Нет человека – нет проблемы?
Америка
В подавляющем большинстве американских штатов резко увеличилось количество заключённых. Судьи и прокуроры игнорируют предписание правительства Обамы приговаривать осуждённых к альтернативным методам наказания (исправительные работы, штрафы, домашний арест, ношение электронного браслета), заполняя ими федеральные и штатные тюрьмы. Изоляция, по мнению служителей закона, остаётся лучшим способом наказания и гарантией общественной безопасности.
Эксперты аналитического центра Prison Policy Initiative рассмотрели каждый отдельный американский штат как отдельное государство и составили мировой список стран с самой большой концентрацией заключённых на 100 тысяч человек. 32 первых строчки заняли американские штаты, а на 33-й расположился Туркменистан – одна из самых тоталитарных стран на планете с невероятно жестокими законами и забитыми до отказа тюрьмами и исправительными колониями.
Худшим местом на земле сегодня является Вашингтон, округ Колумбия. На каждые 100 тысяч местных жителей здесь начитывается 1.196 заключённых.
На втором месте – Луизиана (1.143), на третьем – Джорджия (1.004).
Трудно в это поверить, но даже в садовом штате Нью-Джерси (441) рейтинг изолированных от общества преступников выше, чем в африканской Руанде (434)
.
Штаты с самым мягким правосудием – Вермонт (347) и Массачусетс (330) – всё равно уступают по показателям концентрации узников криминальной Бразилии (307) и тоталитарной Белоруссии (306).
«Если бы мне дали отчёты с указанием количества заключённых, но не назвали страны, где они находятся, то я бы подумал, что речь идёт о гитлеровской Германии, сталинском СССР или Камбодже эпохи Пола Пота, - говорит Тэд Шеридан, борец за права заключённых. – В цивилизованном и гуманном государстве не может быть такой удручающей статистики».
Ситуация действительно парадоксальная.
Большое количество заключённых в мире – следствие нарушения прав человека, нищеты, большого количества убийств, правительственной коррупции и диктатуры. С точки зрения количества заключённых на 100 тысяч жителей это правило применимо ко всем странам мира. В частности, к Туркменистану, Сальвадору, Кубе, Тайланду, России, Руанде, Панаме и Коста-Рике. Исключение из правил составляют только Соединённые Штаты. Это государство считается самым свободным и процветающим в мире, однако отправляет своих граждан в тюрьмы сотнями тысяч.
Если сравнить Америку с цивилизованными европейскими государствами, то разрыв окажется ещё более существенным. В среднем, в Соединённых Штатах насчитывается 693 заключённых на 100 тысяч жителей.
Для сравнения: в Англии – 145, Франции – 99, Норвегии – 70, Дании – 61.
Рэм Джонсон, проработавший в пенитенциарной системе более 50 лет, объясняет происходящее психологией законопослушных американцев.
«У американцев другая психология и другой менталитет, - утверждает Джонсон. – Если человек становится жертвой ограбления, то меньше всего он задумывается об исправлении грабителя. Жертва хочет как можно скорее забыть пережитое. Для этого необходимо, чтобы преступник больше никогда не попадался ей на глаза, и для этого он отправляется в тюрьму...»
Психолог-криминалист Фред Брайнстон приводит другой пример.
Он сравнивает статистику изнасилований на 100 тысяч человек в престижном районе Калифорнии и в одном из криминальных гетто Миссисипи. 98.3% калифорнийских насильников отправились за решётку, потому что инциденты крайне возмутили местное население. В гетто меньше 40% уголовных дел были доведены до суда и только каждый пятый насильник сел в тюрьму.
«Чем богаче и культурнее комьюнити, тем меньше она желает подвергать себя риску, - говорит Брайнстон. – В процветающих районах, маленьких городках и графствах полицейские, прокуроры и судьи работают очень слаженно и редко дают преступникам второй шанс. В неблагополучных регионах, где большинство живёт по криминальным законам, показатели отправок в тюрьмы ниже. Здесь преступления являются неотъемлемой частью образа жизни».
Получается, что правоохранительная и пенитенциарная системы очень предвзяты. Суды отправляют людей в тюрьмы вовсе не в исправительных целях. Они попросту хотят изолировать от них законопослушное население. Правило «нет человека – нет проблем» в Америке действует безотказно.
Любопытно, что, согласно статистике, получить тюремный срок в мегаполисе гораздо сложнее, чем в глубинке страны. Например, рядовой бруклинский прокурор рассматривает ежедневно от 40 до 70 уголовных дел и только 1 – 2 заканчивается отправкой за решётку.
Здесь немаловажен такой фактор как загруженность прокурора. Приговорить человека к условному наказанию, ношению браслета или исправительным работам можно за 7 – 8 минут. Тюремный приговор требует минимум одного часа времени.
В глубинке страны всё иначе. В той же Луизиане или Джорджии некоторые судьи рассматривают всего по 3 – 4 дела в неделю и подавляющее большинство приговоров оборачивается тюремным сроком.
Например, если в Нью-Йорке человека за мочеиспускание в общественном месте даже не арестуют, то в каком-нибудь белом христианском городке юга он получит минимум 10 суток ареста. При этом консервативные судьи даже слушать не хотят об альтернативных наказаниях. Домашние аресты и браслеты слежения для них – непозволительная роскошь. Если человек сбежит из-под домашнего ареста, то вынесший такой либеральный приговор судья будет опозорен.
По мнению экспертов, анонсированная три года назад президентом Обамой реформа по разгрузке тюрем может быть частично реализована только на одном проценте территории страны. В основном, в крупных городах вроде Нью-Йорка, Майами, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и т. п. Вся остальная Америка продолжит практику отправки преступников за решётку.
«Декриминализация преступлений и смягчение уголовных наказаний – это путь в никуда, - считает техасский судья в отставке Митт Торрес. – человеческая природа не меняется. Чем мягче мы относимся к преступникам, тем больше преступлений они будут совершать. В изоляции людей от общества нет ничего хорошего. Однако это единственный эффективный способ наказания. Это ярко демонстрирует пятивековая история нашей страны».
Торрес частично прав. Преступившие закон в большинстве своём исправляются очень редко и чересчур мягкие наказания могут быть истолкованы ими как прощение за совершённые преступления. В основе любого наказания должен лежать психологический и/или физический дискомфорт. Поскольку пытки ушли в прошлое, изоляция остаётся единственным доступным методом наказания. Тюрьма, как ни крути, является самым гуманным и безопасным способом покарать злодея и обезопасить от него законопослушных американцев.
Евгений Новицкий