Украина: враг за воротами
В мире
Андрей Барташов,
специально для “Русского Базара”
Борьба с коррупцией — как дело рук самих коррупционеров. Лозунг авторства Ильфа и Петрова применительно к государству по имени Украина мне захотелось перефразировать именно так. Повод — прошедший на минувшей неделе в этой стране Третий антикоррупционный форум — меропрятие с громким названием, соответствующим ему размахом и как итог — обильной пищей для размышлений.
Местом проведения Форума — для краткости буду именовать это меропрятие именно так, - организаторы выбрали прифронтовой Харьков. Учитывая то, что предыдущий официальный сбор под стягами борьбы с коррупцией имел место в украинской столице — Киеве, выбор именно Харькова для третьего Форума — вполне объясним. Город, который сами харьковчане исторически обоснованно называют «первой столицей», без преувеличения является ключевым для сохранения украинской государственности на востоке страны. Харьков выстоял под натиском Русской весны, которая превратила в зону боевых действий соседние Луганск и Донецк. Пади он — не исключено, что говорить об Украине не только на Слобожанщине, но и на всем левом берегу Днепра стали бы только историки и летописцы.
С точки зрения борьбы с коррупцией — Харьков для Украины город тоже знаковый. Местные называют его «ментовским» - такого средоточия силовиков и столь высокой степени их влияния на все сферы жизни нет и никогда не было ни в одном другом городе страны. А именно украинские силовые структуры, в первую очередь МВД — стабильные лидеры в соревновании за звание наиболее коррумпированных.
Главной звездой мероприятия стал мега-популярный в последнее время в Украине Одесский губернатор — Михаил Саакашвили. Опальный грузинский лидер, «отсидевшись» некоторое время в Бруклине, получил от украинского президента пост главы Одесской областной администрации. Михо, как его называют соратники и поклонники, так рьяно взялся за борьбу с коррупцией, что в рекордные сроки нажил себе в украинском политикуме немало врагов. «Гастролер» и «клоун» - это уже прозвища от его оппонентов — дошел до того, что в присутствии президента Порошенко назвал коррупционерами главу МВД Украины и самого премьер-министра.
Впрочем, серьезных последствий, как того можно было бы ожидать, в результате этого не последовало. Поэтому неудивительно, что именно Саакашвили стал «хэдлайнером» антикоррупционного форума и взял на нем вступительное слово.
По-кавказски эмоционально, спикер осыпал комплиментами Харьков и не стал скупиться в крепких выражениях в адрес коррупционеров. Справедливые, но банальные фразы о том, что «правительство продолжает сидеть на тех же потоках, на которых сидел Янукович», «для многих чиновников совковый мир Путина ближе чем Европа», или «надо отправлять на свалку истории элиты, которые 25 лет грабят свой народ», позволили господину Саакашвили собрать шквал аплодисментов. Однако никакой конкретики по поводу того, как именно отправить на свалку истории эти элиты, либо перекрыть потоки, на которых сидит нынешнее украинское правительство, оратор не предложил.
После Саакашвили на форуме выступали фигуры меньшего ранга — общественные деятели, политики и вчерашние журналисты, а ныне депутаты Верховной Рады. Саакашвили же в это время купался в волнах народной любви в фойе здания, где проходил форум, и осчастливливал желающих запечатлеть с ним «селфи» на память. Как итог, единственным конкретным решением форума, на который собрались три тысячи человек, стал анонс сбора подписей за отставку правительства Украины. Подписей надо собрать миллион, а вот что потом — неизвестно, ведь механизма отставки правительства после сбора подписей попросту не существует.
Если говорить о конкретике громкого мероприятия, то она прозвучала лишь на местном уровне — от харьковских активистов. Они подробно поделились информацией о коррупционных схемах местного истеблишмента — в частности, одиозного мэра Харькова Геннадия Кернеса и бывшего губернатора, нынешнего нардепа-оппозиционера Михаила Добкина. Но, как это бывало и раньше, на национальном уровне их мэссиджи услышаны не были. Собственно, на этом борьба с коррупцией в рамках одноименного форума закончилась.
Зачем был нужен этот форум, кому от него польза, а главное — почему спустя неделю об этом мероприятии стоит писать?
На эти вопросы есть самые разные варианты ответов, а скорее — версии, как от политиков, так и от журналистов.
То, что лежит на самой поверхности и частично подтверждается обилием «пиара» — это начало создания новой политической силы на базе так называемого «Движения за очищение», которое и выступило организатором Форума. По мнению некоторых политологов, на благодатной волне борьбы с коррупцией в украинский парламент хочет влиться новая политическая сила, цель которой — в перспективе взять под контроль не только законодательную, но и исполнительную власть, получив возможность назначать в правительство своих министров.
Собирается ли эта политическая сила взаправду бороться с коррупцией — естественно, нет. Во всяком случае, так, как это действительно необходимо.
Еще одна версия: Форум в Харькове стал попросту рупором для мэссиджа от администрации украинского президента, озвученного Саакашвили в адрес нынешнего правительства.
Суть мэссиджа такова: Порошенко не нужен премьер-министр в виде самостоятельного политического игрока, и в случае чего коррупция — это тот беспроигрышный расклад, разыграв который Банковая может убрать любого неугодного политика — даже достаточно крупного ранга.
Если верить любой из этих версий, то прошедший Форум — ни что иное как клоунада для тех, кто еще верит в возможность реформ в Украине — в самой стране, Западной Европе, и здесь, за океаном. А участники мероприятия — массовка, призванная отыграть роль общественности, в руки которой вкладывают мнимые рычаги влияния на ситуацию в государстве.
Для рядового украинца эти выводы печальны, ведь они означают, что бороться с коррупцией в стране всерьез так никто и не собирается. И подтверждение этому украинец постоянно видит в своей повседневной жизни.
Обвинив предыдущий режим в растрате народных денег, нынешняя власть сначала позволила его лидерам беспрепятственно покинуть страну, а потом закрыла глаза на то, как менее высокопоставленные представители этого режима благополучно интегрировались в новые властные структуры. Так, силовики с профилями откровенно сепаратистского содержания в соцсетях, которые во время «революции достоинства» защищали режим Януковича, каким-то образом прошли переаттестацию и влились в ряды новой украинской полиции. Той самой, создание которой так активно рекламировал министр МВД Арсен Аваков.
Люди, которые занимали удобные кожаные кресла в кабинетах налоговой службы, судах и госструктурах при Викторе Януковиче, ничтоже сумняшеся заменили его портреты на стенах портретами Петра Порошенко — и остались при должностях. А, главное, — при все тех же схемах, в результате которых в их карманах продолжают оседать бюджетные и народные деньги.
Поменяли ли эти люди идеологию — безусловно, нет. Для них, по выражению Саакашвили, путинский совок действительно намного ближе к телу чем Европа. Не случайно мэр Харькова Геннадий Кернес — еще так недавно рьяный активист партии регионов и идейный последователь политики Януковича, на вопрос журналистов по поводу проведения в Харькове антикоррупционного форума ответил, что когда, мол, люди встречаются и говорят — это хорошо.
Действительно, пусть говорят — угрозы Кернесу и ему подобным это не несет никакой. Если бы в Украине кто-то на высоком уровне действительно захотел бы искоренить коррупцию, страну ждала бы настолько массовая перезагрузка всех сфер деятельности, что неминуемо встала бы проблема новых кадров, а тюрьмы оказались бы переполненными. Попутно нужно было бы создавать принципиально новые пути следования денежных потоков в государстве. А это дело очень хлопотное, и, главное, — никому из власть предержащих крайне невыгодное.
Несмотря на все вышесказанное, считать Антикоррупционный форум бесполезной профанацией не следует. Это событие имеет свою ценность — как сигнал, который сообщает о том, что нынешнее украинское правительство — также, как и предыдущее — продолжает играть с народом в игры. Только предшественники эти игры проводили под прикрытием мнимой «стабильности», а их последователи, - под прикрытием борьбы. В том числе и с коррупцией.
К чему привели игры первых — уже известно. Что произойдет со вторыми — рано или поздно увидим.
Коррупция — это именно то, что отпугивает от Украины — уже без режима Януковича — весь цивилизованный мир. Отпугивает инвесторов и политиков, а значит — и финансовые потоки. А они стране, которая воюет за свою государственность и в то же время старается государство строить, нужны как воздух. Кредитов МВФ или американских пожертвований Украине не хватит. Стране нужны долгосрочные инвестиции — на взаимовыгодных условиях. Только так можно будет говорить о развитии украинского государства в будущем. И для этого развития внешний враг в лице сепаратистов и России, которая фактически открыто их поддерживает, не страшнее врага внутреннего. Пресловутых коррупционных схем, на которых привыкли сидеть украинские чиновники.
Именно об этом сказал в своем заявлении президенту Порошенко очень популярный и любимый за патриотизм украинский артист, лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук. По его словам, в то время, когда украинские герои гибнут на востоке страны, в новой украинской власти героев попросту нет. А власти сейчас нужны именно герои. Киборги, такие, как те, которые двести сорок два дня отбивали атаки на Донецкий аэропорт. Но их нет. Потому что киборги воюют и погибают. А во власти, на схемах, сидят обычные люди. Которые привыкли к откатам, взяткам и подношениям. И которые панически боятся оказаться не у кормушки.
Именно поэтому, как бы цинично это ни звучало, нынешней украинской власти выгодна война на Донбассе. Потому что она отвлекает украинцев от того, что происходит вдалеке от фронта. В самой стране, в кабинетах власти, залах судов и хранилищах Нацбанка.
На войну можно списать абсолютно все. Неумение, нежелание, непрофессионализм. Наконец, страх. И, как его следствие, нежелание смотреть в будущее и безразличие по поводу того, что будет со страной завтра.
Но рано или поздно, войны заканчиваются. Воины возвращаются домой. И у них возникает вопрос: что происходило у них в доме, пока они воевали. Поиски ответа могут привести к самым непредсказуемым последствиям. В том числе — к очередному противостоянию между народом и властью. Намного более массовому и кровавому, чем события так называемой Революции Достоинства.
comments (Total: 3)