Терроризм - новое оружие массового поражения
В мире
Более тридцати погибших, около двухсот раненых... Таковы итоги “кровавого” вторника в столице Бельгии Брюсселе.
В одном из самых “европейских” городов произошло сразу несколько взрывов. Два из них - в аэропорту, возле стойки авиакомпании American Air. Еще один - на местной станции метро. Позже власти сообщили, что смогли обнаружить и обезвредить в аэропорту взрывное устройство, которое террористы не успели привести в действие.
Ответственность за теракты взяла на себя организация “Исламское государство”. В заявлении, которое распространила эта группировка, сказано, что смертники подорвали себя в аэропорту и на станции метро чтобы наказать Бельгию за участие в военной коалиции против “Исламского государства”.
Как сообщили социальные сети, в первые часы после терактов в Брюсселе царила паника. Местный аэропорт закрылся как минимум на два дня. Не исключено, что Бельгия на какое-то время закроет свою границу с Евросоюзом.
Призрак терроризма, который давно уже бродил по Европе, показал свое страшное и вполне осязаемое лицо. Во многих странах после событий в Бельгии усилили меры безопасности. Никто не знает, кто может стать следующей мишенью террористов. Ведь “горячие точки”, связанные с терроризмом, постоянно перемещаются на карте мира и становятся все ближе к нашим домам.
“Политформация” из прошлого
О терроризме как явлении каждый из нас, пожалуй, знает еще со школьной скамьи. Хорошо помню политинформации в советской школе, на которых редко обходилось без упоминания о том или ином теракте. Правда, все это происходило настолько далеко от нас и географически, и, прежде всего, психологически, что почти не производило никакого впечатления. Сухие сводки о событиях в другом, враждебном мире, который с нашим миром к счастью никак не пересекается, оставляли нас безучастными к числу погибших и пострадавших. Это были мертвые цифры, за которыми реальные судьбы людей ну никак не угадывались. Зато до сих пор вспоминается возникавшее тогда чувство радости от осознания того, что мы живем в самой лучшей стране мира, где теракты невозможны в принципе. А также чувство защищенности и благодарности “членам политбюро и ЦК КПСС”.
Политинформации, которые проводились во всех советских школах, были одними из первых приемов промывки мозгов, которым подвергали еще “неокрепшие” детские головы. А слово “теракт” тогда было определением чего-то страшного, но чужого и очень далекого.
“Цена” прозрения
Времена изменились. Свобода слова, падение железного занавеса, доступ к хорошим книгам и возможность получить визу в “капиталистическую” страну открыли многим глаза. Вчерашние “хомо советикус” перестали “смотреть на мир глазами Сенкевича” и увидели этот самый мир в его пугающей реальности и отрезвляющей ясности. И оказалось, что многие явления, некогда считавшиеся далекими и чужими, на самом деле могут подстерегать нас “за углом”.
Самыми яркими, если в отношении терроризма уместно это слово, и шокирующими для всех выходцев из Советского Союза стали, пожалуй, теракты в России в 1999. Это взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Общее число погибших - триста семь человек. Более полутора тысяч пострадавших.
Первые страницы в газетах, первые сюжеты в новостях, мировое внимание, дни траура и чувство страха при поиске ответа на риторический вопрос “как же так?”.
Война “хороших” с “плохими”
После терактов в России стало понятно, что терроризм как первичный признак борьбы “хороших” с “плохими” в ближайшие годы в мировой общественно-политической жизни выйдет на первый план. Так и случилось.
Спустя всего два года - смехотворный по историческим меркам срок, мир потрясли теракты в США. 11 сентября стало датой, которая в национальной истории страны очертила границу “до” и “после”. Две тысячи девятьсот семьдесят семь погибших.
Именно 11 сентября стало отправной датой в мировой войне с международным терроризмом. Никогда ранее террористической угрозе не придавалось столь большое значение. А борьбу с этой угрозой умные американские власти сделали патриотической обязанностью каждого американца.
See something - say something. Это правило вошло в обиход жителей США на долгие годы. И, возможно, это самое правильное, что сделали в борьбе с терроризмом американские власти. Ведь в обществе, где нет безразличия, где людям есть дело до человека, который лежит на улице или до сумки, забытой на сиденье автобуса, терроризму гораздо труднее выжить.
“Гибридное” оружие
Однако пока с терроризмом боролись разными способами, это явление также эволюционировало. Терроризм сегодняшний - это не только и не столько человек с поясом шахида или грузовик, начиненный взрывчаткой.
Более того, эффект от современного терроризма далеко не всегда прямо пропорционален количеству жертв в результате того или иного теракта. Террор как способ сеять страх и недоверие и манипулировать сознанием людей стал одним из наиболее действенных видов оружия ведения современной “гибридной войны”. То есть такой войны, в которой - наряду с вооруженными конфликтами - значительную роль играет пропаганда, дезинформация, провоцирование и запугивание.
Это очень хорошо видно на примере войны, которая сегодня происходит в Украине. Даже сравнительно мелкие теракты в этой стране дают значительный результат, так как помножены на усталость и нервное истощение населения, недоверия его значительной части действующей власти, чувство страха и безысходности.
В качестве примера приведу теракт, который произошел 22 февраля прошлого года в Харькове. В результате взрыва во время шествия проукраинских сил погибли четыре человека. Мину террористы просто закопали в сугроб по пути следования колонны демонстрантов. Просто до примитивности - и действенно до ужаса.
Разумеется, местным силовым структурам и в голову не пришло проверить безопасность маршрута, который был известен заранее. Более того, меры безопасности во время этого шествия вообще были приняты минимальные.
Событие дает четкий сигнал - будешь участвовать в проукраинских митингах - можешь погибнуть, и милиция, то есть, простите, полиция - тебя не защитит.
“Не высовывайся”, “не участвуй”, “будь в стороне” - вот “месседжи”, которыми терроризм подобного рода в ходе гибридной войны “бомбардирует” общество. И они, увы, работают.
К чести украинцев следует сказать, что перед лицом опасности они все же объединились, стали более бдительными и сейчас одинокая сумка или коробка в общественном месте в считанные секунды привлекает внимание.
Если активную позицию общества подкрепить профессиональной работой силовых структур - это будет серьезным ударом по терроризму. Но, в отличие от США, для Украины профессиональные силовики - это пока что перспектива. Хорошо, если не очень далекая.
Выход есть
Вообще, как бы цинично это ни звучало, терроризм как явление нужен власти. Особенно той, которая выстраивает жизнь общества по иным принципам, нежели свобода, равенство и экономическая целесообразность. Давний тезис “разделяй и властвуй” в сегодняшнем мире уместно слегка подкорректировать. “Напугай и властвуй” - это гораздо больше подходит нынешним общественно-политическим реалиям.
Напуганным народом легче управлять. А угроза терроризма в этом плане идеальна. Она вездесуща, неосязаема, но при этом пугающе реальна.
Что же остается делать нам как членам общества в этой связи?
Неважно, в какой стране, Америке или Украине. По-моему, главный ответ - не быть равнодушными. Видеть. Слышать. И не молчать.
See something - say something.
Андрей Барташов,
специально для
«Русского базара»
comments (Total: 1)