Баран на мосту
Мир страстей человеческих
Раньше человек, живущий в Израиле, твердо знал, что с голоду не помрет. В случае чего всегда можно подработать какую-то копейку на подсобных работах. Посуду в ресторане мыть или мусор выносить. А там на еду заработал - глядишь, и нормальная работа нашлась!
Сегодня ситуация резко изменилась. В Израиле появилось огромное количество нелегалов из Африки. Их нанимают чаще всего на временную работу, поскольку нелегалу можно платить как минимум вдвое меньше, чем израильтянину. Разумеется, речь идет не о легальном рабочем месте. Но нелегалам, живущим по 10 человек в одной комнате, любая копейка хороша.
Борис М. в свое время сумел устроиться неплохо. Он получил в России специальность повара и, приехав в Израиль, сразу же устроился на подсобные работы в ресторан. Там вскоре заметили, что новичок кое-что понимает в поварском деле, сделали его помощником повара, а через год Борис сам стал поваром - не шефом, конечно, но шефа иногда замещал... В общем, дела пошли на лад. Но грянул очередной кризис, ресторан закрылся, и Борис остался без работы.
В последнее время многие рестораны стали закрываться. Потому что далеко не все израильтяне ходят в “общепит” - цены у нас феерические. Туристы тоже в шоке, но им деваться некуда, а и, в конце концов, как не погулять на курорте? Но началась очередная по счету интифада, туристов из западных стран стало меньше. Поток путешественников из стран СНГ тоже упал, и для ресторанного бизнеса настали трудные времена.
Борис поспрашивал у знакомых - нет, никому повара не требовались. Кто есть хочет, готовит себе сам. Открывать новые рестораны в наших условиях мало кто рискнет. Для начала нужно, чтобы в стране хотя бы не каждый день открывали стрельбу или кидались с ножами. Ну и чтобы у потенциальных гостей свободные средства на путешествия появились.
Борис, не боящийся никакой работы, решил пойти по проторенной дорожке - устроиться куда-нибудь в кафе или ресторан хоть посудомойщиком, хоть уборщиком, а там, глядишь, и в повара выбиться. Тем более что за прожитые в Израиле годы он поднаторел и в иврите, и в тонкостях местной кухни.
Ага, сейчас! Современный израильский ресторатор на такую должность скорее возьмет бесправного мигранта. Вы, насупив брови, грозно скажете: “А законы?” Но закон в Израиле что дышло. Власти сквозь пальцы смотрят на трудоустройство мигрантов, понимая, что если не дать им заработать какие-то деньги, они попросту будут воровать.
Да, есть мигранты, которые получают временное разрешение на работу. Но именно в такой момент они становятся никому не нужны - по той простой причине, что в Израиле существует трудовое законодательство, и меньше минимума платить никто (официально) не имеет права. Поэтому нелегальный мигрант с официальным разрешением на временную работу моментально оказывается неинтересен для нашего рынка труда, потому что за те же деньги можно нанять еврея, который хотя бы будет понимать иврит (а то и знать русский язык, что вообще немалый плюс в туристическом бизнесе).
Борис угрюмо засел за местные газеты, надеясь найти хоть какую-нибудь работу, и неожиданно наткнулся на шикарное объявление, которое, по моему мнению, могло кардинально решить вопрос на местном рынке труда. Требовались работники на строительство Керченского моста. Перечень рабочих специальностей впечатлял. Правда, было не совсем понятно, почему специалистов ищут именно в Израиле...
Хотя многие наши соотечественники изучали в покойном СССР мостостроение, а приехав на историческую родину, убедились, что здесь мостов, за отсутствием рек, требуется не так уж много. Что же до бульдозеристов, таковых среди советских евреев не наблюдалось вообще.
Однако в достаточно длинном списке требуемых профессий присутствовал и такой интересный для Бориса пункт как кухонные работники. Думаю, пролетарии всех стран, стекающиеся на строительство Керченского моста, и мечтать не могли о том, чтобы им в рабочей столовой готовил еду настоящий израильский повар!
Зарплата предлагалась небольшая, но приличная. То есть до падения рубля ее можно было считать солидной, но и в наше время это значительно лучше, чем ничего. Пораскинув мозгами, наш герой пришел к выводу, что работа предполагается временная, до окончания постройки моста. Это его вполне устраивало - перебираться в Россию на постоянное место жительства Борис не собирался, а несколько лет (быстрее такой масштабный проект не осилить) вполне могут вернуть ситуацию в Израиле в прежнее русло. То есть туризм, рестораны и все такое. Понятно, что ни одна интифада не может длиться вечно.
Борис позвонил в контору, которая занималась наймом рабочих на строительство моста, после чего отправил по электронной почте свою автобиографию. Вскоре пришел ответ, что потенциальный заказчик заинтересован в опыте Бориса, и ему следует срочно прибыть в Тель-Авив для собеседования.
В небольшой конторе на стене висела фотография длиннющего моста. Думаю, более наивные соискатели рабочего места принимали его за строящийся Керченский, но Борис несколько лет назад ездил отдыхать в Португалию и знал, что этот мост ведет в Лиссабон.
- Мы - рекрутинговая компания, которая по поручению российского правительства ищет специалистов для строительства Керченского моста, - представился молодой человек. - Ваши рекомендации мы посмотрели, они нас вполне устраивают. Готовьтесь, примерно через две недели вы выедете на первую вахту.
- А я вам ничего не должен платить за трудоустройство? - подозрительно спросил Борис.
- Нет, конечно! - возмутился молодой человек. - Что за ерунда! Мы не берем денег за трудоустройство. Мало того, мы оплачиваем вам перелет в Новороссийск. Никаких расходов у вас не будет.
Окрыленный Борис поехал домой и стал прикидывать, насколько новороссийский климат холоднее израильского и что нужно взять с собой.
Буквально через несколько дней ему позвонили из конторы по трудоустройству и попросили сообщить паспортные данные.
- Кстати, возникла небольшая проблема, - сказал молодой человек. - Билеты необходимо покупать в оба конца. А мы пока можем оплатить только билет в Новороссийск. Но не волнуйтесь, вам будут возвращены деньги с первой же зарплатой.
- А сколько надо доплатить?
- Совсем немного, всего 200 долларов.
Сумма небольшая не то что по израильским, но даже по российским меркам. Борис вложил деньги наличными на указанный номер счета в Почтовом банке. Однако ни через две недели, ни через три, ни через месяц наш герой в Новороссийск так и не вылетел. А телефон конторы попросту перестал отвечать.
Кстати, со всех желающих поучаствовать в великой стройке ее работники собрали по 200 долларов.
Не знаю, как объяснить молчание рекрутеров. Возможно, Россия отказалась от столь масштабного проекта. А возможно, решила, что вполне сможет построить мост своими силами, не привлекая рабочих из-за рубежа. Про третий вариант - деньги на обратный полет из Новороссийска в Израиль собирали мошенники - я даже и думать не хочу.
На будущее я могу дать вам несколько полезных советов.
Первый. Если вы увидели объявление, что для работы где-то за границей нанимают работников, проанализируйте его внимательно.
Прежде всего любая страна заинтересована в том, чтобы трудоустроить местное население. Рабочие руки за рубежом станут искать только в том случае, если они будут сильно дешевле. А поскольку Израиль относится к числу экономически развитых стран, здесь работников станут искать в последнюю очередь, поскольку платить нам нужно не меньше, чем местным.
Исключение составляет хай-тек - тут израильтяне чуть “дешевле” американцев. Конечно, можно пойти по пути африканских мигрантов - приехать в США или Канаду нелегалом и работать за гроши, а спать калачиком вместе с кучей людей в одной комнате. Но, собственно, непонятно, зачем для этого надо куда-то ехать.
Второй. Компании по трудоустройству за границей бывают разные. Раньше брали деньги за сам факт трудоустройства, потом - за рабочую визу, теперь додумались - за билет в один конец... Но мне еще ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то таким путем поехал работать за рубеж. (Исключение составляют “внутренние” ведомственные журналы. Скажем, в журналах любавичских хасидов постоянно ищут работников для зарубежных центров ХАБАДа. Правда, с них денег за трудоустройство не берут).
А мостостроителям вообще полезно хорошо питаться. Поэтому из-за неудачи с наймом Бориса, опытного повара, чувствую, строительство Керченского моста затянется надолго...
“Новости недели”