Эйфелеву башню на стену плача...
Многие помнят слова заместителя министра абсорбции Израиля Юлия Эдельштейна, сказанные им накануне нового года, о том, что о продолжении массовой репатриации из стран СНГ скорее всего придется забыть.
Вывод для руководства страны, согласимся, не из приятных, ведь эмиграция для еврейского государства была и остается жизненно необходимой. И с точки зрения трудовых и интеллектуальных ресурсов, и с точки зрения обороноспособности государства. Нельзя забывать и о том, что прирост арабского населения, как собственно в Израиле, так и на «контролируемых территориях», опережает прирост среди евреев. Многие эксперты предупреждают об опасности арабской «биологической бомбы», способной взорвать демографический баланс в регионе. Недруги Израиля открыто заявляют, что время работает на них, что без оружия и терактов им удастся поглотить еврейское государство, которое накроет волна высокой арабской рождаемости.
Конечно, полностью репатриация евреев с территории бывшего постсоветского пространства на историческую родину не прекратится. Но ее замедление налицо, и здесь Эдельштейн, вне всякого сомнения, прав.
Но если это так, что же прикажете делать?
По мнению премьер-министра Ариэля Шарона, с которым согласны многие ответственные лица в Министерстве абсорбции и «Еврейском агентстве», нужно обратить свой взгляд на запад. Именно отсюда следует ожидать приезда новых репатриантов: из Франции, Аргентины, Соединенных Шатов, Канады и других стран.
Мысль, прямо скажем, не новая. Правда, ее реализация на практике до сих пор буксовала. Например, из США в Израиль приезжало в 90-е примерно 2 тысячи человек, и уже довольно скоро почти половина из них возвращалась обратно по тем или иным причинам.
Думается, что и сегодня надеяться на «американское направление» особенно не стоит. Другое дело Аргентина и Франция. Первая переживает один из наиболее тяжелых экономических кризисов в своей истории, во второй с экономикой все относительно в порядке, если бы...
Если бы не усилившиеся во французском обществе в последнее время антисемитские настроения. Причем не только среди местных арабов, но и среди коренных жителей республики. Впрочем, бытовой антисемитизм французов имеет длительную, многовековую историю.
Несмотря на заявления отдельных лидеров еврейской общины, что не стоит бить тревогу и надо бы сохранять хладнокровие, делать это для их соплеменников становится все сложнее и сложнее.
Многих французских евреев откровенно напугал успех на прошедших президентских выборах лидера ультраправых Жан-Мари Ле Пена. Казалось бы, ведь свой главный акцент этот политик сделал на ограничении эмиграции из бывших французских колоний, в частности из арабских стран. Радоваться надо бы, однако...
Однако многие евреи усмотрели в росте популярности Ле Пена очень плохое предзнаменование не для арабов, а именно для них. Иммигрантов лепеновцы не любят, но и наших соплеменников руководимое им движение, мягко говоря, не жалует. Если и дальше влияние ультраправых во французском обществе сохранится, это не сулит местным приверженцам «Моисеева закона» ничего хорошего.
Об этом говорят в интервью «Джерузалем пост» евреи, жители французской столицы.
Так, бизнесмен Шмуль говорит корреспонденту израильской газеты:
«Честно говоря, я сам никогда не был объектом нападения антисемитов, но нынешняя обстановка в стране ясно свидетельствует о том, что отношение к евреям серьезно ухудшилось и продолжает ухудшаться».
Ответом на эту тенденцию и можно считать увеличившуюся эмиграцию французских евреев в Израиль. Если в 2001 году в страну приехало на постоянное место жительства 1157 французских евреев, то в прошлом году их уже было 2326. Большинство из них, в основном, религиозные евреи, ультраортодоксального и ортодоксального направлений. Правда, растет и число светских евреев.
По мнению Майка Розенберга, одного из руководителей «Еврейского агентства», в нынешнем году он и его коллеги ожидают не менее 3 тысяч репатриантов из Франции. С этим прогнозом отчасти согласна и директор израильской Ассоциации франкоязычных иммигрантов Эстер Тобол. Французские евреи настроены в целом просионистски, - говорит она. - Когда ситуация для них ухудшается, они начинают подумывать о репатриации. В нынешнем году к нам приедет не менее 2,5 тысячи эмигрантов».
Франция – это действительно большой резервуар потенциальных иммигрантов. Вне Израиля французская еврейская община – третья по величине, ее численность составляет 600 тысяч человек. Ни в одной из европейских столиц нет такого количества кошерных ресторанов, сколько имеется в Париже. Участие евреев в общественно-политической жизни страны продолжает оставаться довольно заметным.
И все-таки местным евреям есть о чем беспокоиться. К сожалению, словесными оскорблениями дело не ограничивается. За один только 2001 год во Франции было официально зарегистрировано 320 серьезных антисемитских инцидентов, среди которых - поджог синагоги и образовательного центра в двух парижских пригородах, поджог начальной школы в Марселе.
Французские же власти, в том числе и президент Франции Жак Ширак, заняли довольно странную позицию. Вместо того чтобы жестче взяться за собственных юдофобов, глава государства решительно отверг обвинение в нарастании антисемитской волны, обвинив израильтян, обратившихся к нему с просьбой принять меры, ...в разжигании ненужных страстей. В мае прошлого года в телефонном разговоре с Ариэлем Шароном Ширак предупредил своего собеседника, что обвинение Франции в антисемитизме может иметь самые негативные последствия в отношениях между двумя странами. Стоит ли после этого удивляться, что антиеврейские настроения во Франции усилились, ведь для официального Парижа проблемы как бы не существует.
Интересно, что для потенциальных репатриантов из Франции главным сдерживающим фактором для переезда на историческую родину является все-таки не террор палестинских боевиков и не война в Ираке, которая вот-вот может разразиться, а возможность быстро найти работу. Большинство французских евреев – это люди с высшим образованием, среди них много профессионалов. У них возникают резонные опасения, что в нынешней, очень сложной экономической ситуации в Израиле им будет трудно встать на ноги, что невозможно без трудоустройства.
Надо сказать, что правительство Шарона учло нужды репатриантов из западных стран. Теперь не только переселенцы из СНГ или эфиопские евреи имеют право на т.н. «корзину абсорбции», или, другими словами, пакет финансовой помощи, но и иммигранты из Франции, Аргентины, США, Канады, Австралии, Южной Африки и других государств. Накануне Нового года на заседании правительства было принято решение расширить перечень бенефитов, предоставляемых репатриантам из Франции и Аргентины.
Кроме финансовой помощи, содействовать переезду французских евреев в Израиль должно усиление связей между «Еврейским агентством», с одной стороны, и общественными и религиозными еврейскими организациями Франции - с другой. Кроме того, большую роль в пропаганде алии начинает играть посещение Франции делегациями ее бывших граждан, которые смогли добиться на исторической родине серьезных успехов.
Безусловно, до массовой репатриации французских евреев еще очень далеко. Но и в «Еврейском агентстве», и в Министерстве абсорбции надеются, что увеличить приток в страну евреев, жителей Парижа, Марселя, Лиона, - задача посильная.
Действительно, посильная, ведь от Парижа до Иерусалима – рукой подать...