Сирия: что затевают Россия и Иран?
В мире
На фоне продолжающихся неудач Асада и его союзников на поле боя в последние дни все больше создается впечатление, что в Сирии затевается что-то крупное.
Затевается, по всей видимости, Россией и Ираном. Об этом свидетельствуют несколько косвенных признаков.
Так, в минувший четверг в Тегеран неожиданно прибыл министр обороны РФ Сергей Шойгу, чтобы встретиться с иранским и сирийским коллегами. А на этой неделе Шойгу посетил российский контингент в Сирии, а также встретился с Башаром Асадом.
Во время его пребывания в Хмеймим, где базируется российская авиагруппа, в кадры репортажа телекомпании ‘’Раша тудэй’’ попали подвешенные под фюзеляжем бомбардировщика 500-килограммовые кассетные зажигательные бомбы. В дальнейшем этот кадр был вырезан из репортажа, но когда на это обратили внимание, его все же вернули.
Здесь стоит внести ясность: большинство стран мира подписали конвенцию о неприменении кассетных боеприпасов, однако Россия, как, впрочем, США и Израиль, в число этих стран не входит. Т.е. формально ничего незаконного в использовании таких бомб российскими военными нет. Но, видимо, неловкость все-таки присутствует, не зря же официальный представитель МО РФ генерал Конашенков отвергал в прошлом году факт использования кассетных бомб россиянами в Сирии, хотя все признаки этого были налицо.
В последние дни ‘’кассетная’’ активность российских летчиков буквально зашкаливает, причем ударам, в том числе и зажигательными бомбами такого рода, подвергаются даже населенные пункты, не покинутые мирными гражданами. Подобные случаи вполне могут быть расценены как военные преступления, мало того, использование при таких обстоятельствах зажигательных кассетных бомб противоречит обязательствам, взятым на себя Россией.
Однако поездками главы российского МО и массовым применением бомбовых кассет дело не ограничилось.
Так, 20 июня начальник генштаба российской армии Валерий Герасимов заявил: ‘’Терпение по отношению к ситуации в Сирии у нас заканчивается’’.
Ранее, 16 июня, россияне, вопреки собственным заявлениям, всегда предпочитавшие бомбить различные повстанческие группировки, а не ИГ, совершили беспрецедентный даже по их меркам шаг: Су-34 отбомбились по позициям группировки ‘’Новая сирийская армия’’ (НСА) в пустынном районе аль-Танфе в районе стыка сирийской иорданской и иракской границ. Беспрецедентный по той причине, что это группа, позиции которой расположены на огромном удалении от асадитов, не только не является исламистской, но и воюет исключительно с ИГ.
И, самое главное, речь идет не о спонтанно образовавшемся повстанческом отряде, а о группе, вооруженной и обученной США на территории Иордании для борьбы с ИГ. Иорданские, американские, английские силы, как наземные, так и воздушные, оказывают НСА непосредственную поддержку.
И вот когда на других участках сирийской войны фронт буквально сыплется, Су-34 дважды проделали путь в сотни километров для того чтобы нанести удар именно по этой откровенно проамериканской группе (а других там нет и в помине). Причем второй вылет был сделан уже после американских увещеваний по радио и после того, как истребители F-18 американского флота, прилетевшие защитить подшефных, покинули район для дозаправки.
Оправдания - мол, виноваты американцы, которые никак не определятся, кто - легитимная оппозиция, а кто - исламские террористы, в данном случае выглядели совершенно нелепо, т.к. каждому, кто хотя бы мало-мальски знаком с сирийской войной, отлично известно, что за группировка НСА и в каком районе она действует.
Гнев Вашингтона, а также Аммана, был велик, однако, о практических шагах против России пока ничего неизвестно. Судя по всему, нерешительность Обамы, плюс тот факт, что он завершает каденцию, придают Москве и Тегерану смелости. Тем более что ‘’перемирие’’ в Сирии оказалось блефом, обернувшимся совсем не в пользу Асада.
То же самое можно сказать и насчет мартовских заявлений Кремля о выводе войск (по сути фиктивном) и ‘’выполнении основных задач, первоначально поставленных перед российской группировкой в Сирии’’. С тех пор дела пошли плохо. Россияне успели гораздо активнее втянуться в наземную операцию и стали нести все большие потери, а воздушная ударная группировка снова стала наращиваться. На данный момент она состоит как минимум из 28 самолетов, а также многочисленных боевых вертолетов.
Что касается неудач Асада, то, наряду с мелкими успехами повстанцев в районе Дамаска и севера Латакии, очередной за последние недели удар они нанесли южнее города Алеппо. И снова действующим здесь иранцам, а также их иностранным наемникам и боевикам ‘’Хизбаллы’’ в ходе тяжелых боев, продолжавшихся несколько дней, было нанесено серьезное локальное поражение. Одна лишь ‘’Хизбалла’’, чьи люди в срочном порядке были брошены закрывать брешь, признала, что потеряла убитыми свыше 30 человек.
На данный момент повстанцы вернули уже более трети территории на юге от города Алеппо, занятой иранско-шиитской группировкой в ходе осенне-зимнего наступления, которое стало, пожалуй, главным успехом проасадовских сил с момента масштабного вмешательства России и Ирана в войну.
Однако наиболее забавным провалом выглядит начатое чуть более двух недель назад широко распропагандированное наступление ударных сил сирийской армии в компании с многочисленными российскими советниками (и отнюдь не только ими) на Ракку, столицу ИГ.
В своей статье, посвященной этому событию, я выражал недоумение по поводу заявленной цели, а также целесообразности этого странного маневра на многие десятки километров вдоль пустынной дороги, пролегающей по вражеской территории. Судя по всему, реальной целью похода была все же не Ракка, а захваченная ИГовцами авиабаза Табка. На этой неделе ИГовцы нанесли по растянутым на десятки километров порядкам асадитов и их советников серию своих фирменных фланговых и лобовых ударов с применением ‘’шахидмобилей’’ - начиненных взрывчаткой и обшитых броней машин. Не помогла и российская авиация. Основные силы, понеся потери, обратились в бегство и оказались отброшены на десятки километров от точки максимального продвижения. Полностью пошло прахом это ‘’эпическое’’ наступление или провал носит в большей степени символический характер, а реальные потери не так уж велики, покажет ближайшее время, т.е. видеоотчеты победителей.
Кстати, 18 июня в Интернет был выложен любопытнейший даже по меркам этой войны видеоролик. Со стороны асадитов во всех подробностях была запечатлена атака ‘’шахидмобиля’’ на совместную боевую группу сирийцев и россиян, среди прочего имевших в своем распоряжении танк и 23-мм пушку. Огонь из этих и других стволов, в том числе и в упор, ни к чему не привел, и смертник успешно самоликвидировался в боевых порядках противника.
Судя по всему, как раз в этом эпизоде и погиб российский морской пехотинец Андрей Тимошенков. Правда, признание российским МО гибели бойца, который, надо отдать ему должное, до конца вел огонь из автомата и не убежал, носило особый характер и последовало лишь после того как данный ролик стал хитом Интернета, а в социальных сетях стали распространяться слухи о смерти солдата.
Дословно было заявлено, что Тимошенков охранял гуманитарный конвой российского Центра по примирению, когда к месту раздачи гуманитарной помощи населению попытался прорваться смертник. Боец остановил его машину огнем из стрелкового оружия, но сам погиб при взрыве.
Если речь идет о попавшем на видео случае, а вероятность этого очень и очень велика, то становится очевидно, что это не более чем очередной откровенный вымысел. Никаким гуманитарным конвоем и раздачей помощи там и не пахло, шла обыкновенная военная операция проасадовских сил, в рамках которой противник контратаковал, а погибший солдат хоть и пытался, но не смог остановить смертника огнем. Но страсть к героизации и мифотворчеству неистребима. К тому же, видимо, совсем не хочется признавать факт хотя и ограниченной, но наземной операции.
Судя по всему, в российском министерстве обороны считают ‘’успешную защиту гуманитарного конвоя ценой героической смерти’’ гораздо более привлекательным вариантом с точки зрения пропаганды, чем то, как это было на самом деле.
“Новости недели”