Первая поправка в эпоху Дональда Трампа
Будущий президент США Дональд Трамп продолжает резко критиковать американские СМИ, обвиняя их в необъективности, подтасовке фактов и дезинформации. За полтора месяца до инаугурации вражда миллиардера с журналистами достигла точки кипения и руководители некоторых изданий, телеканалов, радиостанций всерьёз подумывают о том, чтобы обвинить Трампа в посягательстве на Первую поправку Конституции, которая, как известно, гарантирует свободу слова (freedom of speech) и свободу прессы (freedom of the press).
Стоит напомнить читателям, что отношения между национальными СМИ и президентской администрацией имеют очень непростую 150-летнюю историю.
Эндрю Джонсон (1865 – 1869) стал первым президентом, давшим интервью частной газете. Он недолюбливал журналистов и прекрасно осознавал их возможности по дискредитации любого политика в стране. Приверженность к демократии, однако, превысила страх за собственную репутацию и именно Джонсон позволил журналистам впервые говорить то, что они считают нужным.
Гровер Кливленд (1893 – 1897) впервые впустил журналистов в Белый дом и даже выделил им небольшую комнатушку в полуподвальном помещении. До этого им приходилось сутками напролёт ночевать возле президентской резиденции и надеяться, что в определённый момент Кливленд соблаговолит к ним выйти.
Франклин Рузвельт (1933 – 1945) начал проводить пресс-конференции в Белом доме и включил эту процедуру в обязанности президента Соединённых Штатов.
Федеральные СМИ вышли на совершенно другой уровень. Именно после Второй мировой войны свобода слова и свобода прессы начали работать по-настоящему. Журналисты получили право критиковать президента и задавать ему неудобные вопросы прямо в лоб.
Особо стоит отметить, что все американские президенты, начиная с Рузвельта и заканчивая Бараком Обамой (2009 – 2017), опасались критики журналистов. Вне зависимости от политической направленности, СМИ критиковали деятельность Конгресса и президентской администрации. Если глава государства делал для страны что-то хорошее, журналисты сдержанно его хвалили. Если же что-то плохое, то спускали на него всех собак. Именно неограниченная власть журналистов привела к тому, что средний рейтинг народной поддержки 13 последних президентов составлял всего 43.4%.
Как только Рузвельт наделил прессу настоящей властью, народ перестал относиться к президенту как к самому влиятельному человеку в стране. Он стал рядовым трудягой, чья главная обязанность – улучшать жизнь простых американцев. Если президент со своими обязанностями не справляется, то народ посредством СМИ скажет о нем все, что думает. В конечном счёте, народный избранник позорно уходит (Ричард Никсон/Билл Клинтон).
К чему я всё это рассказываю. С первых недель вступления в президентскую гонку Трамп стал «наезжать» на журналистов. И делал это злобно и бесцеремонно. До него ещё ни один политик не смешивал с грязью конкретных журналистов. От Трампа досталось Мегун Келли, Кэти Тур, Лестеру Холту и многим другим. Уже тогда Дональд продемонстрировал, что является трусливым неумным человеком. Чтобы держать удары прессы нужно обладать железными нервами, хладнокровием и тонкостью ума.
Более того, Трамп начал игнорировать встречи с неудобными журналистами (преимущественно, леволиберального толка). Он сделал консервативный ресурс Breitbart своим главным рупором и запретил приглашать на пресс-конференции репортёров, задающих каверзные вопросы.
Аналогичным образом себя ведёт в Соединённых Штатах только один политик – это мэр Нью-Йорка Билл ДеБлазио. Если Трамп прячется от левых журналистов, вуалируя свою трусость резкими на них нападками, то градоначальник-социалист всячески избегает правых СМИ. Он боится, что журналисты того же Fox высмеют его на всю Америку за дилетантские коммунистические реформы, отбросившие Нью-Йорк далеко назад.
До президентских выборов существовал ничтожный шанс, что ненависть и нетерпимость Трампа к СМИ – всего лишь хитрый пиар-ход. Однако после оглушительной победы с показателем минус два миллиона голосов эксцентричный миллиардер продолжил свои нападки на журналистов. Он собрал два десятка руководителей СМИ в своём небоскрёбе и начал читать им нотацию. ABC, CBS, CNN, NBC и многим другим медиа-холдингам досталось по первое число за якобы предвзятые предвыборные прогнозы, необъективное освещение политических событий, критику Трампа и т. п.
Ничего подобного в такой демократической стране как Соединённые Штаты ещё не было. Искренне жаль, что представители СМИ не ответили ему должным образом. Даже статус 45-го президента США не позволяет миллиардеру-застройщику разговаривать с журналистами в таком тоне, ибо пресса (не важно, какой идеологической направленности) – это фундамент конституционной Америки, а Трамп – всего лишь нанятый народом на четыре или восемь лет работник.
Лично меня больше всего возмутила критика Трампом политическо-сатирического шоу Saturday Night Live (SNL), где актёр Алек Болдуин, загримированный под Дональда, высмеивает его мимику, жесты, вредные привычки и интеллектуальные способности. Некоторые шутки Болдуина пошлые, однако потешаться над избранным президентом ему позволяет именно Первая поправка Конституции. Точно также SNL и десятки подобных шоу потешались над Биллом Клинтоном, старшим и младшим Бушами и Бараком Обамой. Политическая сатира – это неотъемлемая часть свободного общества, и нетерпимая реакция Трампа на SNL представляет очень большую опасность. Ещё ни один президент США не позволял себе подобного.
Напоследок приведу один простой пример, как запрет политической сатиры уничтожает демократию и превращает президента с рейтингом 40% - 45% в диктатора с рейтингом 86%.
В период с 1994 по 2002 годы на центральном российском телевидении транслировалась передача «Куклы». Все бывшие и действующие политики – от Ленина до Путина – изображались там в виде смешных резиновых кукол. Сценарии к передаче писал легендарный сатирик Виктор Шендерович. Он очень тонко, точно и едко высмеивал всех государственных деятелей, включая Путина, которого сравнивал с Крошкой-Цахесом – ничтожным трусливым уродцем, присваивающим чужие заслуги (повесть немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана).
Запрет «Кукол» стал первым этапом закручивания гаек и превращения России в диктаторское государство. После исчезновения передачи быстро закрылись все свободным СМИ. На телевидение пришла государственная пропаганда. Путин превратился в царя и бога, хотя на деле остался тем самым трусливым Крошкой-Цахесом.
Хочется надеяться, что Трампу не удастся ограничить свободу слова в Соединённых Штатах, хотя постоянные нападки будущего президента на СМИ – очень плохой знак. По-настоящему достойные политики должны к прессе прислушиваться, ибо написанное, сказанное и показанное журналистами – лучшее отражение действительности.
Евгений Новицкий
comments (Total: 25)
Трампу хочеться быть как Путину царем , чтоб ему все кланялись и все только хвалили его даже наперед. И если ему удасться всех нагнуть то Америка will be good только для Трампа и его олигархов.
Ложь!!! Американская история знает президентов которые сажали журналистов за критику в собственный адрес. Так второй президент США, Джон Адамс протолкнул в Конгрессе и подписал т.н Sedition Act, по которому за критику президента можно было схлопотать 18 месяцев тюрьмы. Столь любимый современными либералами, Абрам Линкольн пользуясь гражданской войной, вообще сажал без суда и следствия всех кто посмел критиковать президента и его агрессию против южных штатов. При Вилсоне и Рузвельте, большинство журналистов боялись освещать президентов в невыгодном для них свете. Обыватели не знали что Вилсон последний год своего президенства был разбит параличом, а инвалид Рузвельт не мог ходить. Сегодня теже либерасты которые боготворят вышеперечисленную президентскую братию, ненавидят Буша и Трампа называя их фашистами. Вот когда Трамп начнет сажать журналистов аки Абрам Линкольн или Адамс, вот тогда можно будет его обвинить в попрании Первой Поправки, а пока STFU. Тем более что многие леволиберальные журналисты сами неоднократно призывали запретить hatespeech, как на жаргоне либералов называется любая критика левых взглядов.
Трамп решил поиграть в маленького Путина и ввести цензуру? Окей, но только в таком случае Great Again в отношении Америки исключен на 100%