Миллион потенциально депортированных
Америка
В Соединённых Штатах находится свыше 925 тысяч нелегальных иммигрантов, приговорённых к депортации в судебном порядке (final order of removal), но проигнорировавших это решение. Такую любопытную статистику опубликовал Юридический комитет Сената (Senate Judiciary Committee).
Эти цифры ещё раз подтверждают полную бесполезность судебно-иммиграционного механизма, который при президенте Бараке Обаме стал работать ещё хуже, чем при Джордже Буше-младшем. Законы игнорируются всеми составляющими депортационного процесса: судьями, прокурорами, обвиняемыми, а также сотрудниками Управления по осуществлению таможенных и иммиграционных законов (ICE).
38-летний Хорхе Салас – типичный нелегал, который по всем юридическим документам должен находится в родной Мексике. В марте 2014-го власти Техаса в пятый раз задержали его за наркоторговлю и приговорили к 24 месяцам тюрьмы. В марте 2015-го он освободился за хорошее поведение, но сразу же попал в депортационную тюрьму. Судья принял решение выдворить неблагонадёжного Саласа из страны.
«Через 30 дней вас не должно быть в США, - сказал судья, вручив Саласу копию final order of removal. – Вы должны уехать в добровольном порядке. Я не буду заключать вас под стражу и надеюсь на ваше благоразумие».
Салас переехал в Аризону, женился, и живёт там припеваючи уже больше года. Его никто не ищет, поскольку он никому не интересен.
Аналогичных «потенциально депортированных» нелегалов в США, повторюсь, 925 тысяч человек. Это больше, чем когда-либо в американской истории.
«Нелегальные иммигранты ничего не боятся и вседозволенность развязывает им руки, - говорит Рой Анкердо, бывший надсмотрщик в депортационном центре Тусона (Аризона). – Они могут просрочить визу, совершить преступление, попытаться получить политическое убежище мошенническим путем, вступить в фиктивный брак. Худшим развитием событий для них станет ордер о депортации, который превратился в бесполезную бумажку. ».
Ситуация действительно парадоксальная. Юридически final order of removal имеет такую же силу, как и любой другой документ, выписанный уголовным судом. Например, ордер, запрещающий приближаться к жертвам преступления (Restraining Order/Protection Order). Однако в реальности ордер о депортации обладает исключительно психологическим эффектом – запугать нелегала и заставить его лично купить билет на самолёт или автобус.
Сегодня с действующими ордерами о депортации в Соединённых Штатах проживают 187.384 мексиканцев, 159.509 сальвадорцев, 120.118 гондурасцев и 99.201 гватемальцев. Точных данных о выходцах из бывшего Совестного Союза не существует, однако правозащитники утверждают, что не менее 13 тысяч «наших» живут со статусом final order of removal.
«Каждый пятый житель с ордером о депортации имеет судимость в Соединённых Штатах и примерно от 30% до 70% представителей данной категории вновь совершают преступления, - отмечает Джессика Вон, директор Центра иммиграционных исследований (Center for Immigration Studies). – Это прямая угроза нашей безопасности, но правительство неспособно защитить своих граждан».
Шансы приговорённых к депортации попасть в тюрьму во время стандартных рейдов и проверок не превышают 0.7%. ICE и другие правоохранительные структуры крайне редко охотятся за нелегалами, проигнорировавшими final order of removal. Поэтому даже убийцы, насильники, грабители и наркоторговцы чувствуют себя спокойно - никому до них нет дела.
Немаловажно сказать, что нынешнее иммиграционное законодательство позволяет нелегалам снять ордер о депортации и получить грин-карту/гражданство. Для этого, однако, им необходимы прочные родственные связи.
В частности, муж, жена и дети, готовые стоять за своего члена семьи в суде. Именно им придётся долго доказывать, что обладатель final order of removal никакой не преступник, а благонадёжный житель Соединённых Штатов. Который когда-то давно «оступился».
Получается совершенно парадоксальная ситуация. С одной стороны, оставшийся в США человек с ордером на депортацию – преступник вдвойне. Он не только совершил преступление, наказанием за которое стало выдворение, но и нарушил судебное постановление (final order of removal). Закон предусматривает для таких рецидивистов арест, тюремный срок и принудительную депортацию (в наручниках из дверей депортационного центра).
С другой стороны, чем дольше нелегал с final order of removal живёт в стране, тем благороднее становится его образ.
Согласно иммиграционной статистике, успешнее всего пытаться снять ордер о депортации в судебном порядке после 10 лет нелегального проживания в Штатах.
При таком раскладе судьи сначала возмущаются и спрашивают, почему нелегал не покинул Америку ещё в 2006-м, однако потом обязательно интересуются, чем приговорённый к депортации занимался последние 10 лет.
Здесь у обладателя final order of removal появляется шанс рассказать о своём трудолюбии и уважении к закону.
Так или иначе, 925 тысяч нелегалов с final order of removal сегодня ждут только одного события – победы Хиллари Клинтон 8 ноября 2016 года.
Если бывшая первая леди и госсекретарь всё-таки станет президентом, то миллион бывших (а возможно и действующих) уголовников получат столь желанный вид на жительство в Соединённых Штатах.
Евгений Новицкий