История одного взяточника
Окружной суд центрального округа штата Калифорния поставил точку в громком уголовном деле 68-летнего Даниэла Эспехо Амоса (Daniel Espejo Amos) – бывшего работника Службы гражданства и иммиграции (USCIS). Он признан в преступном сговоре/получении взяток и отправлен в федеральную тюрьму на 33 месяца. Уникальность дела Амоса заключается в том, что иммиграционные офицеры крайне редко попадают в исправительные учреждения Соединённых Штатов. Каждый подобный случай – несмываемый позор для Департамента внутренней безопасности (DHS), который делает всё возможное для минимального привлечения внимания прессы к судебному процессу (в СМИ даже не просочилась фотография обвиняемого).
Преступная схема, придуманная Амосом, оказалась настолько дерзкой и наглой, что поначалу прокуратура чуть не довела количество пунктов обвинений до пожизненного заключения. Бывшего служащего USCIS спасла исключительно профессиональная команда адвокатов, а также семья и пенсионный возраст.
Итак, в калифорнийском офисе USCIS Амос занимался обработкой документов на гражданство. Он также проводил собеседования с иммигрантами, принимал натурализационные экзамены и тестировал владельцев грин-карт на знание английского языка.
Несмотря на хорошую заработную плату в районе $75 тысяч и массу государственных бенефитов, Амос решил подзаработать на стороне. Он разработал хитрую схему получения нелегальными иммигрантами гражданства США, минуя визы, грин-карты, а также многочисленные проверки (отпечатки пальцев, фотографирование и т. п.).
Схема работала следующим образом.
Нелегал переходил границу с Мексикой, потом выходил на посредников, работающих непосредственно с Амосом, платил кругленькую сумму наличными и в назначенный день приходил сдавать экзамен на гражданство США.
Надо сказать, что натурализация – самый лёгкий процесс в длинной цепочке иммиграционных процедур. В день экзамена офицер сверяет самые простые биографические данные иммигранта, берёт несколько фотографий, а также задаёт примитивные вопросы вроде названия любого американского штата, граничащего с Канадой.
Документы передаются в натурализационный офис и заявителя через 2 – 3 месяца вызывают на присягу, где вручают сертификат о гражданстве Соединённых Штатов.
Амос быстро понял, что является последней инстанцией и проверять его клиентов заново никто не будет.
Офицер, однако, не подозревал о стоимости подобной мошеннической услуги на подпольном иммиграционном рынке.
Для сравнения: цена фиктивного брака с правом получения гражданства США через три года в настоящее время варьируется в районе от $15 до $45 тысяч. «Мгновенная» же натурализация могла бы потянуть на $100 - $150 тысяч в среде зажиточных нелегалов из Мексики, Сальвадора, Гондураса и других стран.
Иммиграционный офицер оценил свои услуги более чем скоромно – от $500 до $1.500 за одного человека. После нескольких успешных дел, Амос получил «широкую известность в узких кругах» нелегальных иммигрантов Калифорнии. Численность потенциальных клиентов превышала несколько тысяч, но служащий USCIS за деньгами не гнался и принимал в лучшем случае одного «будущего гражданина» в день.
За небольшие деньги Амос оказывал исключительный сервис.
В одном случае, например, к нему пришёл нелегал, который перешёл границу несколько суток назад. Клиент вообще не знал ни одного слова по-английски и понимал исключительно испанский.
Чтобы не вызывать подозрений коллег, Амос распечатал десять ответов на десять вопросов, которые собирался задать, и передал их нелегалу за несколько часов до собеседования.
Претендент на гражданство США выучил их наизусть и поочерёдно произносил по одному слову после каждой услышанной фразы, смысла которой даже не понимал.
В общей сложности через Амоса за несколько лет прошли 60 нелегалов, которые заплатили ему $53 тысячи наличными. Общая сумма, уплаченная за нелегальное американское гражданство, держится следствием втайне. Скорее всего, она исчисляется сотнями тысяч долларов, если не миллионами.
Посредники между нелегалами и коррумпированным офицером USCIS, естественно, заработали больше всех.
Задержать 68-летнего Даниэла Эспехо Амоса удалось благодаря конфиденциальным процедурам DHS, который время от времени сравнивает базы данных обладателей виз, с базами обладателей грин-карт и гражданства США. Если компьютерная программа выявляет какие-либо неточности в иммиграционных делах, то они пересматриваются работниками специального подразделения USCIS.
В случае с Амосом получилось, что 60 новоиспечённых американцев в буквальном смысле появились ниоткуда. У них были сертификаты о натурализации и паспорта, но не было ни отпечатков пальцев, ни биографических данных, ни даже отметок о легальном въезде на территорию США.
Теперь все эти «американцы» будут лишены гражданства, предстанут перед судом (до 5 лет в федеральной тюрьме и штраф в размере до $250 тысяч), а потом отправятся в наручниках в родные страны без права когда-либо въезжать на территорию Соединённых Штатов.
Что касается Амоса, который сможет подать на условно-досрочное освобождение уже через 22 месяца, то его история является ещё одним примером нашей несовершенной иммиграционной системы.
Спрашивается, если паспорт США в обход всех официальных процедур может получить даже нелегал, перешедший границу, то о какой национальной безопасности может идти речь?..
Евгений Новицкий