Возьмем под защиту курочку рябу...
Мир страстей человеческих
Усилия защитников животных стоят выеденного яйца. Так на днях решили в сети ресторанов быстрого питания Wendy’s и частично отказались от омлетов из яичек несушек, живущих в клетках. Отныне посетители 400 заведений популярного производителя фаст-фуда в США и Канаде станут питаться яйцами курочек, свободно передвигающихся по территории птицеферм.
А к 2020 году во всех ресторанах Wendy’s начнут подавать омлеты исключительно от наседок, не томящихся за решеткой. Тем самым компания решила присоединиться к инициативам McDonald’s, Dunkin Donuts и Panera, ранее выступившим в защиту прав животных.
Кроме того, к 2022 году Wendy’s планирует отказаться от использования мяса свиней, выращенных в неудобных стойлах. Зоозащитники полагают, что заключение свиноматок в клетки - один из самых жестоких способов производства мясной продукции.
Следствие ведет ФБР
Следование правилам гуманного обращения с животными становится правилом хорошего тона и частью корпоративной этики в американском обществе. О судьбах буренок и пеструшек задумываются не только в компаниях по производству продуктов питания. Занимаются их защитой и органы правопорядка.
Так, Федеральное Бюро Расследований, начиная с этого года, станет отслеживать факты жесткого обращения с животными и вносить их в категорию “А” (наиболее тяжких преступлений, наряду с изнасилованиями и убийствами людей). Ранее подобные случаи относили к группе “Б” и внимания им уделяли меньше.
Злодеев будут наказывать за следующие преступление: пренебрежение правами животных, умышленное издевательство, групповое истязание и сексуальное домогательство. Информация о возрасте и месте проживания правонарушителя, а также характере содеянного будет доступна зоозащитникам и стражам порядка.
Эксперты обратили внимание на то, что ущемление прав братьев наших меньших неразрывно связано с преступлениями против людей. Согласно данным Департамента полиции Чикаго, 65 процентов арестованных за насилие над животными впоследствии оказывались вновь привлеченными к ответственности за злодеяния по отношению к гражданам.
Спасти бойцовских петухов
Какие случаи издевательств над животными попадут в категорию “А” базы данных ФБР?
Такие, например, как история с нелегальным клубом бойцовских собак в Балтиморе, закрытом правоохранителями в августе прошлого года. Несчастных псов заставляли драться друг с другом до смерти: мэрилендские зоозащитники сообщают о пятнах крови на стенах и на покрытии ринга для боев.
За два месяца до того блюстители порядка обнаружили 250 боевых петухов, укрываемых в жилом доме в городе Одентон того же штата. При задержании их владельца выяснилось, что птиц растят и тренируют для продажи и сражений по всей стране. Снятые еще в 2010 году в штате Кентукки кадры боев приводят в ужас: на лапы петухов одевали искусственные опасные шипы, с помощью которых они наносили друг другу серьезные увечья.
Владелец петухов с гордостью позировал на фото с выжившими птицами-победителями в руках и выкладывал снимки в Фейсбуке, а также выступал за легализацию петушиных боев. Сигнал о нелегальном бизнесе с участием несчастных пернатых поступил в полицию в мае прошлого года. Сейчас злоумышленника обвиняют в 67 случаях жестокого обращения с животными и 22 случаях незаконного владения атрибутикой петушиных боев.
Будут ли нарушители прав животных наказываться в той же мере, что и преступники, посягнувшие на жизнь и достоинство людей?
Пока лишь в 13 штатах и в округе Вашингтон обидчики братьев наших меньших попадают под статьи уголовного кодекса, сообщает “Вашингтон Пост”. Когда и будет ли в этом вопросе достигнуто равенство между правами животных и людей по всей стране, покажет время.
О косатках и людях
Впрочем, зоозащитники сражаются не только с жестокосердными злодеями, издевающимися над братьями нашими меньшими ради удовольствия или выгоды. Порой интересы борцов за права животных сталкиваются с бизнесом добропорядочных организаций. Говорить о жестоком обращении с рыбами, птицами или млекопитающими тут не приходится, но страсти все равно разгораются нешуточные.
С давних пор зоозащитники требуют от американских компаний, владеющих морскими косатками в развлекательных парках по всей стране, освободить дельфиновых хищников. Мол, нечего им делать в закрытых водных пространствах, нужно выпустить их в море, пусть и на специально отгороженную от пучины территорию.
Обращение в суды по этому поводу - не редкость. Зооактивист Ховард Гаверд из Вашингтона составил иск к компании “Океанариум Майами”, требуя забрать из развлекательного парка единственную морскую косатку Лолиту и выпустить ее в благоустроенную бухту неподалеку от островов Сан-Хуан, к северу от Сиэтла. Транспортировка невольницы должна обойтись в 200 000 долларов, первый год проживания в специально отведенных для нее водах и стоимость ухода - еще в полтора миллиона.
Впрочем, владельцы Лолиты из Майами не собираются ее отдавать и ссылаются на то, что переезд может повредить здоровью животного.
Противники освобождения дельфиновых хищников из закрытых океанариумов часто ссылаются на историю морской косатки по кличке Кейко. Его поймали в водах Исландии в 1979 году в возрасте трех лет, после курса дрессировки невольник был отправлен в развлекальный парк в Мексико-сити для участия в водных шоу. Кейко начал карьеру в кино в 1987 году, появившись в сериале “Пятнадцатилетние”, но по-настоящему прославился в 1993-м, когда принял участие в съемках фильма “Освободите Вилли” кинокомпании “Уорнер Бразерс”.
История о дружбе 12-летнего мальчика Джесси со спасенным им китом тронула сердца миллионов зрителей. В фильме ребенок помогает товарищу по кличке Вилли ускользнуть из рук убийц и оказаться на воле в открытом океане.
Поклонники косатки-актера решили воплотить кинематографическую мечту в реальность и создали фонд помощи Кейко. На собранные деньги кинозвезду сначала подлечили в океанариуме в Ньюпорте, а потом отправили домой в Исландию. Для того, чтобы самец косатки легче перенес процесс привыкания к новой жизни, за ним наблюдали эксперты из группы Ocean Futures. Кроме того, Кейко прошел курс обучения самостоятельному поиску пищи в открытом море. Расходы на помощь косатке доходили до 300 тысяч долларов в месяц.
Увы, будущее дельфинового актера, как и у многих знаменитостей после выхода на пенсию, не сложилось. Он не смог наладить крепкие связи с сородичами и больше общался с людьми, подплывая к берегу и выпрыгивая из воды на радость детям и рыбакам. Когда стая других косаток уплыла из фьорда, Кейко не последовал за ними и остался один. За несколько лет до смерти отшельника ученые предупредили, что, скорее всего, выжить в естественных условиях ему будет трудно. Увы, как в морскую воду глядели: в декабре 2003 году Кейко скончался от сильного воспаления легких.
Впрочем, защитники животных считают, что знаменитый актер и так прожил на свободе немало, потому эксперимент с отпусканием китов и дельфинов-невольников в открытое море следует признать успешным.
Сейчас зооактивисты собирают подписи в поддержку другого самца косатки по имени Тиликум, который также снялся в фильме под названием Blackfish (название русской версии - “Черный плавник”). Петиция с просьбой отпустить артиста на волю уже собрала более 222 000 подписей на сайте change.org.
Создатели прошения отмечают, что Тиликум содержится в стесненных условиях в бетонированном бассейне. В настоящее время герой “Черного плавника” принадлежит компании “Морской мир” из Орландо и выступает в развлекательных шоу.
О жизни собачьей
Впрочем, дельфинам и китам еще повезло. Пусть и в неволе, они могут прожить десятки лет. Совсем плохи могли быть дела у десятков собак из Кореи, не вызволи их из плена защитники прав животных с западного побережья Америки.
В конце прошлого года ферма по разведению несчастных жучек решила заняться выращиванием риса вместо поставок собачатины на местный мясной рынок. Четвероногие узники, к счастью, оказались не у дел, и зоозащитникам удалось договориться об их выкупе и отправке в США.
В спасении псов участвовали активисты и организации из Международного гуманного общества. Собак удалось разместить в приюты в штате Вашингтон и Калифорнии, где их обучали навыкам жизни в новой среде и затем находили им заботливых владельцев.
Среди освобожденных оказались псы самых разных пород: от крупного японского мастиффа весом в 59 килограмм до меньшего по размеру корейского чиндо. Пленники оказались взрослыми, в возрасте от года до трех, но вели себя как щенки. Еще бы, выращенные в тесных клетках, они не умели общаться и не имели никакого представления о внешнем мире.
Прежде чем отдать собак в приемные семьи, их пришлось научить гулять на поводке и выполнять простейшие команды.
Спасение десятков псов - лишь небольшая толика усилий, которую предпринимают зооактивисты для облегчения участи несчастных шариков и барбосов в далекой Корее. Защитники животных отслеживают ситуацию на 17059 фермах и пытаются помешать практике разведения собак для мясной индустрии.
Защищать - не значит нарушать
Занимаясь благим делом защиты прав братьев наших меньших, главное - не перегибать палку и действовать в соответствие с законом. Правоохранители отслеживают и арестовывают не только тех, кто проявляет жестокость по отношению к животным. На карандаш блюстителям порядка - и за решетку - попадают и преступники, причисляющие себя к защитникам окружающей среды.
Сайт ФБР сообщает, что эко-экстремисты нанесли ущерб экономике страны более чем на 110 миллионов долларов.
Некоторые преступники занимались поджогами автомобилей и недвижимости, полагая, что, мешая городам расширяться за счет лесов и зеленых насаждений, помогают тем самым защищать окружающую среду.
Время от времени тактика нарушителей закона меняется: злодеи начинают рассылать письма с угрозами семьям ученых или бизнесменов, чья деятельность не по нраву эко-экстремистам.
Одним из нашумевших стал случай с 31-летней активисткой Мередит Лоуэлл из Кливленд-Хайтс, Огайо.
Она была арестована в 2012 году после того, как попыталась нанять киллера для убийства первого встречного человека, носящего меха.
Свое объявление Мередит опубликовала на Фейсбуке и попросила совершить преступление неподалеку от публичной библиотеки. Сама она намеревалась присутствовать при исполнении убийства и раздавать литературу, призывающую население не надевать изделия из меха. С Лоуэлл связался агент ФБР, выдававший себя за киллера.
Девушка отправила ему “заказ” следующего содержания: “Я плачу тебе за то, чтобы ты убил человека в мехах не моложе двенадцати лет. Но надеюсь, как минимум четырнадцати лет. Хотя в возрасте двенадцати тоже сгодится”.
После приговора девушка провела некоторое время в федеральном лечебном учреждении для женщин-заключенных в Форт-Ворте, Техас. Позднее, по решению судьи, она была отпущена домой из-за состояния умственного здоровья.
За нарушение закона радикалам приходится отвечать по всей строгости уголовного кодекса, какими бы благими целями они не мотивировали свои действия. Судья, приговоривший другую активистку, Ребекку Рубин, к 5 годам за поджоги, предписал ей прочитать книгу Малкольма Гладуэлла “Давид и Голиаф”. По мнению служителя Фемиды, это поможет девушке лучше понять принципы защиты окружающей среды без применения насилия.
Вадим Абрашев