Звонят, закройте дверь!

Советы потребителю. Выпуск №87
№5 (1032)
Банду аферистов, облапошивших 270 репатриантов из бывшего СССР, слава Богу, повязали. Удивляет при этом, как наивны оказались наши дважды соотечественники...
 
Александр РЫБАЛКА
 
Меня всегда удивляло, как анекдоты путешествуют через границы. Причем не только сегодня, когда имеется открытый всем ветрам Интернет, а и 50 лет назад, при “железном занавесе”, и 200 лет назад, когда роль Всемирной сети исполняли редкие купцы...
 
При пересечении каждой границы анекдот мимикрирует под “местный”. На месте крон возникают рубли или доллары, вместо Брежнева фигурирует Картер. Оно и понятно: если анекдоту не придать местный колорит, он не будет так смешон. Люди охотнее насмехаются над своими проблемами и местными властями, чем над трудностями далеких аборигенов и вождями какой-нибудь Папуасии.
 
То же самое можно сказать о схемах мошенничества. То, что хорошо работает в США, может быть неприменимо в России. А то, что в России идет “на ура”, будет глупо смотреться в Израиле. Скажем, россияне очень живо реагируют на сообщение: “Ваш сын попал в аварию, дайте взятку откупиться от ментов”. Зная особенности российских правоохранительных органов, народ моментально выбегает на улицу с пачкой денег и пытается всучить их кому попало...
 
В Израиле, разумеется, такой номер не проходит. Здесь если скажешь, что надо дать взятку полицейскому или следователю, насторожится даже самый последний лох. Но аферисты из числа наших соседей придумали другой ход: “Ваш родственник заехал на территорию Палестинской автономии и сбил кого-то, надо срочно дать взятку местной полиции”. Вы знаете, многие клевали! Вот почему-то уверены они в коррумпированности конкретно этих правоохранительных органов. Я конкретно с палестинской полицией не сталкивался, поэтому ничего сказать не могу. Мы описывали один подобный случай и пришли к выводу, что в таких ситуациях следует в первую очередь оповещать израильские власти, а наша полиция уже пускай решает, с чем мы имеем дело...
 
Впрочем, таких лохов, которые побегут передавать деньги “палестинским полицейским”, тоже не так уж много. А вот недавно в городе Ашдоде произошла следующая загадочная история...
 
Живет там одна немолодая женщина, Инна М. У нее есть взрослая дочь, которая каждый день (кроме выходных, разумеется) ездит на работу на личном автомобиле. И вот однажды этот автомобиль сломался. Дочь — назовем ее Марина — вызвала эвакуатор, машину оттащили в авторемонтную мастерскую и сказали, что в течение максимум 3-4 дней поломку устранят.
 
Марину не обрадовал такой поворот событий. Это означало, что как минимум до конца недели ей придется ездить на работу автобусом, что для нее было не слишком удобно, поскольку приходилось делать пересадку. Ну да ладно, решила она, несколько дней можно и потерпеть.
 
И вот в один из таких дней Марина попрощалась с матерью, вышла из дома и поехала на работу. Буквально через полчаса зазвонил мобильный ее матери. Инна посмотрела на экран и увидела, что номер какой-то незнакомый — слишком длинный и с двумя нолями впереди, означающими, что звонят из-за границы.
 
— Мамочка, я выпала из автобуса и разбила голову! — раздался в трубке женский крик. — И еще я задела беременную женщину, мы с ней сейчас находимся в больнице!
 
Инна до смерти перепугалась. Она решила, что звонит ее дочь. Но задать уточняющие вопросы ей не удалось — в телефоне зазвучал уже незнакомый мужской голос.
 
— Здравствуйте, я Борис Б., — солидно сказал мужчина, — адвокат туристки, которую задела ваша дочь. Дело в том, что у моей клиентки нет медицинской страховки, а ей необходимо срочное лечение. Я сейчас приеду к вам, чтобы отрегулировать финансовые вопросы.
 
— А в какой больнице находится моя дочь? — пролепетала Инна.
 
— “Барзилай”, — ответил адвокат.
 
— В таком случае я сейчас же выезжаю в больницу, — сказала обеспокоенная мать и повесила трубку.
 
Она уже стала одеваться, чтобы поскорее выскочить на улицу и взять такси до Ашкелона, но тут ей показалось странным, что у “ушибленной туристки” моментально нашелся адвокат. Нет, разумеется, та могла позвонить со своего телефона адвокату, но ведь рядом была ее дочь, и Борис, судя по всему, находился там же, в больнице “Барзилай”! 
 
Значит, это ашкелонский адвокат? Тоже может быть... Но тогда почему у ашкелонского адвоката иностранный номер? А может, он звонит с телефона туристки? А где его номер? Ладно, дочь могла разбить телефон при падении, но неужели у адвоката нет личного мобильника? В общем, Инна тут же позвонила на мобильный телефон дочери и узнала, что та без всяких приключений добралась на работу.
 
После работы мать и дочь отправились в полицию и оставили там заявление. Оказалось, что они не первые пострадавшие от телефонных мошенников. Схема отработана: ваш родственник сбил туристку — у нее нет страховки — давайте денег на лечение.
 
При этом я обратил внимание на интересный факт... В каждом конкретном случае аферисты приводили какую-то конкретную информацию, которая могла подтвердить, что они говорят правду. Скажем, если бы в тот день Инне сказали, что ее дочь сбила кого-то своим автомобилем, она не поверила бы, поскольку точно знала, что дочь поехала на работу автобусом.
 
Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришел к выводу, что в данном случае речь идет не просто о группе мошенников, которые обзванивают всех подряд по купленной базе данных. У этой группы аферистов существует своя разведка — они предварительно как минимум несколько дней следят за людьми, которым собираются позвонить.
Номер, с которого звонили мошенники, полиция “пробила”, но никакой информации получить не удалось. Номер литовский, но это вовсе не значит, что звонят из Литвы. Просто некоторые прибалтийские страны, пользуясь чудесами Интернет-телефонии, предлагают своим клиентам очень дешевый сервис международных звонков. Можно звонить и внутри Израиля, это выходит не так уж дорого, а номер засечь невозможно. Купить подобные карточки можно не только в Прибалтике, но и просто через Интернет. В любом случае речь идет о большой организованной шайке аферистов...
 
Теперь позволю себе дать совет: если вам говорят, что ваш близкий попал в беду и необходимо срочно, вот сию секунду, внести деньги, тщательно обдумайте ситуацию. 10-15 минут ничего не решат. Сделайте вашим близким звонок — так ли уж катастрофически обстоят дела? Уверены ли они, что их можно решить деньгами? Людей, которым надо передать деньги, ваши близкие знают?
 
Добавлю, что НИКОГДА не стоит передавать деньги “на взятки”, в Израиле это считается серьезным преступлением. Даже если деньги пойдут не в карман жуликам, а конкретно какому-то чиновнику или служащему правоохранительных органов (к сожалению, “кто-то кое-где у нас порой”), вы автоматически превратитесь в преступника и можете реально сесть.
 
P.S. Пока я писал эту статью, мне позвонила Инна М. и сообщила, что мошенников нашли. Как оказалось, банда состоит из 12 (!) человек! Это ж сколько людей надо обманывать ежедневно, чтобы прокормить такую свору жулья! В полиции говорят, что речь идет об одной из самых крупных мошеннических операций за всю историю страны – ее жертвами стали 270 семей выходцев из СССР-СНГ. Арест преступников, причастных к этой афере, в правоохранительных органах расценивают как свою крупную победу.
 
“Новости недели”

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir