Кишкою ПРИРАСТАЕТ сердце

Наука и жизнь
№43 (810)

Как сообщают СМИ ФРГ, немецкие хирурги спасли жизнь нидерландской раковой больной, заменив ей часть пораженного опухолью сердца имплантатом из тонкой кишки пациентки. Революция? Несомненно. Но это достижение медиков - из серии вынужденных мер.

В Германии 12 тысяч человек ждут донорского органа. Многие из них - тщетно. По данным немецкого Фонда трансплантации органов, три человека в стране умирают каждый день, потому что не дождались донорского органа. “Время ожидания сердца для последующей трансплантации - просто скандальная тема”, - заявил с трибуны недавнего конгресса хирургов в Мюнхене Фридхельм Байердорф, директор департамента сердечной и сосудистой хирургии в университете Фрайбурга.

Люди умирают не от недостатка органов, а от отчаяния. Уж слишком затягивается ожидание. Порой по 80-100 дней. Когда орган доставляют, бывает, к сожалению, слишком поздно. Когда в лист ожидания вписывают фамилию пациента, предполагается, что он имеет высокую вероятность умереть в течение ближайших трех-десяти дней. Таковы медицинские стандарты.

Ожидание - чрезвычайно жестокое испытание для пациентов, ожидающих органа. Существует еще возможность использования искусственных органов, к примеру, сердца, но это лишь временная альтернатива. Для увеличения продолжительности жизни максимум на 7,5 лет эта альтернатива слишком низка. Исследования сердца свиньи в качестве вероятного трансплантата считаются еще слишком несовершенными, чтобы пациенты могли рассчитывать на такой вариант.

Медики Германии не пришли пока к единому мнению, можно ли использовать донорские органы после того, как наступила смерть мозга. Пока побеждает прежде бытовавшая точка зрения: нельзя. Немцев, весьма консервативных по любому поводу, убедил опыт Австрии и Испании, где эту проблему решили быстро, и там теперь всегда достаточно донорских органов. Причем, в избытке. С этим связан экспорт донорских органов из Австрии и Венгрии. Понятно, такая доставка встает в копеечку. “Жизнь-то дороже”, - говорят медики, которым в логике не отказать. “Но почему надо намеренно увеличивать стоимость донорских органов?” - недоумевают пациенты. Они тоже правы.

В Австрии около 8,5 млн. жителей. При этом из общего числа опрошенных 2000 респондентов сказали, что приветствуют возможность пожертвования своих органов во имя спасения соотечественников. Министр здравоохранения Баварии Маркус Содер считает, что примеру соседей вполне можно последовать.

Тогда можно будет приступать к решению второй части проблемы. Транспортировке. Как считает Аксель Хаверих, один из самых знаменитых кардиохирургов ФРГ, шеф ганноверского центра, для того, чтобы сердце было пригодно для трансплантации, оно должно биться так, будто все еще находится в человеческом организме. Тогда сердечные ткани остаются нетронутыми.

Но, верные незыблемому принципу законности деяний, все эти детали требуют проработки и утверждения в немецком парламенте. Бундестагу придется уже в этом году провести реформирование законов о трансплантации органов. Ожидается выступление руководителя парламентской фракции социал-демократов, экс-министра иностранных дел Франка Вальтера Штайнмайера, - политика, который пожертвовал почку своей жене.

Немцы близки к тому, чтобы воспринимать историю возобновляемых органов, как голливудский фильм: жестокая судьба, тяжелая болезнь и счастливый конец. Угасающие надежды, дерзкие врачи, слезы счастья. Но эта история имеет прототипа - того же Акселя Хавериха. И дату отсчета имеет - около восьми лет назад ганноверский врач взялся за двух безнадежных детей из Молдавии. И спас их.

Он использовал новую форму трансплантации - отказался от искусственных клапанов и применил сердечные клапаны умерших людей. Искусственные клапаны слишком жесткие, они будут создавать большие неудобства для детей, поскольку их организм развивается, сердце расширяется, крови прокачиваться должно все больше. Клапаны изначально должны быть большие, от взрослых доноров, и вживиться в систему. Эксперимент Акселя Хавериха был встречен резкой критикой: дескать, врач решился ставить опыт на молдавских, а не на немецких детях, а это нарушение этических стандартов.

Подобные речи вели завистники, которых в Германии, как везде, хватает. Но вот дети подросли. Девушка вышла замуж, мальчик стал студентом медицинского и хочет, как его спаситель, стать кардиохирургом. Таков финал истории. Никаких неудобств они с чужими клапанами не ощущают. И то, что прожили с заимствованными фрагментами тела около 9 лет, - лучшее подтверждение того, что методика ганноверского врача сработала.

Аксель Хаверих - один из пионеров тканевой инженерии, как называется новая отрасль биомедицины. И в Европе, и в США и в Японии - всюду врачи с энтузиазмом отнеслись к технологии.
“Сердечные клапаны - только начало, - говорит Ульрих Мартин, директор исследовательской лаборатории биотехнологии и искусственных органов в Ганновере, подчеркивая: уже 30 пациентов Акселя Хавериха получили спасительные клапаны, что не повлекло никаких серьезных осложнений. - Мы идем к гораздо более сложным задачам, например, развитию сердечной мышечной ткани. Меняется целевая аудитория: отныне она включает людей, у которых временами наступают сердечные приступы, и они страдают от сердечной недостаточности. Другие исследовательские группы работают над искусственными тканями легких, печени, кишечника и кожи - этому, кажется, нет предела”.

Между тем, одна из самых больших проблем остается, но тоже, вероятно, будет решена. Долгое время ученые не знали, откуда брать исходный материал для строительства органов и тканей. Около четырех лет назад они обнаружили, что перспективным источником питания могут стать так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки. В идеале они в запрограммированном состоянии способны превращаться в почти все виды тканей.

Снова революция в медицине. Но исследователи пока экспериментируют исключительно на животных. Есть еще много препятствий, которые предстоит преодолеть. Например, вживить плюрипотентные клетки в опухолевые ткани, чтобы перепрограммировать их и победить опухоли, в том числе злокачественные. Мартин предсказывает, что, скорее всего, в ближайшие пять лет результаты опытов можно будет применить для исследования с людьми.

Впрочем, Аксель Хаверих решил рискнуть уже сегодня. Рак сердца - заболевание редкое. Он поразил 40-летнюю пациентку, которая использовала последний шанс на спасение в Ганновере. “Поскольку опухоль вилочковой железы затронула не только вход в правое предсердие, но еще и корень правого легкого, в Голландии эту опухоль признали неоперабельной. Так она оказалась на операционном столе”, - говорит Хаверих. Удалить опухоль было нельзя - это означало бы верную смерть пациентки. Пересадка донорского сердца также исключалась: она онкологическим больным не проводится.

У хирурга не было выбора. Он удалил пораженное раковой опухолью предсердие и заменил его имплантатом из участка тонкой кишки пациентки. Очень важную роль играли кровеносные сосуды. Врач вшил их в систему кровообращения пациента наподобие того, как это делается при операции аорто-коронарного шунтирования. Так стенка кишки превращалась в стенку предсердия.

Чтобы кишка поняла, что она уже - сердце, потребовалось в общей сложности полтора месяца. Именно к этому моменту правое предсердие, созданное из кишки, сокращалось так, что было уже практически неотличимо от других фрагментов органа. Это было сердце.
Сердце здорового человека.

Александр МЕЛАМЕД, собкор  “Секрета” по странам Западной Европы


comments (Total: 2)

///Чтобы кишка поняла, что она уже - сердце, потребовалось в общей сложности полтора месяца./// Божижь мой, какого брэда пишет наш мистер Меламед. Журналюжской закваской за версту. Дорогой ви наш писака, ви хоть имеете понятия, щё мишцы кишэчника и сэрдца рэшительно отличаются. А равно и их окружение и иннервация. И что такая операция просто бессмысленна. В кратчайший срок эта больная умрёт и Аксель это знает.
Просто потренировался, взяв расписку, шоп не судили. И нет тут никакого прорыва. Буль шыт. Изначально провальная попытка.
///перспективным источником питания могут стать так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки/// И зачем тада надо кишок, спрошу я вас. Вот пусть и работают с теми клэтками. И главное - это работа генетиков, молекулярных биологов и биотехнологов, а кусок чего угодно в серцэ могли вставлять давным давно, толку от такого вставления ноль. Чуток больной покорячится и на погост. Дурь журналистская веселит, но иногда - утомляет.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Вот это да! Молодцы немцы! Золотые руки, золотая голова! Аксель Хаверих.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir