Кто занимается дезин- формацией?..
В мире
15 мая в раздираемой войной Сирии произошло весьма примечательное событие, по объективным причинам остававшееся практически незамеченным до середины этой недели. В тот день связанное с ИГ информационное агентство ‘’Амак’’ сообщило, что в ходе наступления боевиков на аэродром сирийской армии Тийяс, находящийся несколько западнее Пальмиры, на земле были уничтожены 4 российских вертолета и около 20 автомашин
Данная новость привлекла внимание всех интересующихся сирийской проблематикой именно потому, что очень многие сообщения ИГовцев касательно действий в Сирии и Ираке оказывались в прошлом полностью или в значительной степени правдивыми. Однако ввиду отсутствия видео- и фотоматериалов, а также полного молчания российской и сирийской сторон, первоначальная информация все больше и больше стала восприниматься, как фантазия исламистов.
Впрочем, неофициальные сообщения от россиян из Сирии, распространившиеся через ряд блогов, заставили обратить более пристальное внимание на ситуацию.
Гром грянул 24 мая, когда частная аналитическо-’’разведывательная’’ американская компания ‘’Stratfor’’ продемонстрировала сделанные 14 и 17 мая спутниковые снимки авиабазы, где базировались российские вертолеты.
Важно отметить, что снимки были предоставлены таким серьезным игроком на данном рынке как компания ‘’DigitalGlobe’’, и потому о фальшивке не может идти и речи.
На первом фото видна взлетная полоса со стоящими на ней 4 ударными российскими вертолетами Ми-24 (возможно, часть этих машин Ми-35) и одним транспортным Ми-8 несколько в отдалении. В 300-400 м от вертолетов находится железобетонный ангар, возле которого расположилось примерно два десятка машин (возможно, контейнеров или передвижных строений). На снимке же от 17 мая ровно в том же месте отчетливо видны остатки четырех напрочь сгоревших вертолетов (Ми-8 на фото не наблюдается).
Также видно, что выгорели машины на стоянке и внутренности бетонного ангара, поэтому ориентировочно можно говорить об уничтожении примерно 20 единиц автотехники.
Отчетливо были заметны и повреждения на корпусе стоящего относительно неподалеку списанного сирийского истребителя МиГ-25. Правда, в отличие от них, он полностью не сгорел, а лишь подгорел и приобрел крупную дыру, что нехарактерно для обычного пожара.
Прежде чем перейти к версиям произошедшего, хочу привести комментарий официального представителя министерства обороны РФ генерал-майора Конашенкова. Это тот редкий случай, когда длинная цитата того стоит:
‘’Все российские боевые вертолеты, находящиеся в Сирии, выполняют плановые задачи по уничтожению террористов. Никаких потерь среди личного состава российской авиабазы нет... Авторство слухов об уничтожении подразделения российских боевых вертолетов и двух десятков грузовиков принадлежит пропагандистам ИГ, которые безуспешно пытались продать эту якобы новость около 10 дней назад...
Что касается фотоснимков сирийской авиабазы, то сожженная авиа- и автомобильная техника, а также многочисленные воронки от разрывов реактивных снарядов присутствуют там уже не первый месяц. Это результат упорных боев за данный аэродром сирийских правительственных войск и боевиков террористических формирований.
А если отбросить всю эту лирику и говорить прямо, то, видимо, распространение подобной информации и есть посильный, в кавычках, вклад, в борьбу с международным терроризмом со стороны наших партнеров’’.
Что тут можно сказать...
По ходу сирийской войны российские официальные лица неоднократно поражали общественность своими комментариями, и этот - не исключение. Даже короткое изучение продемонстрированных снимков, сделанных с разницей в 3 дня, позволяет сделать однозначный вывод: на них изображено одно и то же место, но на втором снимке ‘’пейзаж’’ резко изменился - полностью сгорели прекрасно узнаваемые вертолеты и грузовики, оставшиеся практически на тех же точках.
Ну а насколько распространение правдивой информации о событиях может навредить ‘’борьбе с международным терроризмом’’, каждый может решить для себя сам. И еще большой вопрос, способствует ли этой борьбе сокрытие правды и откровенное вранье...
В тот же день ярчайшим пропагандистским перлом отличился заместитель секретаря Совета безопасности РФ Евгений Лукьянов, который во время VII Международной встречи высокопоставленных лиц, курирующих вопросы безопасности, сказал буквально следующее:
“По нашим подсчетам, в начале российской операции “Джабхат ан-Нусра” и ИГ имели порядка 80 тысяч бойцов. 28 тысяч уже уничтожены”.
Иначе как феерическим это, мягко говоря, преувеличение назвать трудно.
К началу российской операции (конец сентября 2015 года) описанные организации и близко не имели в Сирии 80 тысяч боевиков, но самое главное, ни о каких 28 тысяч из них, якобы уничтоженных проправительственными силами при непосредственной поддержке российской армии, не может идти и речи.
Озвученные данные относятся к разряду сказок, причем откровенно абсурдных и очевидных любому, кто тщательно следит за ходом этой войны.
Но вернемся к событиям на аэродроме Тийяс.
Одна из более-менее вероятных версий - некая аварийная ситуация, произошедшая по халатности россиян или сирийцев, в результате чего начали рваться боеприпасы, что и привело к сгоранию вертолетов с машинами.
В пользу данной версии говорит то, что (на момент написания этих строк) ИГовцы сообщали о пожаре на аэродроме как о свершившемся факте, не давая никаких объяснений и не утверждая, что они провели там некую операцию.
Такой же версии придерживается и некий источник в американском разведсообществе, беседовавший с журналистом компании ‘’Fox News’’. Однако есть у версии самовозгорания и довольно веские возражения.
Оба эпицентра пожаров отдалены друг от друга на сотни метров. Простое распространение пламени с одного очага на другой здесь невозможно. Правда, исключать поражение обоих очагов некими разлетающимися боеприпасами нельзя, хотя данный вариант выглядит не самым убедительным.
Несмотря на то, что в те дни боевые действия велись, скорее всего, в досягаемости немногочисленных ИГовских орудий и установок “Град”, устроить столь эффективный обстрел аэродрома из них было бы теоретически очень сложно, а практически - невозможно. Совсем другое дело, если диверсионной группе ИГовцев удалось просочиться сквозь линию обороны, добраться непосредственно до аэродрома и в упор расстрелять (или взорвать) вертолеты и машины.
Второй вариант подобного рейда - расстрел с весьма близкого расстояния обоих целей из минометов и (или) управляемыми противотанковыми ракетами. На последний сценарий намекает и некий сирийский источник, прокомментировавший ситуацию российскому РИА “Новости”:
“Причины пожара неизвестны. Он начался рядом с площадкой, где находились четыре вертолета. Пожарные машины не могли подъехать к очагу возгорания из-за начавшегося минометного обстрела со стороны террористов. Пламя перебросилось на вертолеты”.
В общем, к недавней загадочной гибели командира боевого крыла “Хизбаллы” Мустафы Бадр ад-Дина прибавился пока еще загадочный тяжелейший удар по российской группировке в Сирии. Правда, если верить Конашенкову, никакого удара не было. В отличие от случая с Бадр ад-Дином, загадочности здесь все же поменьше, и вполне вероятно, что дополнительные подробности, проливающие свет на случившееся, станут известны уже в ближайшее время.
“Новости недели”