“Одесский излом”, или юг Украины вчера, сегодня, завтра
В мире
Украина пережила на минувшей неделе очередную “черную” дату своей истории. 2 мая исполнилось два года со дня трагедии в Одессе. Тогда в результате противостояния между про-украинскими и про-российскими активистами в местном Доме профсоюзов погибли 48 человек. Погибшие стали жертвами пожара — огня и едкого дыма, некоторые разбились насмерть, пытаясь выпрыгнуть из верхних этажей здания. Во вторую годовщину трагедии в Одессе снова было неспокойно. Но, к счастью, новых жертв удалось избежать.
Дым не без огня
Что именно произошло в Одесском Доме профсоюзов два года назад — все эти два года пытаются установить не только украинские власти, но и многочисленные иностранные эксперты. Однозначного ответа на вопрос, отчего загорелось здание, в котором забаррикадировались представители анти-украинских сил, нет до сих пор.
Российская пропаганда не устает повторять, что украинские “каратели” заживо сожгли людей, намеренно подпалив здание. В МВД Украины напротив - подозревают, что пожар был спланированной акцией российских спецслужб, призванной спровоцировать социальный взрыв и превратить юг Украины в еще одну “горячую точку” - с последующим введением войск и объявлением Одесской Народной республики.
Искать виновных спустя два года, имея на руках массу неоднозначных выводов экспертов и еще больше провокационных высказываний политиков — занятие крайне неблагодарное. Составить свое видение ситуации каждый может самостоятельно, изучив факты вокруг этой трагедии.
А они говорят о том, что представители так называемого Одесского антимайдана, которые забаррикадировались в Доме профсоюзов, имели при себе неопределенное количество горючих веществ для изготовления “коктейлей Молотова”. Которые они, собственно, и швыряли из окон. Внутри здания была масса различного хлама, который служил находившимся внутри строительным материалом для возведения баррикад.
Наконец, по выводам независимых экспертов, очагов возгорания в здании было несколько, и только один из них — в вестибюле — мог быть принесен снаружи.
Другими словами, пожар в здании произошел от рук тех, кто в нем находился. Было ли это по неосторожности, либо огонь “развели” намеренно некие люди, которые успели покинуть здание — сегодня можно только гадать.
Как можно гадать и о том, был ли при пожаре задействован некий посторонний газ, либо же погибшие стали жертвами веществ, которые выделялись в процессе горения хлама, из которого строили баррикады.
Украинские эксперты говорили о якобы обнаруженных в здании следах хлороформа. Однако позже иностранные специалисты версию о распылении хлороформа отвергли.
Провокация, которая не удалась
Спустя два года после этой страшной трагедии ясно только одно: она, безусловно, стала еще одним “клином”, которым пытаются расколоть украинское общество и углубить гражданское противостояние внутри страны. Не случайно в канун второй годовщины событий ситуацию вокруг этой даты “нагнетали” все российские СМИ. Передавая, к примеру, сообщения о тысячах прибывших в Одессу “карателях”, которым в случае протестов “дан приказ стрелять на поражение”.
Не случайно в Одессу с самого утра прилетели одиозные депутаты от оппозиции, бывшие активные приверженцы режима беглого президента Януковича Бойко и Новицкий. Правда, в город им попасть не удалось, потому что аэропорт заблокировали про-украинские активисты, которые добились таки того, чтобы непрошеные гости вернулись в Киев.
Действительно, второго мая на улицах Одессы было особенно много полиции, а желающим попасть на Куликово поле, где состоялась панихида в память о трагических событиях, пришлось проходить через металлоискатели.
Такие меры безопасности дали свой результат: “раскачать” ситуацию в Одессе не удалось. Были локальные стычки между активистами, несколько человек попали в полицию, у некоторых изъяли травматическое оружие и дымовые шашки. Но массовых беспорядков, а, главное, жертв местной власти удалось избежать. И это, пожалуй, самое лучшее проявление уважения к памяти погибших.
На юге может стать жарко
На этом фоне возникает вопрос, действительно ли ситуация на юге Украины, который в плане сепаратизма был вторым “узким местом” после востока, кардинально изменилась в лучшую сторону.
С одной стороны, безусловно, да. Все больше людей в Одессе и Херсоне, к примеру, не боятся высказывать свои про-украинские взгляды. В этих городах стало больше национальной символики.
Можно предположить, что с начала войны на Донбассе те, кто умеет хоть немного думать, “сложили два плюс два” и поняли, к чему приводит сепаратизм.
Но это лишь с одной стороны.
С другой — при власти в южных городах Украины по-прежнему находится немало, мягко говоря, неблагонадежных с точки зрения патриотизма персоналий. Достаточно много людей озлоблены на нынешнюю украинскую власть, а про-российская пропаганда из СМИ активно способствует разжиганию этого чувства.
Да и сама власть нельзя сказать, что из кожи вон лезет, чтобы культивировать патриотические настроения в “проблемных” регионах. Поэтому расслабляться тем, кто уверен, что Одесса - это Украина, еще рано.
На фоне вялотекущего противостояния на Донбассе, которое, очевидно, и Москве, и Киеву выгодно поддерживать именно в этом состоянии, Путину и его сторонникам был бы крайне “в кассу” новый очаг неспокойствия в Украине — и юг страны для этого подходит идеально. Он бы оттянул внимание мирового сообщества от Донбасса и позволил бы вновь попытаться выдать желаемое за действительное, а именно: убедить мир в том, что это противостояние — исключительно внутреннее, гражданское дело Украины.
Кстати, не случайно идеологи партии Януковича с первых дней обострения ситуации в стране окрестили все гражданской войной, не позаботясь о том, насколько сильно торчат над всем этим уши Кремля.
Иными словами, ситуацию на юге Украины вполне возможно снова будут раскачивать. Используя для этого любые поводы. Тем более, что киевским властям сейчас немного не до юга.
Все будет “Минск”
Официальный Киев тем временем находится перед необходимостью решать вопрос с Донбассом.
Очередной визит в Украину посланницы госдепартамента США Виктории Нуланд однозначно показал позицию США по этому поводу. Сначала - реализация Минских соглашений, потом — деньги от МВФ.
Как сообщают разные источники, именно теме Минска была посвящена недавняя встреча Нуланд с украинским руководством. Инсайдеры говорят - Нуланд торопит Киев, требует уже летом провести выборы на оккупированных территориях, а до конца года обеспечить полное выполнение всех условий Минских соглашений.
Эксперты считают: Нуланд спешит “проявить себя”, так как у нее есть шанс на высокий пост в будущем правительстве США в случае, если на выборах победит Хиллари Клинтон, что весьма вероятно. Вот она и “давит” на Украину, тем более, что формально Киев уже дал обещание выполнить все требования Минского договора.
С другой стороны, президент Украины Петр Порошенко уже продемонстрировал блестящее владение политическим приемом “спускания ситуации на тормозах”, и давить на него можно долго. Тем более, что в настоящее время “протащить” через украинский парламент закон о выборах на оккупированных территориях крайне сложно.
Не проголосуют за него депутаты, тем более что авторитет президента падает не только в народе, но и среди народных избранников.
Порошенко это понимает, и ему выгодно тянуть время и уповать на то, что пока он это делает, Европа не снимет с России санкций.
В то же время сердить американских партнеров, которые, с большой долей вероятности продолжат помогать Украине и после выборов президента США, Порошенко тоже не хочется. Поэтому эксперты не исключают, что проект закона о выборах на территории Донецкой и Луганской областей в ближайшее время все же может появиться в парламенте. А это, как ни крути, еще один раздражающий фактор для радикально настроенной части украинского общества. И серьезный риск для авторитета президента Украины, который и так балансирует между необходимостью дипломатично решать различные деловые вопросы, и убеждать украинское общество в своей способности отстоять территориальную целостность страны.
Если же законопроект о выборах на оккупированных территориях появится, про-российскими силами это может быть воспринято как сигнал к действиям, например, на юге Украины. Под идеей того, что раз Донбасс в буквальном смысле завоевал себе право на самоопределение через выборы, то чем Одесская или, скажем, Херсонская области хуже.
Но все это станет известно после того, как Порошенко решится на подобный шаг. А он будет очень долго думать, прежде чем сделать его. И Виктории Нуланд еще, возможно, не раз предстоит посетить Киев для того, чтобы “подтолкнуть” главу украинского государства.
И пока “в верхах” будет происходить эта политическая возня, патриотам Украины следует смотреть в оба. И по возможности пресекать малейшие проявления сепаратизма. Чтобы не было слишком поздно.
Андрей Барташов, специально для Русского базара