Ящик “Бандеры” для “братских” народов

В мире
№35 (1062)

Миф о братстве российского и украинского народов, так успешно насаживаемый советской идеологией многие десятилетия, в последние пару лет трещит по швам и расползается как гнилая ткань. И это неудивительно: за считанные месяцы украинцам и россиянам довелось пережить такое, чего не  довелось испытать другим, менее “братским” народам.

Впрочем, что взять с советской идеологии: объединив под “серпасто-молоткастым” знаменем пятнадцать республик, тогдашние вожди ничтоже сумняшеся объявили “братьями” узбека и белоруса, молдованина и грузина. Сам Бог велел побрататься и более близким исторически и этнически украинцам и россиянам. Да вот незадача: новейшая история внесла настолько кардинальные коррективы в этот процесс, что нынче даже кровные братья, которым довелось оказаться по разные стороны украинско-российской границы,  больше знать друг друга не хотят.

Как это могло получиться в такой смехотворный по историческим меркам срок? Давайте подумаем вместе. 

Сразу хочу сказать: лично я считаю, что русские и украинцы никогда не были братьями. Это абсолютно разные народы, с разными характерами, историей, стремлениями и психологической парадигмой.

Не буду приводить примеры вроде возникновения Киевской Руси и свидетельств из “песни Нибелунгов” -  в интернете масса материалов на эту тему,  и только ленивый еще их не читал.

Как филолог скажу только, что вся разница между украинцами и россиянами сразу становится видна, если сравнить украинский и русский языки. Проследить этимологию слов и выражений, сравнить количество заимствований и так далее.  Но заниматься этим сейчас также не буду, дабы не утомлять читателя. Скажу лишь, что, по моему скромному мнению, - которое, впрочем, подтверждает масса заслуженных историков,  - русские и украинцы, живя бок о бок, не столько братствовали, сколько враждовали между собой.

 Однако после распада “империи зла” и судьбоносных подписей, поставленных в Беловежской пуще, у двух народов, казалось бы, вполне могла начаться новая история.

И правда, унаследовав в качестве преемника СССР огромные территории и ресурсы, Россия вряд ли имела причины высказывать претензии к сравнительно небольшой Украине, которая, будучи некогда  всесоюзной житницей, теперь стала житницей самостоятельной. 

После распада “совка” молодым самостоятельным государствам пришлось выживать в прямом смысле этого слова. Девяностые не были сладкими ни для одной из стран бывшего Союза.

В силу исторических причин и экономических законов накопления и сохранения капитала, и россияне из глубинки, и украинцы отовсюду ездили на заработки в Москву. Белокаменная принимала всех, и даже введенных позднее для украинцев девяноста дней  пребывания хватало для нехитрого бизнеса и поддержания штанов на должном уровне. При этом россияне периодически давали понять, что не забыли о своем “братском старшинстве”, а украинцы гордились своей обретенной независимостью, как наибольшей ценностью.

Но, как ни крути, а рубль почти всегда считался более твердой валютой, чем гривня, да и пенсии с государственными зарплатами в России были побольше. Этих критериев, увы, для немалого числа жителей Украины оказалось достаточно, чтобы и вправду увидеть в России старшего братца.

Вообще, говоря о национальной самоидентификации жителей берегов Днепра и Волги, нельзя упускать тот факт, что власти независимой Украины ну никак не старались дать гражданам своей страны возможность почувствовать, кто они и откуда. Украинский язык присутствовал в жизни государства как-то робко, история Украины хоть и изучалась в школах, но очень поверхностно, а что  же такое патриотизм толком вообще мало кто понимал.

Россияне оказались в этой ситуации в более выигрышном положении. Унаследовав право преемника СССР, страна воспользовалась и советским национальным сознанием - разве что модернизировав его путем открытия свободных рынков и разрешив народу покупать мерседесы и гуччи - разумеется, тем, у кого были на это деньги.

Неудивительно, что в такой ситуации комплекс сверхдержавы у России рос, как грибы после дождя, а соседи-украинцы вскоре начали восприниматься в сознании многих россиян как сирые да убогие. Которых вначале жалко, потом хочется возвысить, потом они раздражают, а уж потом... но об этом немного позже.

В принципе, о вражде как таковой в тот период говорить не приходится. Возможно, была зависть, было некое соперничество, но ненависти - не было. До последних “двух лет назад”.

Мне лично не раз доводилось бывать в России и по работе, и на отдыхе, и если и были какие-то комментарии по поводу моего украинского происхождения, то скорее шуточные и беззлобные. Все резко изменилось, когда начала работать машина пропаганды.

Маховик ее однажды поднялся на такую высоту, упав с которой, не может остановиться до сих пор. Механизм набирает обороты, а горючее для этого двигателя, как правило, ложь, лжесвидетельства и “фейки”. 

Как пошутил мой украинский коллега - “Путин открыл ящик Бандеры”. И полезли из этого ящика беды, невзгоды, войны и ненависть.

Вообще, идея о спасении “братского” народа от бандеровцев - до сих пор, кстати, среди россиян мало кто понимает значение этого слова, - в отрыве от действительности едва ли не гениальная.

Действительно, чего уж проще: взять из истории противоречивый персонаж, “заострить” нужные его качества, и экстраполировать его на всю нацию. А заодно и прилепить еще один более понятный ярлык - “фашист”. Это чтобы уж наверняка.

На фоне таких “вводных” бывшие старшие “братья” уже смело выставляют претензии к “братьям” младшим:

“Как вы могли?”

“За что вы нас так ненавидите?”

“Мы же столько пережили вместе!”.

А потом на украинский Донбасс идут “гумконвои” из России, наводняя край российским оружием, которое, по циничному объяснению Москвы, “можно купить в военторге”.

А потом моя родная тетка звонит из России моей маме - своей родной сестре - и абсолютно серьезно заявляет:

“Мы вам опять отправили гуманитарку и из-за этого у нас на базаре все подорожало”.

И люди, не имеющие ни малейшего представления о том, кто такой Степан Бандера, продолжают рядить всех украинцев в “бандеровцы” и “правосеки”. Масла в огонь не устает подливать телевидение - истории о распятых мальчиках и изнасилованных беременных старушках чем нелепее, тем воспринимаются с большим доверием.

По данным социсследования, которые на днях обнародовал Российский “Левада-Центр”, к украинцам плохо относятся 58 процентов россиян. Для сравнения: к США и ЕС - 66 и 61 соответственно. То есть в сознании россиянина образ врага-американца, воспитываемый еще со времен холодной войны, дополнился теперь соседом-украинцем.

Который, если  тебе еще ничего плохого не сделал, то наверняка уже задумал.

В свою очередь, украинцы тоже начинают ненавидеть Россиян. За “заблудившихся” земляков с автоматами в зоне АТО. За видео в соцсетях, на котором над украинскими пленными солдатами измываются люди с бурятскими лицами.

Наконец, за Путинское высказывание “украинского народа не существует, украинцы и россияне - это один народ.

“Легенда” об одном народе легко вплетается в канву общей политики России, которую ведет в последнее время в отношении Украины Путин.

Свеженькое из интернета: телефонные  переговоры его советника Сергея Глазьева с теми, кто два года назад разжигал в Украине войну, захватывал органы власти и готовил ситуацию ко вводу российских войск. С благородной целью защитить единый народ от бандеровцев.

Сценарий сработал только в Крыму, Луганске и Донецке. Но мог сработать в Одессе, Харькове и других городах.  Подкуп, диверсии, прямая агрессия - вот главные методы ведения этой “братской” операции под названием “Новороссия”.

Немудрено, что для многих патриотично настроенных украинцев ненависть к россиянам стала едва ли не обязательной составляющей этого самого патриотизма. Хотя грань между понятиями патриотизм, национализм и шовинизм весьма призрачна и зыбка. Особенно в условиях гибридной войны. Когда соцсети и свои же родственники с “промытыми мозгами” могут нанести ущерба больше, чем боевые снаряды.

В восточной культуре есть такое понятие: разжигать ненависть - все равно, что сеять зубы дракона. Из каждого вырастет новый дракон, который пожрет всех вокруг.

Увы, этого, очевидно, не понимают нынешние власть предержащие. Сталкивая лбами людей, пусть не братьев, но соседей и в чем-то похожих, в Кремле, например, не понимают, что гражданская война в Украине легко может перемахнуть за кордон и превратиться в российскую  гражданскую войну.

А люди, которым вложили ненависть в  сердца посредством информационных технологий, в одночасье могут прозреть и обратить свой гнев за обман против своего же повелителя.

История изобилует подобными фактами. Но не обращать внимания на историю, похоже, еще одна примета нового времени.

Андрей Барташов


comments (Total: 11)

Автор, вы то точно близко не стоял к Русскому или Украинскому народу. Прежде чем писать,почитай элементарную историю. Узнаешь что Русский народ начинался в Киевской Руси и только во времена Киевского князя Юрия который правил в Ярославле появилась Москва.Не понимаю для чего вы так старательно вбиваете клин между нами.Ведь если мы начнём драться, то в первую очередь попадёт вам с двух сторон.(Напоминаю в т.н.Чёрной сотне состояли уроды и из Русских и из Украинцев).

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir