БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН: КОГДА ЖЕ МИРНЫМ СТАНЕТ ОН?
Махмуду Аббасу (Абу-Мазену) не удался блицкриг с односторонним признанием Генассамблеей ООН палестинского государства. Совбез ООН и ближневосточный “квартет” правильно рассудили, что “провозглашённое” таким способом государство будет выставлено на посмешище. Часть его территории управляется не Махмудом Аббасом, а ХАМАСом, а деньги на проживание оно клянчит у кого попало. Поэтому палестинцам предложили возобновить переговоры с Израилем, чтобы их государство было создано на основе двустороннего соглашения. Однако признание Фалястын в СБ - лишь верхушка айсберга. За кулисами предстоящего голосования идут жестокие баталии, и проявления некоторых из них позволяют понять разные аспекты проблем.
Предлагаю обмен мнений, состоявшийся за “круглым столом” газеты “Нью-Йорк Таймс” на тему: “Может ли Израиль выжить без палестинского государства? М.Аббас и Б.Нетаниягу находятся в патовой ситуации по вопросу палестинской государственности. Не будет ли лучше Израилю при наличии жизнеспособной ПА?”
“ИЗРАИЛЬ НЕ СВЕРХДЕРЖАВА”
Ронен Бергман, военный аналитик “Едиот Ахронот”:
“Евреи, как известно, на вопрос отвечают другим вопросом, так что я бы добавил в нашу дискуссию третий вопрос: “Будет ли положен конец израильско-палестинскому конфликту? Или более конкретно: “Не стал ли вынужденный выезд израильских послов из двух стран - основных стратегических бастионов на Ближнем Востоке - Турции и Египта - причиной того, что независимая Палестина до сих пор не признана, или это результат ненависти по отношению к Израилю, ненависти, которая никогда не умрет?”
На недавней конференции по терроризму израильтяне правой ориентации, в том числе некоторые члены кабинета министров, заявили, что палестинская государственность мотивируется ненавистью. По их мнению, конфликт с палестинцами мало связан с поселенческой политикой Израиля, потому что они не могут или не хотят мирного решения, которое обеспечит обеим странам возможность сосуществования. Участники конференции считают, что большинство арабов будет и впредь продолжать акции по нанесению ущерба Израилю в попытке покончить с еврейским государством.
Всё, что мы можем сделать, согласно этой точке зрения, которую разделяет и премьер-министр Биньямин Нетаниягу, - это продолжать жить, держа порох сухим и в то же время пытаясь добиться ограниченных и частичных решений по удерживанию ситуации, чтобы выиграть время.
Хотя этот подход не совсем лишён логики, его следует жёстко отвергнуть. Ухудшение международной обстановки вокруг Израиля требует немедленных дипломатических действий. Оккупация Иудеи и Самарии почти повсеместно осуждается как незаконная, и если Израиль продолжает настаивать на том, что он не может существовать без этих территорий, то ему грозит опасность также утратить легитимность собственного существования.
Израиль не может продолжать вести свою политику в том же духе, без достижения существенного компромисса в палестинском вопросе. Он не является сверхдержавой и ему лучше перестать пытаться так себя вести.
К сожалению, создание палестинского государства не будет означать, что 130 лет кровопролития закончатся, и в арабском мире не будет ненависти к Израилю. Это, однако, не является достаточным основанием или оправданием продления замораживания строительства поселений, одобренного израильским правительством. Израилю пойдёт на пользу, если следующие раунды переговоров будут вестись с позиции международного права”.
“РЕФЕРЕНДУМ ПО ИЗРАИЛЮ”
Даниэль Гордис, президент Фонда Шалема:
“Хотя некоторые израильтяне просто смирились с палестинской независимостью, другие и на самом деле считают, что палестинское государство является единственным способом решить этот бесконечный конфликт. К тому же, израильтяне понимают: воспламенило палестинский национализм, по иронии судьбы, то, что палестинцы стали свидетелями возрождения суверенного еврейского народа. Независимость позволила евреям вернуться на землю их предков, оживить свой древний язык, собирать своих изгнанников из далёкой диаспоры.
Тем не менее, Израиль не будет голосовать за палестинскую государственность, потому что голосование в ООН является больше референдумом по Израилю, чем по ПА. Маргинализированный как никогда прежде, сегодня Израиль является свидетелем продолжающихся ядерных устремлений Ирана, которого науськивают на него премьер-министр Турции Тайип Эрдоган и египетские толпы, презирающие Израиль лишь за то, что он существует. Иран, Турция и Египет приняли на себя такие позиции из-за радикализации в арабском мире, а не потому, что у них есть что-то общее с палестинцами.
Недавно Махмуд Аббас заявил, что палестинская земля была оккупирована в течение 63 лет. Следовательно, “оккупация”, на которую он ссылается, не является результатом победы Израиля в 1967 году, а, скорее, итогом создания самого Израиля в 1948 году. Если ООН проголосует за признание палестинского государства в свете этого понимания, то это будет просто дальнейшим затягиванием петли на шее Израиля.
“БЛИЖНИЙ ВОСТОК ИЗМЕНИЛСЯ”
Рашид Халиди, профессор Фонда арабских исследований имени Эдварда Саида при Колумбийском университете:
“Существуют только две реальные угрозы выживанию Израиля. Одной из них является дальнейшее покорение им палестинского народа. Другая угроза заключается в неспособности осознать, что Израиль находится на совершенно другом Ближнем Востоке, чем во времена Герцля, Вейцмана или Бен-Гуриона. Это был регион, в котором доминировали державы, принимавшие идею Герцля об Израиле как колониальном форпосте Запада. Такие вещи немыслимы на Ближнем Востоке, где суверенитет народа, в конечном счёте, начинает оказывать влияние на внешнюю политику государств, подобных Турции и Египту, и где народы, как в Ливии и Сирии, наконец, осознают свою власть, чтобы противостоять авторитарным правительствам.
Соединённые Штаты также должны адаптироваться к этому новому Ближнему Востоку, вместо того чтобы продолжать полагаться на запугивание уступчивых участников переговоров - таких, как недемократические арабские режимы, которые складываются, как домино. Палестинская администрация подвергалась угрозам и давлению, чтобы предотвратить межпалестинское примирение, которое является предпосылкой любой серьёзной попытки мирного урегулирования конфликта, и, чтобы предотвратить поездку Махмуда Аббаса в ООН для получения ПА статуса государства-члена ООН.
Истинная безопасность, стабильность и самоопределение для израильского и палестинского народов могут наступить лишь тогда, когда оба будут пользоваться равными правами на базе всеобщего равенства. Это может случиться, когда оба народа почувствуют себя на своей родине в безопасности, которая не основывается на дискриминации и отказе в правах, как это происходит сейчас в отношении Израиля к палестинцам.
Пока США поддерживают Израиль в отказе от немедленного прекращения строительства поселений и прекращении незаконной оккупации, палестинское государство не увидит света в окне, и любое обсуждение бесполезно. Пока мы, американцы, не изменим этот статус-кво, основанный на абсолютно местнических соображениях, как противоречащих нашим истинным национальным интересам и нашей моральной и юридической ответственности, справедливый и прочный мир наступит ещё нескоро”.
“СУДЬБА ИЗРАИЛЯ НЕ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ”
Аарон Дэвид Миллер, бывший советник республиканской и демократической администраций США, научный сотрудник Международного исследовательского центра имени Вудро Вильсона:
“Нижний предел выживания израильтян и палестинцев видится таким: даже без мирного соглашения израильтяне сохранят своё государство; проблема в том, что палестинцы (и арабы) никогда не позволят им полностью наслаждаться своей государственностью.
Давайте проясним ситуацию. Создание палестинского государства не является панацеей. Близость и озабоченность по поводу стабильности ПА потребует сотрудничества и взаимозависимости, которые будут сдерживать палестинский суверенитет и, вероятно, генерировать израильско-палестинскую напряжённость.
Тем не менее, без решения “двух государств для двух народов” положение Израиля ухудшится. Преимущество палестинцев в демографической ситуации, продолжающаяся израильская оккупация и ухудшение отношений с арабскими соседями, будут подрывать безопасность Израиля, не говоря уже об угрозе со стороны ядерного потенциала Ирана.
Но давайте не будем впадать в отчаяние. Представление, что Израиль неизбежно исчезнет или превратится в государство апартеида, вовсе не подразумевается.
Палестинцы слабы и разобщены, они “разбиты” на не менее чем пять избирательных округов. Израиль полностью контролирует только один округ, т.е. 300000 палестинцев в Восточном Иерусалиме, и очень многие из них предпочитают жить под контролем Израиля в качестве постоянных жителей, а не в плохо управляемом палестинском государстве.
Шансы, что палестинцы, живущие в других округах, будут требовать или ожидать получения гражданства в Израиле, крайне маловероятны.
Более того, Израиль является региональной сверхдержавой: он пожинает плоды своего развитого сектора “хай-тек”, а 120 его компаний высоко котируются на американских биржах.
Страна также обладает одним из лучших вооружений в мире, имеет тесный союз с США и, как сообщается в западных СМИ, обладает ядерным оружием.
Да, как утверждал Джон Мейнард Кейнс, в долгосрочной перспективе мы все умрём, но кто знает, где будет Израиль через 50 или 100 лет? Но государства не исчезают так просто.
И в обозримом будущем - без решения палестинской проблемы или с ее решением - Израиль не только выживет, но и, вероятно, будет процветать”.
“ПУТЬ К НАИМЕНЬШЕЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ”
Шибли Тельхами, профессор университета в Мэриленде, старший научный сотрудник Центра Сабана по ближневосточной политике Бруклинского научного общества:
“Эксперты и наблюдатели могут соглашаться или не соглашаться по поводу жизнеспособности Израиля без палестинского государства, но, в конце концов, израильтяне всегда будут думать, что они одни знают, что для них хорошо. Так как же израильтяне относятся к этому вопросу? Хотя они по-разному поддерживают вариант “двух государств”, большинство пессимистично оценивают его вероятность. И всё же, большинство израильтян считают, что без палестинского государства у них будут либо напряженные конфликты на долгие годы, или же сохранится статус-кво, и лишь немногие полагают, что палестинцы, в конечном счёте, откажутся от своих устремлений.
Экономика такого государства, конечно, будет сталкиваться с проблемами и, возможно, в конце концов, она должна быть взаимосвязана с экономикой Израиля и арабских соседей, но это не более сложная ситуация, чем нынешняя, или чем ситуации, с которыми сталкиваются многие государства.
Будет ли ПА стабильным государством? Конечно, к этому есть больше предпосылок, чем нет. В демографическом отношении палестинцы гораздо более однородны, чем население многих государств ближневосточного региона. В конце концов, показатель стабильности должен быть относительным, так как вариант “двух государств” является просто прагматичным решением, предназначенным для обращения к невыносимой реальности и отсутствию жизнеспособных альтернатив.
Мера нестабильности не должна быть ограничена палестинским государством и его соседями. Израильско-палестинский конфликт является дестабилизирующим фактором для всего региона и мира. Даже умеренно успешное соглашение, приемлемое для обеих сторон, увеличит глобальную стабильность”.
“МЕЧТЫ ПРОТИВ КОШМАРА”
Далия Шейндлин, докторант Тель-авивского университета по теме “Проблемы государств, провозгласивших себя в одностороннем порядке”:
“Легендарная военная мощь Израиля никогда не была способна противостоять “демографической угрозе”, боязни численного превосходства неевреев.
Никакая одержимость Израиля своей безопасностью никогда не была способна устранить эту либерально-демократическую угрозу, в которой права меньшинств бросают вызов еврейской гегемонии в культурной, политической и экономической жизни.
Вот почему на протяжении почти двух десятилетий все израильские лидеры признавали, что выживание еврейского демократического государства держится на принципе существования двух государств. Без независимой Палестины Израиль в скором времени будет вынужден предоставить полные политические права палестинцам в Иудее и Самарии под своим фактическим контролем. Единственным условием, при котором Израиль выживет, это ПА.
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу не отказывается ни от чего: ни от больших поселений в Иудее и Самарии, ни от Восточного Иерусалима, ни от жесткого подхода Израиля к вовращению палестинских беженцев, ни даже от своей личной национальной гордости. Как Сербия в 2008 году, Израиль официально поднимет большой шум о непризнании палестинского государства.
В личных раздумьях Нетаниягу считает, что палестинская инициатива ведёт к расшатыванию нынешнего политического и географического баланса, обоюдному устранению эскалации насилия. Страны, инвестировавшие в успех Палестины, заливали её дождём денег, товаров и капиталовложений. Как некоторые другие страны, объявившие о своей независимости в одностороннем порядке, ПА обретает международное признание через свои демократические достижения и присоединение к международным конвенциям. Экономический рост и национальная гордость дают палестинцам меньше стимулов к терроризму, так как им есть, что терять.
Но существует также и кошмарный сценарий. Коррупция, авторитарные элементы и упорные политические разногласия (несмотря на имеющиеся соглашения), по-прежнему отчуждают палестинский народ от своего правительства. Помехи со стороны поселенцев, блокпосты и стычки увековечивают их ярость. Гнев палестинцев, смешанный с религиозным фундаментализмом, направляется на Израиль, а терроризм и оккупация приводят вновь к войне.
Стабилизация палестинского государства является единственным шансом выживания Израиля. Но Израиль должен сделать всё возможное, чтобы помочь ПА, пусть и скрытно, или, по крайней мере, не навредить”.
“ПЛОХОЙ ВАРИАНТ И ВАРИАНТ ПОЛУЧШЕ”
Рами Г.Хури, директор Института по общественной политике и международным делам имени Иссама Фераса при Американском университете Бейрута:
“Простыми ответами на два вопроса: “Может ли Израиль выжить без палестинского государства? И может ли ПА быть стабильным государством?” не отделаться. Израиль мог бы выжить как военизированное государство, подобное режиму апартеида, окружённое массивными стенами и защитными противоракетными установками, а ПА могла бы быть стабильной, если бы обладала реальным суверенитетом и мирным израильским соседом.
Эти простые вопросы сегодня вполне уместны, хотя попробуем уловить две важные проблемы, объясняю%щие стойкий тупик в переговорах и палестинскую инициативу подачи заявки в ООН в целях признания государственности: почему израильско-палестинский конфликт продолжается седьмое десятилетие подряд в виде активных боевых действий, и почему Соединённые Штаты полностью потерпели фиаско, в течение почти 20 лет пытаясь стать посредником в мирных переговорах.
Американское посредничество в “мирном процессе” последовательно не срабатывало в течение десятилетий, потому что оно давало превосходство, или, по крайней мере, приоритет, вопросам израильской безопасности над такими же правами палестинцев на государственность, суверенитет и безопасность. Палестинская заявка в ООН на государственность отражает стратегический сдвиг от неудавшейся опоры на двухсторонние переговоры с американским посредничеством к многостороннему глобальному форуму. Тогда верховенство закона и государственного права могут быть применены более беспристрастно и последовательно по отношению к обеим сторонам в этом конфликте, потому что израильско-американский синдикат не будет в одно и то же время прокурором, судьёй и жюри присяжных.
Только обретение государственности обоими народами, подлинный суверенитет и взаимное признание могут обеспечить палестинцам и израильтянам их национальные права, безопасность и стабильность, которые являются неотъемлемыми элементами этих прав”.
* * *
Все эти высказывания являются разрозненными проявлениями определённого видения в политическом истеблишменте государств Запада. Общественное мнение не всегда совпадает с “реальной политикой”, и Израилю необходимы хладнокровие и прагматизм.
Игорь ФАЙВУШОВИЧ
comments (Total: 4)
А теперь рассмотрем, что будет, если это государство будет создано. Не надо долго гадать, достаточно посмотреть на карту. Израиль и сейчас крохотный, а в этом случаи он останется в границах, которые просто невозможно защитить. Отдача Восточного Иерусалима вместе с христианскими ценностями (что требует Аббас) опустит Израиль в глазах христианского мира.
Ну а те, кто очень заботится о демографии, вдруг с удивлением обнаружит, что сотни тысяч арабов из соседних стран, вернувшись в Палестинское государство, свободно проходят через дырявые границы и оседают в государстве еврейском.
Очень скоро от Израиля потребуют отдать Голанские высоты, а арабы Галилеи начнут бороться за свою независимость и создания автономной области. Ну вот и сбудется наконец мечта всех народов - конец еврейскому государству.
Поэтому вопрос надо ставить так - а выживит ли Израиль при создании Палестинского государства?
И ответ совершенно ясный - это будет самоубийственное для Израиля решение. И Нетаниягу должен это понимать.