“Оффшорные” президенты
В мире
Свершилось! Группа международных журналистов опубликовала расследование о финансовых делишках сильных мира сего, фигурантами которого стали среди прочих президенты Украины и России. Авторы расследования очевидно планировали, что опубликуют эти материалы и - бац! - мир больше не будет таким, как раньше. Получилось ли это на деле?
Едва ли. Во всяком случае, в отношении к странам, которые находятся на “одной шестой части суши”. Удивить как русских, так и украинцев тем, что чиновники вовсю отмывают деньги и скрывают свои капиталы от налогов просто нереально. А президент по сути - тот же чиновник, пусть и самый главный. Так что волну народного гнева компромат об оффшорных президентских “свиньях-копилках”, увы, не поднял.
Тем не менее, почитать откровения новоявленных “викиликс” - стоит.
Петр “не в шоколаде”
Итак, начнем с Порошенко. Украинский гарант стал жертвой разоблачения в очень неудачный момент. В аккурат после “скандальчика” с американской газетой Нью-Йорк Таймс, которая “прошлась” по бездеятельности украинского руководства в больном для запада вопросе борьбы с коррупцией. Порошенко прокомментировал это в классическом стиле “сам дурак”, заявив, что против Украины ведется “гибридная война” и оставив всем право сделать вывод, что эту войну, очевидно, ведет именно Нью-Йорк Таймс. И вот через несколько дней общественность получает материалы, которые могут свидетельствовать о том, что в процессе продажи своей бизнес-империи “Рошен” Петр Порошенко пытался путем создания оффшорных фирм избежать уплаты налогов в украинскую казну. Причем занимался этими вопросами параллельно с развитием военных действий на востоке страны, когда там погибали украинские солдаты.
Немного подробнее. Продать свой “сладкий” бизнес Петр Порошенко пообещал, как только стал президентом. Процесс продажи идет до сих пор. Украинский гарант сообщил общественности, что передает корпорацию в так называемый “слепой траст”. Это когда активы компании передаются в управление, например, международным финансовым институтам, а реальный владелец какое-то время не может ими управлять. Общественность такое сообщение удовлетворило, тем более, что на востоке началась полномасштабная война, и стало как-то не до президентских конфет.
Впрочем, настырные журналисты время от времени поднимали этот вопрос, равно как и вопрос украинского 5 канала, который тоже принадлежит Порошенко и до сих пор не продан.
Поднимали, злили им главу государства - но не более того.
Согласно опубликованному компромату, который уже прозвали “Панамским” - по месту регистрации компании Mossack Fonseca, откуда и произошел “слив” информации, с сентября 2014 Порошенко создал одну за другой три оффшорных фирмы - на Виргинскиих островах и Кипре. С “копеечным” уставным капиталом - три тысячи долларов США - минимальной суммой, необходимой для регистрации. Как уже признали юридические советники украинского президента, оффшоры действительно создавались для продажи корпорации “Рошен”, но затем было решено перевести активы “сладкой” компании в “слепой траст”. Оффшоры же предназначались для того, чтобы обезопасить потенциального покупателя от неожиданностей, связанных с законодательством Украины.
Оппоненты президента заявляют: если бы Порошенко продал “Рошен” через эти оффшоры - Украина не увидела бы ни копейки налогов со сделки, и это в то самое время, когда стране деньги нужны как никогда.
Сторонники Порошенко компромат называют “бурей в стакане” и попытками развалить Украину изнутри.
Сам украинский президент от скандала дистанцировался, заявив, что все объяснения дадут его юристы и те, кто сейчас управляет деятельностью “Рошена”.
Что же произошло на самом деле?
Что такое “оффшор” большинство обывателей представляют себе смутно. Но все знают, что в этих самых “оффшорах” богатые прячут свои деньги. В ситуации с Порошенко “оффшоры” “пустые”. Это чисто технические компании. Однако их открытие, как ни крути, подпадает под коммерческую деятельность. А ей заниматься президент не может по закону.
Далее. Три тысячи долларов уставного капитала, хоть и мелочь, Порошенко по-хорошему, должен был упомянуть в налоговой декларации за 20014 или 20015 год. Но не упомянул.
Ну и вопрос моральный: хотя в Украине официально войны нет, де-факто она присутствует и подобные операции Порошенко осуществлял параллельно с фактическим статусом Верховного главнокомандующего.
Не отвлекали его “панамские делишки” от дел на фронте?
От вопросов снабжения армии, решения стратегических военных задач, защиты жизней своих солдат?
Наконец, не идет ли вразрез активность президента в вопросах создания оффшоров с обещаниями быть президентом новой формации, открытым и честным?
Впрочем, и вопросы законности, и вопросы морали требуют ответов в принципиальном обществе. В обществе украинском, увы, с принципами сегодня напряженка, так что Порошенко скорее всего не придется отвечать ни за первое, ни за второе. Это уже отчасти подтвердили силовые институции Украины, дав понять, что “состава преступления” со стороны президента в оффшорных “махнициях” - не усматривают. А вопросы морали - они вообще эфемерны, их не пощупать и тем более “не усмотреть”.
Как и следовало ожидать, наибольшую реакцию компромат на Порошенко получил у самой принципиальной части украинского общества - в социальных сетях. Так называемые “порохоботы” и “зрадофилы” - сторонники и критики Порошенко, уже преломили немало копий на тему панамского “слива”.
Скандально известный депутат Верховной Рады Украины Олег Ляшко даже заявил об инициировании процедуры импичмента президенту. Однако на улицы народ не вышел, а в парламенте с главой государства скорее всего, договорятся. Да и вообще история политических компроматов у Украины достаточно убогая. Вспомните Кучму - кассетный скандал о его причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе не помешал президенту еще несколько лет находиться у руля, а сейчас авторитетно участвовать в минских урегулированиях войны на востоке своей страны. Какие уж тут оффшоры!
Музыка денег
От президента Украины Порошенко перейдем к его заклятому другу, президенту России Путину.
Здесь все гораздо проще. Лично Путин в “панамских” сливах не отметился. Одно из главных расследований рассказывает о его питерском товарище, известном российском виолончелисте Сергее Ролдугине.
По документам, которые обнародовали журналисты, этот музыкант имеет отношение к десяткам компаний, в том числе и оффшорным, которые “крутят” миллиардами долларов. Самое интересное то, что на протяжении нескольких лет у этих компаний были привилегированные права на управление крупными пакетами акций в стратегических российских предприятиях, на получение дивидендов и покупку этих пакетов за смехотворные суммы.
А еще - фирмы Ролдугина легко оформляли кредиты у некоего кипрского банка, который контролировался государственным Российским банком ВТБ. Оформляли фактически без обеспечения рисков - таким образом, будто вопрос возвращения средств изначально не ставился.
Хотя в “слитых” документах нигде не фигурирует имя Владимира Путина, можно сделать вывод, что без его ведома и содействия вряд ли так вольготно жилось бы именно этим компаниям в жестоких условиях рынка и свободной конкуренции.
Авторы разоблачительных материалов допускают: через своих Питерских друзей типа Ролдугина президент России вывел в оффшоры не менее двух миллиардов американских долларов.
Впрочем, о том, что этого никто никогда не докажет, применительно к Путину можно говорить с гораздо большей степенью уверенности, нежели применительно к Порошенко. В России уж точно из-за “панамских” откровений не будет акций протеста, уголовных дел и, о Боже, импичмента. Это просто невозможно.
Маленькая, но гордая
И, тем не менее, нашлась маленькая страна, которая не в пример России и Украине, активно отреагировала на апрельский компромат. Речь идет об Исландии.
До недавнего времени главные ассоциации у большинства людей при слове Исландия были: холодно, Рейкьявик и Бьорк. И вот выяснилось, что премьер-министр этой страны с труднопроизносимым именем Сигмюндюр Гюннлейгссон несколько лет владел оффшорной компанией, половину которой потом продал своей же жене за один доллар.
Когда стало известно об этой “сделке века”, исландцы возмутились. Но гневными постами в социальных сетях они не ограничились и вышли на улицы. Четыре тысячи человек заняли площадь перед местным парламентом и приступили к сооружению баррикад. В результате, премьер Исландии хотя сначала и поупирался - заявил, что работает на благо страны хорошо и посоветовал возмущенным гражданам подождать годик - до следующих выборов - все же добровольно подал в отставку. Цивилизованно, без попыток подавить мятеж.
Черт побери, приятно обнаружить революционный дух там, где этого совершенно не ожидаешь! Как и умных премьер-министров.
Лица в пуху
Обнародованные материалы о финансовых махинациях мировых лидеров - это только верхняя часть айсберга, предупреждают журналисты, причастные к “сливу”. И обещают в скором времени новые сенсации. Но изменят ли они мир?
Так уже повелось, что во многих странах - даже в благополучной Западной Европе - люди, которые получают доступ ко власти, просто не в силах устоять перед искушением эту самую власть использовать. В своих целях. И что бы ни говорили, деньги, а особенно большие, дают гораздо больше власти, чем даже пост премьер-министра. Например, Исландии.
Андрей Барташов, специально для
«Русского базара»
comments (Total: 1)
И еще это все выше описанное в статье фрагменты приговора нынешней и прошлой преступной власти в Украине. К сожалению майдан, который такой кровью продолжается кровавым мессивом на Донбассе и в Луганске не дал политиков новой формации. Украина как большое червивое яблоко, и то еще немногое, что осталось в стране снова достается червям!