Валютные головные боли
В мире
Удивленный Никанор Иванович вытаращил глаза, а конферансье, закрывшись рукою от света рампы, нашел его взором среди сидящих и ласково поманил пальцем на сцену. И Никанор Иванович, не помня как, оказался на сцене.
— Ну-с, Никанор Иванович, покажите нам пример, — задушевно заговорил молодой артист, — и сдавайте валюту.
В последнее время в печати и на разных сетевых ресурсах, предназначенных для обмена информацией и выплеска эмоций, активно обсуждается ситуация с присвоением некоторым из нас титула «валютный резидент Российской Федерации». Особый интерес к теме наблюдается у граждан РФ, проживающих в других странах. Сведения в сети самые противоречивые, разброс эмоций – от «авось пронесет» и «нас это не касается» до истерических воплей. Ну что, давайте попробуем разобраться с ситуацией.
Само слово «резидент» в привычном для рожденных в СССР понимании окутано этаким шпионским флером – литература нашего с вами детства постаралась. Однако речь идет не о жутко тайных и глубоко секретных агентах, чье пребывание вне РФ сопровождается обязанностью смотреть в оба, мотать на ус и вовремя докладывать куда следует. В рассматриваемом случае нам интересна формулировка Закона России «О валютном регулировании и валютном контроле», определяющая статус физического лица (то есть, самого наиобыкновеннейшего человека) – валютного резидента в интересах органов, бдящих за своевременным и непрерывным заполнением государственного кармана.
Итак, согласно букве закона, валютные резиденты – это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Далее в законе говорится еще и о иностранцах, легально проживающих в России, но речь о них мы здесь вести не будем.
Итак, из закона следует, что те из нас, кто имеет российское гражданство, но более календарного года в России не появлялся, валютными резидентами не являются и могут ни о чем не беспокоиться – никаких валютных обязательств перед госучетом и госкарманом России у них нет.
А вот остальные...
По поводу россиян, постоянно проживающих за пределами РФ, но время от времени посещающих ее, возникло немало разночтений. Известная поговорка гласит: «два юриста – три мнения». Автор статьи также не претендует на бесспорность своей позиции, лишь высказывает ее.
Не раз и не два приходилось встречаться с мнением, что практика привлечения граждан к соблюдению отчетности и наказания тех, кто обязанностью своей пренебрег, сложилась так, что появление заграничного жителя, имеющего гражданство России, на ее территории даже на день делает его валютным резидентом. Со всеми вытекающими. И тогда валютным резидентом России является тот, кто прожил вне ее территории менее года и тот, кто, может быть, отсутствовал в ней и дольше, но въехал на ее территорию хотя бы на один день.
Хорошо еще, что визит в Российское консульство никто не упомянул в качестве основания изменения статуса – все-таки территория России. Или посещение плавсредства под Российским флагом.
Немало особо шустрых юридических фирм, нагнетая истерию, тут же предложили гражданам посредническую помощь в составлении необходимой отчетности за вполне скромную плату, ибо курочка по зернышку клюет, а распространение наше по планете сейчас куда шире, нежели во времена, о которых Владимир Семенович пел.
Здесь надобно заметить, что наличие статуса валютного резидента России еще не делает вас ее налоговыми резидентами, каковыми являются те, кто находится в стране более полугода по совокупности в течение отчетного года.
Нынешняя редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывает валютных резидентов отправлять в налоговые органы РФ отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Отчетный год – это тот самый год, когда статус валютного нерезидента утрачивается (или статус валютного резидента приобретается – кому как больше нравится). Разумеется, если вы не являетесь налоговым резидентом, никаких налогов с доходов вы платить не должны. Но поводом для страхов лишиться своих кровных и окончить жизнь на помойке оказалось законодательство об административных нарушениях, предусматривающее штрафы за нарушение закона о движении валюты и отчетности по нему. А штрафы, дамы и господа, такие, что мало не покажется – от 75% до 100% укрытых от демонстрации сумм.
Споров по этому вопросу разгорелось немало.
Основной страшилкой была ситуация с вероятной продажей недвижимости за границей России с последующим зачислением денег на местный счет. Операция не входит в разряд разрешенных законодательством России ни для валютных резидентов – жителей стран – членов ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) и ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), ни, само собой, остальных «иностранцев». Стало быть, за такой беспредел, согласно законодательству об административных правонарушениях, положен штраф до всей до центика суммы сделки, а за использование денег от продажи на покупку или найм жилья, либо на собственные бытовые нужды – еще один, в размере сумм, потраченных на себя любимого.
Однако согласно пункту 2 статьи 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле резиденты “обязаны уведомлять” налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) за пределами РФ по месту своего учета.
И здесь получилось следующее: если вы уехали насовсем, лишившись при этом регистрации по месту жительства, значит, и отчитываться по месту регистрации не можете за отсутствием оного. Обязанность зарегистрироваться при въезде в Россию возникает, если вы пребываете на ее территории свыше 90 дней.
Значит, если вы приехали и уехали, то никаких обязательств отчитываться по своим нероссийским счетам у вас не возникает.
Это мнение было высказано российскому каналу РБК партнером Paragon Advice Group Александром Захаровым и упоминается в публикации на сетевом ресурсе канала за 18 мая. Именно оно кажется автору статьи наиболее логичным.
К сожалению, оно не единственное. Противоположное, предусматривающее утрату статуса валютного нерезидента при въезде на территорию РФ, было сформулировано ныне покойным Росфиннадзором еще четыре года назад.
К какому мнению стоит прислушиваться, я советовать не вправе. Однако если вы уже заявили о наличии счета вне пределов РФ и являетесь валютным резидентом России, разумным будет отчет отправить. Делается это через сайт ФНС РФ.
Так или иначе, в настоящее время отсутствуют механизмы по отслеживанию заграничных счетов российских граждан. Международное соглашение с более чем 80 странами, которое было подписано Россией 12 мая, предусматривает автоматический обмен финансовой информацией. Начнется такой обмен в 2018 году, но только после того, как Россия заключит соответствующие двухсторонние соглашения со странами данного списка.
Очень хочется надеяться, что к тому времени и определение валютного резидента будет более однозначным. Оптимальной видится ситуация, когда оно будет совпадать с определением налогового резидента. Будем надеяться.
Конечно, штрафы за нарушение валютного законодательства невелики, и это не те суммы, которыми можно существенно напугать человека, получающего зарплату в долларах, да и срок давности по административным прегрешениям – всего год (планируется растянуть до двух), но всем законопослушным гражданам желательна ситуация, когда человеку не нужно думать, как поступить, сохраняя нейтралитет и довольство и волков, и овец.
А пока, на всякий случай, планируя продать что-нибудь ненужное, например, квартиру, побеспокойтесь о сохранности статуса валютного нерезидента России в течение года, на который сделка намечена.
Ирина Грановская
comments (Total: 1)