На скамье подсудимых - оружейники
По данным исследования газеты «Дейли ньюс» примерно половина стволов, из которых были застрелены жертвы в период с 1989 по 2000 год, принадлежала 10 оружейным компаниям:
1.Smith & Wesson
2.Lorcin Engineering
3.Ruger
4.Colt[!]
5.Glock
6.Bryco Arms
7.Davis Industries
8.Taurus international
9.Raven Arms
10.Hi-Point
Самые дешевые, а значит и более всего легкодоступные на «черном рынке» пистолеты и револьверы, выпускались калифорнийскими фирмами Bryco Arms, Davis Industries, Lorcin Engineering и Raven Arms, компанией Hi-Point из Огайо и Taurus, чьи цехи располагались в Майами и Бразилии.
Попытки властей города и штата Нью-Йорк найти управу на производителей оружия в суде, чьи действия, по их мнению, потворствовали преступникам, успеха не имели. И только иск Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP) не был отвергнут судом.
В марте в бруклинском Верховном суде должны начаться первые слушания по иску NAACP к оружейникам. Основные претензии к ним: выпуск дешевых моделей, высокая убойная сила, очень популярная среди уголовного мира. Истцы считают, что производство велось целенаправленно, с учетом того, кто именно является главным потребителем очень популярной и очень опасной продукции.
Интересно, что данные, связанные с наиболее популярными моделями пистолетов и револьверов, полученные журналистами «Дейли ньюс», совсем не удивили полицейских и сотрудников федерального Bureau of Alcohol, Tobacco and Firearms (ATF), в руки которых чаще всего попадали торговцы, пытающиеся нелегально сбыть те же самые модели, которые имели наибольшую популярность в Нью-Йорке. Среди преступников самым престижным является австрийский Glock Model 27, который идет по очень высокой цене – от 1 до 2 тысяч долларов.
Пальму первенства в течение 1989-2000 годов удерживал Lorcin 380-го калибра. С ним связан и наиболее громкий скандал в истории ATF, когда агент этого бюро Лэрил Макрари обнаружил, вопиющие нарушения мер по охране выпускаемой продукции имелись на фабриках Lorcin. Упущения привели к тому, рассказал Макрари, что один из работников умудрился вынести за пределы своего предприятия 6 тысяч стволов и продать их. При этом узнать, в чьи руки они попали, оказалось невозможно.
Но и без этого скандала поставленное на поток производство Lorcin предоставило в руки преступников дешевые игрушки смерти. Ведь при очень низкой себестоимости оптовая цена партии Lorcin уходила по 40 долларов за штуку.
Модели Bryco и Hi-Point стоят подороже, сегодня их можно купить у дилеров в Ист-Гарлеме или Вашингтон-Хайтсе за 300-500 долларов.
Производители оружия утверждают, что мартовские слушания не легитимны. Мы, говорят они, продаем свой товар лицензированным дилерам. Разве можем мы нести ответственность за то, к кому оружие попадает.
Насколько справедлив этот довод, мы узнаем через несколько месяцев...