когда закроется выставка рисунков Жана-Оноре Фрагонара. Собрание это не случайно назвали экспозицией-триумфатором собранных воедино работ великого художника. Эмоциональные и возведенные чуть ли не к небесам рисунки - и эскизы, и самостоятельные творения - напряжённо драматичны.
Как изобразить вдохновение творца? Фрагонару это удалось. Его виртузно исполненная сангина “Вдохновение художника” гениальна. Не пропустите!
***
Совсем недавно вы могли прочитать в нашей газете о таком примечательном немецком художнике, как Макс Бэкман. Обширнейшая, на двух этажах, выставка его интереснейших, социально острых полотен представлена была в Новых Галереях, музее австрийского и немецкого искусства. Из фашистской Германии, где живопись Бэкмана была причислена к “дегенеративному” искусству, бежал сначала в Голландию. потом в Америку. Выставлялся здесь многократно, , особенно - в Музее современного искусства. Теперь - в Метрополитен. И экспозиция эта являет собой ансамбль лучших работ Бэкмана, включая знаменитый его автопортрет, который называют портретом эпохи. А ещё - портретом экспрессионизма. Рядом - его замечательные (верх психологизма!) женские портреты, ландшафты и излюбленные художником триптихи.
Словом, всё, чем радует нас Мэт, многообразно и значительно. Адрес музея: 1000 5 авеню между 81 и 83 улицами (автобусы 1, 2, 3, 4 до музея и метро - поезда 4, 5, 6 до 86 Street).
Маргарита Шкляревская